Обзор фильма «Бешенство»

Жанр: триллер, драма.
Режиссер: Дмитрий Дьяченко.
В ролях: Алексей Серебряков, Всеволод Володин, Евгений Ткачук, Георгий Дронов.
Год выпуска: 2023. 

Зима, Сибирь, охота, водка, сума, тюрьма, медведь-прокурор — знакомые до дрожи каждому русскому национальные мотивы и сюжеты. Среди всего этого несколько клюквенного антуража и разворачивается сюжет фильма «Бешенство». Что, собственно, происходит на экране? Авторитарный и жёсткий отец (Алексей Серебряков) привозит сына-героинщика (Всеволод Володин) на малую родину (Алтай) для лечения и реабилитации от наркозависимости. Чёрный японский джип мчит героев прямиком в сибирские морозы, почти как в известной ресторанной песне советского недорокера Кузьмина. Надо сказать, что для острастки панорама природы, по которой и едет внедорожник, представлена в перевёрнутом виде, а горный ландшафт напоминает оскал свирепого хищника, что как бы намекает на дальнейшее развитее событий. Далее зритель знакомится с суровыми и беспощадными методами народной медицины в области наркологии, которыми отец пытается выгнать из сына хмурого и изворотливого демона. А тут ещё одна напасть — у животных, живущих в сказочном диком лесу, случается бешенство, и они начинают безрассудно нападать на вооружённых и не очень людей. Теперь главный герой разрывается между борьбой за жизнь с кровожадными волками и сильнейшим желанием сына вмазаться по вене во чтобы это ни стало. 

В жанровом отношении картину можно обозначить как снежный триллер или таёжный ужастик — благо, растерзанные человеческие трупы в фильме действительно присутствуют. За этот любопытный жанр взялся не новичок в кино, но дебютант в кинострашилках Дмитрий Дьяченко. Этот режиссер хорошо знаком массовому зрителю по семейным фильмам «Чебурашка», «Последний богатырь», а также многим развлекательным телепроектам для канала СТС. Иными словами, если ты снял несколько сверхприбыльных работ — то ты имеешь право попробовать снять что-нибудь и в угоду собственным желаниям. В итоге получился довольно крепкий одноразовый фильм, который, скорее всего, без следа растворится в мутном и некогда бурном прокатном потоке. Коктейль из маскулинной справедливости, постоянной перспективы умереть, сделав следующий шаг, социального кошмара и приправленный щепоткой запоздалых сантиментов, всегда нравился отечественному зрителю. Разумеется, если его грамотно приготовить и со вкусом подать.

Отдельного внимания достоин актёрский состав фильма. Серебряков как всегда блестяще воплотил образ волевого и сильного русского мужика и вопреки сложившейся традиции, выпивает в кадре всего пару стопок водки (что тем не менее не избавляет фильм от титра про злоупотребление алкогольной продукции). Можно сказать, что на Алексее и держится сюжет, кастинг и игра остальных актёров, из которых следует отметить Евгения Ткачука и Георгия Дронова. Ткачук и Серебряков уже играли в паре в фестивальной, но вполне приличной комедии про Витьку Чеснока и Лёху Штыря. А Дронов смог удачно перевербоваться из придурковатого Костика Воронина (тупой одноименный ситком на федеральном канале) в человека с печатью русской обреченности на лице. 

Пожалуй, самым слабым местом кинокартины является сценарий. Сценарист «Чернобыля» (всего лишь фильм с Козловским, а не пятисерийный шедевр от НВО), «СуперБобровых» и фильма «Родные» сделал свою работу с явными прорехами и откровенно слабыми местами. Иногда, скатываясь в откровенную чернуху (например, сцена на кладбище в начале фильма, которое представляет из себя местный филиал «Клуба 27»), сценарий петляет среди так до конца и непонятной в причине возникновения, но, тем не менее, весьма лютой ненависти между отцом и сыном. Нелепости (большие и маленькие) сопровождают работу на протяжении всего хронометража — это и странноватые поступки героев (например, оставить патроны с дробью в УАЗике или не выбросить изъятый у подростка-наркомана героин), и бессмысленные, ничего не раскрывающие монологи персонажей, и слишком очевидный закос под запад в поворотах сюжета. Попытка же раскрыть тему зависимостей (будь то наркотики, алкашка, игра в PlayStation, любовь к баблу или к человеку) превратилась в типичные обобщения, не лишенные гротескного деления исключительно на чёрное и белое. Либо ты алчешь денег и готов выворачивать этот мира наизнанку ради круглого счёта на своей карте, либо живёшь в тайге с дикими зверями и тебе вообще не нужны ни денежные знаки, ни государство. Третьего якобы не дано. А пресловутая проблема отцов и детей решается довольно просто — совместным попаданием в экстремальную ситуацию и прохождением через переживаемый (или непереживаемый) хоррор. Тургенев наверняка бы удивился, хотя... не факт!

