vasyukhin Влад Васюхин 06.04.23 в 08:55

Император Олешко

Не раз и не два призывал я в своих колонках смотреть спектакли с участием больших актеров. Потому что это только кажется, что ещё успеем. Нет. Ничего нельзя откладывать. Другого раза, как правило, не бывает... 

И вот сейчас, размышляя о свежей премьере Вахтанговского театра, о «Павле I», задаю себе вопрос: что же мне так мешало в свое время посмотреть поставленный в Театре Советской армии в 1989 году спектакль Леонида Хейфица с Олегом Борисовым в заглавной роли? Вроде и билеты не были дефицитом, и стоимость их не зашкаливала, и шел спектакль несколько лет. Но кто же знал, что в 1994 году Борисов умрет в 64 года... А как интересно было бы сравнить сегодня и его игру, как говорят, гениальную, и весь спектакль с нынешней премьерой. Но я был тогда очень молод и не очень любопытен. 

Народный артист СССР Олег Борисов в спектакле «Павел I»

За неимением собственных впечатлений, могу лишь процитировать один из критических отзывов: «Что в этом спектакле делает Борисов со своим голосом, какое богатство интонаций в его скрипичном тембре — там вьюга ночного морозного Петербурга, там острота гоголевского “въедливого письма”, но больше всего в нем — сдавленного плача. И почти исчезающий голос, едва озвученный выдох, исходящий из груди, вопрошающий: “Александр?” — в сцене, когда Павел Первый узнает о предательстве сына». 

Павел Петрович, сын Екатерины Великой, желавший сделать всех счастливыми, наверное, самый загадочный из русских императоров. Самый некрасивый. И один из самых нелюбимых. Со школьной скамьи мы усвоили, что он был самодуром, безумцем, вводил прусские порядки, и не зря после его свержения, то есть убийства, в столице исчезли все запасы шампанского — так бурно праздновали. И хотя последние сто с лишним лет Павел I преподносится историками как реформатор, как фигура сложная, а не анекдотическая, как многогранная, а не плоская, все равно отношение к нему, мягко скажем, настороженное. 

И в то же время интерес к Павлу налицо: и телепередачи ему посвящают, и спектакли про него ставят, и отличный фильм снят — «Бедный, бедный Павел», где императора сыграл Виктор Сухоруков, и даже есть балет «Русский Гамлет» (судьба закомплексованного Павла вызывает аналогии с шекспировским принцем). И вот — премьера в одном из главных театров страны. 

Режиссер спектакля Наталья Ковалева сама сделала сценическую версию с подзаголовком «неисторический миф», но в качестве авторов на афише — два имени: Д. С. Мережковский и Е. Р. Симонов. Конечно, они не соавторы. Более того, их тексты написаны разными способами организации речи — у первого прозой, у второго стихами. 

Свою историческую пьесу «Павел I», сочиненную в Париже в 1908 году, Дмитрий Мережковский называл «драмой для чтения», то есть адресовал его не зрителю, а читателю. Жизнь, конечно, рассудила по-своему. Многолюдная драма, пусть и в урезанном виде, обрела сценическую и даже кинематографическую судьбу. 

А Евгений Симонов, почти двадцать лет был главным режиссером Вахтанговского театра. Помимо режиссуры, он занимался драматургией, среди его сочинений есть и трагедия в стихах «Смерть Павла I», которую он сам и поставил в 1990 году. Правда, на сцене маленького и уже несуществующего театра, носившего имя его отца, сейчас это филиал Вахтанговского театра — Симоновская сцена.

Можно спорить — насколько уместен и удачен этот монтаж из двух неравноценных в художественном отношении произведений. Можно попенять Ковалевой, что она в погоне за зрительским вниманием слишком упростила Мережковского и его мысли об антихристианском характере самодержавия — не зря же при жизни автора пьесу признали крамольной, указали, что в ней «дерзостное неуважение к Высшей Власти». К тому же, режиссером был дописан персонаж, которого у авторов нет — Павлу является тень его матери. Но смотреть спектакль определенно стоит ради замечательной актерской работы. 

Многих удивит выбор исполнителя на главную роль. Императора в этом спектакле играет... Александр Олешко. 

Александр Олешко в спектакле «Павел I»

Есть такая быль. Актер Петр Алейников получил всенародную славу после роли весельчака-шахтера Ивана Курского в фильме «Большая жизнь». И стал заложником этого образа. Его даже звали за глаза Ваня Курский. Через несколько лет Алейников талантливо сыграл Пушкина в историческом фильме «Глинка», но всякий раз, когда он там появлялся в кадре, зрители смеялись (а разве мы с вами не смеялись бы, увидев Геннадия Хазанова или, допустим, Юрия Гальцева в роли Иосифа Бродского?!) И даже Сталин, посмотрев эту ленту, сказал, как отрезал: «Ваня Курский не должен играть Пушкина!» 

Из-за телешоу, всех этих «Точь-в-точь» и «Больших разниц», у 46-летнего Александра Олешко сложился имидж сладкого, доброго, рафинированного конферансье, который хочет всем понравиться, ведущего-зажигалки. И в Театре Вахтангова, где сильнейшая труппа, Олешко — далеко не «первый номер», не звезда уровня Маковецкого, Князева или Добронравова, у него там лишь одна большая роль — в комедии «Мадемуазель Нитуш», а еще он читает там с участием оркестра несколько сказок для детей. И вдруг — такая серьезная трагическая роль. 

Конечно, артист понимал, что его будут сравнивать с предшественниками (когда Борисов заболел, на роль Павла ввели Валерия Золотухина, и он, по отзывам, тоже играл превосходно). Но риск оправдался. 

Этим перевоплощением Олешко доказал всем, кто не воспринимал его как настоящего драматического актера, как не правы они были. Его Павел эксцентричен, однако это не пародия. И пластикой, и голосом артист тонко передает чувства своего героя, его одиночество, страхи и страдания, жажду любви и власти.

Если бы присуждалась «Золотая маска» в номинации «Разрушение стереотипов», то Александра Олешко можно смело номинировать на неё. Подобных метаморфоз ни с одним из артистов (во всяком случае в нынешнем сезоне) точно не происходило!

#новые_критики #театр #театральный_обзор #олег_борисов #театр_вахтангова #александр_олешко

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 4
    4
    307

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • chey_tuflya

    Олешко интересен как актёр. Тут, конечно, есть некая зависимость от образов, но как актёр он прекрасен.

    С удовольствием гляну по случаю спектакль.

    Спасибо.

  • udaff

    Олешко, как хороший актёр, у меня никаких сомнений не вызывает.  

  • Arhitector

    У меня всегда такие постановки вызывают отторжение в том плане, что ходить на них - значит смотреть враньё и обманывать самого себя. Ну что толку смотреть на "жизнь царя", исковерканную театральными сценаристами и режиссёрами согласно их "вольнопрочтению"? Это всё равно что лицезреть на сцене например Ленина, носящего ирокез и куртку-мотоциклетку - да, посмотреть можно, но чисто ради развлечения, а не для узнать действительные подробности жизни.

    Ходить в театр на постановки, продуцирующие историческое враньё и искажения - желания как-то нет.

  • bastet_66

    Интересный обзор. Жаль, что автор даже не намекнул, как сценарист смог соединить прозаический и поэтический тексты. Но посмотреть очень хочется. И на главного героя тоже с удовольствием посмотрела бы. Олешко – талантливый актер. У меня сомнений нет в этом утверждении. Спасибо.