bitov8080 prosto_chitatel 19.04.23 в 11:00

Архитектор, ученый, художник. Человек

Всем привет, друзья, принесла отчет из московского Музея Архитектуры им. Щусева с прошедшей зимой выставки, посвященной знаменитому советскому архитектору эпохи конструктивизма, Константину Мельникову. В 2020 году отмечался юбилей, сто тридцать лет со дня рождения мастера, но тогда по понятным причинам выставку отложили, и вот сейчас десять залов парадной анфилады особняка Талызиных-Устиновых, в котором находится музей, представляют зрителям осмысление жизни и творчества Константина Степановича. 

Пройдем по залам, каждый из которых посвящен какому-то периоду жизни Мельникова, либо идее, новации, разработке, предложенной архитектором в свое время. Экспозиция не разбита на хронологические отрезки из зала в зал, как можно было бы предположить, от детства, взросления и дальше к работам и проектам, а подсвечивает Мельникова с разных сторон. Как творца, учителя, мастера, архитектора, художника и просто человека. Кураторами выставки стали: Анна Кистанова, главный хранитель музея Мельниковых, Павел Кузнецов, его директор, и Елизавета Лихачева, на тот момент директор Архитектурного музея. Сейчас она заведует Пушкинским музеем на Волхонке.  Дизайном выставки занималось бюро Планета - 9, композиционно вписав в залы музея цвет, витрины с макетами, картины и инсталляции.

Первый зал называется «Визионер», и центральным объектом здесь можно назвать макет масштабной задумки Мельникова, которую не удалось реализовать — Здание Наркомтяжпрома. В 1934 году был объявлен конкурс на строительство Народного Комиссариата Тяжёлой Промышленности, строить здание предполагалось на Красной площади. В проекте Мельникова были заложены 41 надземный и 16 подземных этажей, на 16 этаже находился главный парадный вестибюль, смотрящий на Красную площадь, и лестницы, в том числе - движущиеся.  В пояснительной записке Мельников написал: «База социализма — тяжелая промышленность. Это должно быть выражено в монументальном здании Наркомтяжпрома»

Что такое визионер? В русский язык это слово пришло из французского, visionnaire (или от лат. visio — «видение») означает провидца, мечтателя, прорицателя.  Это человек, которому открывается картина будущего, и Мельников был именно тем самым человеком, опередившим свое время, не до конца понятым и оцененным современниками. В том же зале расположили выдержки из статей с критикой работ и проектов архитектора.

Второй зал рассказывает о становлении Мельникова, здесь собраны ранние студенческие работы, вполне классические рисунки, и первые проекты. Мельников родился в многодетной крестьянской семье и с самого раннего возраста увлекся рисованием. Это заметили родные и отдали мальчика в иконописную мастерскую. Константину не понравилось следовать строгим канонам росписи икон и продержался в мастерской он всего лишь месяц. Однако юный талант заметил инженер Владимир Чаплин и даже нанял ему учителя рисования. Так, в 1905 году Мельников поступает в Московское училище ваяния и зодчества.

Свою профессиональную деятельность Мельников начал в мастерской Моссовета, где благодаря архитектору Щусеву получил один из первых заказов. Мало кто знает, но Мельников разрабатывал саркофаг Владимира Ильича Ленина.  Саркофаг был придуман слишком сложным для воплощения теми методами, которые имелись в то время, поэтому утвердили проект попроще. Этой работе посвящен отдельный зал, который называется "Сон. Смерть. Бессмертие".  Название перекликается не только с центральным экспонатом этого зала - макетом саркофага, чей оригинал находится в Историческом музее, но и с темами жизни, смерти и бессмертия, которые всю жизнь волновали Мельникова. 

В конце двадцатых годов шел конкурс на проект оздоровительного центра для трудящихся «Зеленый город», и если другие работы изобиловали предложениями по обычным видам отдыха и восстановления, Мельников сделал упор на здоровый сон. Его вообще интересовал процесс сна, как способ оздоровления и омоложения организма. Мельников считал, что когда человек бодрствует, он устает и старится, а когда спит, «ест и пьет» сон, молодеет при этом и насыщает организм покоем. Помимо проекта для поселка отдыха рабочих, который не получил продолжения, Мельников придумал и реализовал фактически капсулу сна.

Так можно назвать спальню в его доме в Кривоарбатском переулке, куда я попала с экскурсией задолго до экспозиции в Архитектурном музее. Сейчас дом закрыт на реконструкцию, а мне удалось каким-то чудом «урвать», что называется, билеты в дом Мельникова. Дело в том, что доступ к бронированию и покупке открывался на сайте всего два раза в месяц. И каждый раз к продаже было выставлено всего пять билетов. То есть, экскурсия по дому, памятнику архитектуры, проходила два раза в месяц и состояла из пяти человек. Билеты разлетались за секунду. Старт продаж открывался в одиннадцать утра, через секунду билетов не было. В общем, мне уже просто из спортивного интереса хотелось попасть в этот храм полета фантазии и изобретательности.