Помимо прочего, хочется отметить и операторскую работу Юрия Никогосова (сериалы «Псих», «Чики»). Разумеется, такую сногсшибательную натурную локацию как сибирская тайга снять откровенно паршиво вряд ли получилось бы, но, как известно, нет предела совершенству. У Юрия как раз и не получилось снять плохо. Тайга в его объективе — полноценный действующий персонаж: не положительный, не отрицательный, но определённо не второстепенный. А быт и жизнь деревни, мастерски показанной оператором в картине, нагоняют жути, чуть ли не больше, чем клыкастые лесные убийцы. 

Подводя итоги вышесказанному, отмечу — пересматривать эту работу не захочется точно, ибо она далеко не шедевр, но неплохо скоротать вечер под неё все же получится. Всё-таки проверенные западом сюжетные ходы, наложенные на реально случившуюся у нас историю, дают неплохой результат. А герои, доведенные обстоятельствами почти до состояния пещерных людей, способны вызвать интерес у публики, скучающей по хорошему настоящему кинематографу. Плюс — в кадре реальные живые дрессированные волки, правда, привезенные из Венгрии, а не из Тамбовских или Брянских лесов. И как фон, который почти не замечаешь — та самая Россия, в которой даже медведь не прокурор. 

Так как в фильме затронуто несколько тем, то подборок из похожих фильмов будет две.

Из фильмов о борьбе с наркозависимостью:
— «Аптечный ковбой» (реж. Гас Ван Сент, 1989 г).
— «Обед нагишом» (реж. Дэвид Кроненберг. 1991 г).
— «На игле» (реж. Дэнни Бойл, 1995 г).
— «Дневник баскетболиста (реж. Скотт Кэлверт, 1995 г).
— «Реквием по мечте» (реж. Даррен Аронофски, 2000 г). 
— «Трафик» (реж. Стивен Содерберг, 2000 г).


Из фильмов о столкновении человека с опасными животными: 
— «На грани» (реж. Ли Тамахори, 1997 г).
— «Схватка» (реж. Джо Карнахан, 2010 г), 
— «В лабиринте гризли» (реж. Дэвид Хэкл, 2013 г). 
— «Роковой маршрут» (реж. Адам МакДональд, 2014 г).

#creativemarket #бешенство #алексей_серебряков #обзор_фильма #что_смотреть

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 18
    14
    255

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • USHELY

    Обзор написан годно. Смотреть буду только за деньги или встряну у друзей 

  • shelley

    >Из фильмов о борьбе с наркозависимостью:

    Хаха, чё-то я не заметил никакой борьбы в фильмах "На игле" и "Голый завтрак". Или автор обзора просто не хотел пугать нас заголовком "Фильмы про торчков"? (но где же тогда Breaking Bad?)



  • Arhitector

    Господин Серебряков как по мне - так мелковат для роли сибирского тарзана и выживальщика. Типаж не тот. Ему более подходят какие-то армейско-офицерские роли. Ну, как в 9й роте, помните? "...Никто и никогда не смог завоевать Афганистан..."

  • bastet_66

    Спасибо за обзор, прочитала с интересом. Понравилось, что автор умело вплетает немного иронии по поводу сценария, операторской работы. Но вот покоробил ярлык «недорокер Кузьмин». Не то, что я не согласна с этим утверждением, а оно здесь как бельмо на глазу. А вообще статья отличная. Понравились подборки. Жаль, что только иностранные фильмы упомянуты.

  • Venemars

    Поклонник актёрского таланта Серебрякова, поэтому обязательно постараюсь посмотреть. Спасибо за обзор!