vasyukhin Влад Васюхин 30.03.23 в 08:43

Фильм лучше!

Можно сказать, что это уже тренд — перенос популярных кинохитов на театральную сцену. Берут сценарий фильма — и понеслось. Спросите: зачем? 

Во-первых, отсутствие свежих идей, кстати, как и в музыке (вспомните вопрос Киркорову от «розовой кофточки» на пресс-конференции: «Филипп, почему в вашем творчестве так много ремейков?»). 

Во-вторых, банальное паразитирование на известных и любимых народом названиях. Гораздо легче продать имя, бренд, чем «ноунейм».

В-третьих, ну сколько можно мусолить бедную «Чайку» и вырубать «Вишневый сад»? Режиссеры ищут новый (для сцены) материал. 

Из киносценария делается или полноценный спектакль, или, как в случае с ноу-хау от Театра им. Ермоловой — читка, читакль, концертное исполнение, когда известные актеры не мучают себя зубрежкой, репетициями, примеркой костюмов, а читают реплики с листа, сидя рядком. У ермоловцев этот проект запущен с 2017 года и называется «Кино на сцене». Сопровождается читка живой музыкой, а одноразовость, то есть уникальность, акции и участие приглашенных «звезд» позволяют установить на билеты конский ценник. Таким образом уже воплотили «Покровские ворота», «Неуловимых мстителей», «Карнавальную ночь», «Любовь и голуби», «Берегись автомобиля» и другие киношедевры. 

Худрук Театра им. Ермоловой Олег Меньшиков — вдохновитель и постоянный участник проекта «Кино на сцене»

Что же касается постановки спектаклей, то здесь каждый идет своим путем. К примеру, Никита Сергеевич Михалков перенес на сцену свой фильм «12» — о двенадцати присяжных заседателях, где сам играет того же героя, что и в кино, но такого же звездного состава, как в фильме, ему собрать не удалось: иных, как Алексея Петренко, Валентина Гафта и Сергея Арцибашева, уж нет на свете, а Михаил Ефремов, как говорится, далече. Таким образом, это совершенно иная версия, хотя и сделанная самим автором. 

А вот Юрий Муравицкий в Театре на Таганке поставил недавно спектакль по мотивам известнейшего фильма Эмира Кустурицы «Черная кошка, белый кот» по-своему, без оглядки на оригинал. 

Криминальная, а правильнее сказать, абсурдно-безумная комедия про балканских цыган переработана Муравицким с фанатской любовью. Режиссер вспоминал в интервью, что получил на постановку благословение автора: «Он посмотрел на меня глазом большого кита». 

Юрий придумал «театр в театре», точнее, «театр в цирке». Эту яркую, разухабистую историю разыграли бродячие циркачи, цыганских баронов и членов их семей сыграли клоуны и клоунессы, в их числе оказалась даже народная артистка России сногcшибательная Любовь Селютина, работающая на Таганке с 1974 года. Зрелище получилось довольно удачным, хотя и немного утомительным. Меня оно сподвигло на то, чтобы пересмотреть фильм. 

Сцена из спектакля «Черная кошка, белый кот» Театра на Таганке. © пресс-служба театра

А вот в Вахтанговском театре в этом сезоне замахнулись сперва на «8 1/2» Федерико Феллини, а после представили и сценическую версию «Амадея» Милоша Формана. 

Оба фильма не нуждаются в представлении.

История про то, как успешный кинорежиссёр Гвидо (в его роли Владимир Вдовиченков) снимает новый фильм и переживает при этом творческий и духовный кризис, почти автобиографична для великого итальянца. Но обещанной иронии и тонкого юмора в этом, на мой вкус, пресном спектакле, поставленном Лейлой Абу-аль-Кишек, почти что и нет. Есть сны и размышления, фантазии и воспоминания, ссоры главного героя с женой (Анна Дубровская — лучшая в этом спектакле) и коллегами. Возможно, спектакль еще наберет силу. Это же не кино, где ничего уже не исправить. 

Сцена из спектакля «Феллини. 8 ½» Театра имени Вахтангова

С «Амадеем» получилось поживее, хотя долгие монологи Сальери (Алексей Гуськов) в начале и в конце спектакля явно нуждаются в сокращении. Об этом спектакле я планирую написать отдельно.

Сцена из спектакля «Амадей» Театра имени Вахтангова

До конца сезона обещаны премьеры в Театре на Бронной — на основе сценариев двух знаменитых отечественных фильмов о войне — «Летят журавли» и «А зори здесь тихие...» Не будем гадать, что из этого получится. Посмотрим. 

Мне могут резонно возразить, что сравнивать кино со спектаклем в общем-то странно. Согласен. Разные жанры. Разные возможности. Разные бюджеты. Разная атмосфера. Но едва ли простой зритель удержится от соблазна оценить по простому критерию: лучше/хуже. Ведь создатели спектаклей сами нас к этому подталкивают, взявшись за уже когда-то удачно воплощенный киноматериал. Так что без обид, пожалуйста. А сделать свою удачную кавер-версию и затмить оригинал — вполне решаемая задача. В музыке такое бывало много раз.

#новые_критики #театр #театральный_обзор #театр_ермоловой #олег_меньшиков #театрнатаганке #театр_вахтангова

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 10
    8
    395

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.