Дом Мельникова представляет собой два цилиндра, объединенные перекрытиями. Это полностью экспериментальный проект, можно сказать, эксперимент всей жизни архитектора, под который он получил государственное разрешение и субсидию. Ее правда не хватило для строительства дома, по ходу обнаружилось проседание и подмыв почвы, материала на выделенные деньги было недостаточно. И все же это строительство — частного, нужно подчеркнуть — дома во времена, когда о частном не заикались, можно считать чудом. Но чудо это Константин Степанович строил не просто так, он хотел запатентовать свои изобретения, ажурную кирпичную кладку, перекрытия и окна-соты, почти полностью скругленные стены дома, что давало небывалую экономию, и поставить на благо служения народа. То есть, строить подобным методом дома — коммуны для рабочих и трудящихся.

Вернемся в особняк музея им. Щусева. Третий зал экспозиции рассказывает про самые ранние эксперименты Мельникова, благодаря которым он  стал известен. Здесь находится макет павильона Махорка. Павильон был создан Мельниковым в 1923г. для  Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, что проходила на территории нынешнего парка им. Горького. Павильон отличали вынесенная наружу винтовая лестница, остекленные углы и причудливый вид, а внутри демонстрировались достижения табачной промышленности. 

В двадцатые годы Мельников спроектировал так же Сухаревский рынок, который находился тогда между современными Трубной улицей и Сухаревским переулком.  Из всего комплекса сейчас осталось только здание конторы рынка, которое считается одной из самых ранних  работ архитектора, "доживших" до наших дней. 

Мельниковым были реализованы многие проекты, в том числе знаменитый Бахметьевский автобусный парк в Марьиной роще, Новорязанский гараж, клуб фарфорового завода имени газеты «Правда» в Ликино-Дулёво и клуб имени Русакова, здание конторы Ново-Сухаревского рынка, дом в Кривоарбатском переулке.

Вспомним еще один нереализованный проект из целой серии таких работ. В начале тридцатых годов проводился конкурс на проект Дворца Советов в Москве. Там Мельников внес свое предложение  - сделать Дворец Народов. Он предложил здание в виде перевернутого конуса, которое противопоставлялось пирамиде устройства мира, выведенной Мельниковым. Дворец Народов должен был олицетворять новое общество, в котором вверху находится простой народ, занимающий главное положение в государственном устройстве. 

Следующий зал посвящен работам Мельникова за границей. В 1924 году в Париже проводилась Международная выставка декоративного искусства и художественной промышленности, для представления на ней Страны Советов требовался павильон, который бы отвечал главному тех заданию: он должен был «резко отличаться от всей существующей буржуазной архитектуры». Проект Мельникова победил в конкурсе. Павильон состоял из двух этажей со стеклянными стенами, на второй этаж вела лестница с оригинальным перекрытием. Еще до начала выставки он привлек большое внимание прессы и принес Мельникову мировую известность. После завершения выставки павильон не разбирался и использовался, как клуб рабочих.

А это - макет проекта Мельникова для  гаража на тысячу автомобилей над мостами Сены. Кстати, для создания самого макета гаража на эту выставку дизайнерам и художникам потребовалось больше двух лет.  

На смену конструктивизму 20-х годов шла другая эпоха, и Мельникова постепенно отстранили от больших проектов в архитектуре. В 1949 году ему удалось получить работу, он был приглашен преподавать в Саратовский автодорожный институт.

Последний зал выставки возвращает нас к Мельникову, как к человеку, который совмещал в себе грандиозные замыслы, переворачивающие с ног на голову представления об архитектуре, и одновременно был последователем традиционных ценностей. Очень любил и ценил жену, детей, семейный уклад. На этой «домашней» ноте, в комнате, которая воссоздает большую комнату в доме Мельниковых, заканчивается путешествие по экспозиции. /но не заканчивается наше/, ваш p_ch

«Мне так казалось, весь мир лежит у моих ног, заказы в Париже, заказы в Москве… и вдруг все это рассеялось как дым. Свержение, отлучение, забвение, но может, все это и было дымом, ничего не значащим и совсем ненужным».(с, К. Мельников)

 

 

 

#imhoch #alterlit #мельников #архитектура

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 74
    24
    447

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Arhitector

    По эпохе и люди: с великими творениями как сама эпоха. А теперь внимание, вопрос: назовите мне хотя бы одну, достойную внимания монументальную архитектурную постройку, родившуюся в Российской Федерации после 1991 года. ...Что как бэ и следовало доказать.

  • vika70

    Arhitektor смотри фото, все постройки достойные, младше 1991 года, хотя мой муж и в 1990 году был очень востребован, в 1994 году был лауреатом архитектурного фестиваля "Зодчество". Он фанат архитектуры

  • Karl

    Спасибо, обажаю такой стиль в архитектуре!

  • vika70

    Kremnev207 стиль мастера

  • moro2500

    Евгения, как всегда познавательно и интересно.. как же вовремя появилась возможность нормально посмотреть фотки.

  • USHELY

    Серый ужос в тумане бетонной пыли, ять

  • bitov8080
  • bastet_66

    С удовольствием походила вместе с автором статьи по залам музея. Завораживает. У меня сын архитектор. Когда учился в университете, рассказывал, показывал разные архитектурные направления. Довелось увидеть то, на что раньше даже не обращала внимание. Отличные фото! Работы мастера поражают даже не особенностью, а тем, что такое придумать и построить было возможно в начале двадцатого века.

  • bitov8080

    bastet_66 ого, для меня архитекторы это какие-то полубоги, если честно) Спасибо!