Прогулки с князем

                   Итак, друзья, приглашаю прикоснуться легонько к  российской истории.

                   Есть тут историки?

 

                Мне тут попалась в руки...ну, как попалась?... эта книга давно была у нас в семейной библиотеке. Она видимо ждала своего часа.

               Очень  неприглядная с виду, с буковками ять, которые немного отпугивали, она совершенно не просилась в руки. Но  у меня закончилось  повседневное чтиво и я ее раскрыл: «Князь   П.В.Голицин.  Время императора Петра Второго и императрицы Анны Иоановны».  Перевод с французского, 1909 г.                                            

              О, как!

               Предисловие меня сразу насторожило: «Князь П.В. Голицин –эмигрант....У таких изгнанников чувство горячей любви к родине всегда обостряется тяжелой, подчас мелочной и придирчивой, и почти всегда злобной критикой того на родине, что заставило их покинуть её»

              -Однако,-подумал я , -Тут есть что то, что мне не рассказывали в школе!- и я углубился.

               Нужно сказать пару слов об авторе.                                                              

               Из потомственных аристократов. В юности – прощелыга, распутник, вхожий в круг голландского посла барона Геккерена. Ему приписывали авторство «Диплома рогоносцев», ставшего причиной гибели А.С.Пушкина

               В молодости- интеллектуал, авторитетный историк, автор нескольких работ, в том числе –«Российского родословного сборника».

                В зрелости – эмигрант, либерал, скандальный журналист, соратник Герцена, с которым безуспешно боролось почти все Третье отделение.

                 Ну и как вам этот анфан терибль?

                  В этой книге Голицин описывает указанную эпоху живым, остроумным, подчас очень злым  языком, не щадя ни свою родню ни тех кто « жадною толпой, стоящие у трона».

                    Смена власти, происходящая после смерти Петра Первого, подана кратко, но выпукло. Состояние России в  эту эпоху заставляет вздрагивать и чесать в затылке.

                   Придворная жизнь Петра Второго, вступление на престол Анны Иоановны, действия Верховного Тайного совета, бироновщина, дворцовые шуты, интриги, переворот Елизаветы предстают здесь в орнаменте дворцовых сплетен, даже анекдотов,  страшных подробностях мести временщиков, казни немилых

                Просто жуть, как интересно!

               Книга познавательна. По крайней мере для меня.

               Вот например:

              Автор предполагает, что проживи еще лет пятнадцать Петр Первый  и столица России была бы перенесена на берега Босфора.

                Сектанты (раскольники) были намного образованнее российского духовенства.

               Жизнь помещиков по деревням, за очень немногим исключением, - жизнь растительная, тупая, беспросветная.

               Страсть к карлам, калмычкам, калмыкам, к шутам была очень велика.

               Многие из гвардейских офицеров постоянно жили в отпуску. Такой отпуск всегда покупался. Многие платили крепостными.

               Меньшиков в изгнании выказывал большую душевную силу. Он превратился вдруг в образец терпения, кротости и спокойствия.

                Остерман А.И. вице-канцлер и первый кабинет-министр при Петре Первом  пережил несколько государей, удержался на плаву , не совершая  резких политических движений и не подписывая сомнительные документы о престолонаследии. В такие дни он просто бюллетенел и выздоравливал сразу же после разрешения ситуации! (Не нужно торопиться!)

                 После смерти Петра Второго  Тайный Верховный  совет хотел ввести в России чуть ли не парламентское правление!

                Еще один бывший вице-канцлер некто барон Шафиров в молодости имел фамилию Шапиро и был сидельцем в мелочной лавке.

               Шайкой Долгоруковых было составлено подложное завещание Петра Второго с фальсифицированной подписью  о том, что власть после его смерти переходит к его невесте -княжне Екатерине Долгоруковой, но эту «филькину грамоту» сразу отверг Тайный Верховный совет. Потом эта затея аукнется семье Долгоруковых.

               В 1822г. между князем-кесарем И.Ф.Рамодановским  и  сенатором князем Г.Ф.Долгоруковым произошел кулачный бой. Типа поединка. Победитель неизвестен...

Бирон превзошел в своей алчности всех временщиков которые либо существовали.

               По старшенству (закона о престолонаследии не было) корона  Российской империи должна быть принадлежать Макленбургской принцессе Екатерине Ивановне, старшей дочери  Ивана Алексеевича.

Анна Иановна любила перекинуться в картишки и никогда не брала своего выигрыша. Проигрывалось и   выигрывалось  до 15000 червонцев  в вечер.

              Своему истопнику Анна Иоановна даровала дворянство. Его правнук стал военным министром.

              При дворе А.И. было шесть шутов, один из Италии –некий Педрилло. По воскресеньям, когда А.И. шла от обедни шуты должны  были сидеть на корточках вдоль стен и кричать «кука-реку», а ведь среди них были два князя и граф. Еще шуты должны были драться между собой.

              Дети Бирона были распущены и вульгарны.

              Дочь Бирона была горбата и некрасива, но очень умна.

               Так как денег в казне хронически не хватало А.И учредила особый Доимочный приказ. Что то типа нынешних коллекторов. Как собирались недоимки:  в деревнях  была объявлена круговая порука, богатые отвечали за неимущих. Помещики отвечали за своих крепостных, в гос.селах  ответственными были  голова и староста. В городах –магистрат и бургомистр. Воевода отвечал за город и уезд. Посылался взвод солдат  и у зажиточных забирали все вещи, мебель, домашний скарб, скот  и все продавалось с молотка по баснословно    низкой цене. Если вырученная сумма не покрывала недоимок, собственника проданного  арестовывали, заковывали в кандалы, сажали в тюрьму и ежедневно раздетым и необутым выводили на площадь, где давали плетей .Дворян тоже сажали в тюрьму и держали на хлебе и воде пока искомая сумма не будет внесена. Пороли кнутом даже воевод!

               Обычно дело разрешалось уплатой офицеру взвода громадных взяток.

               Между Москвой и Петербургом держались венные кордоны для безопасности путешественников , ибо разбои были повсеместные.  В Петербурге патрули ходили по улицам всю ночь.

               Подкупали агентов, арестовывали их под предлогом того, что они хулили императрицу или Бирона и водили по улицам под конвоем, а те указывали на мимо проходивших людей, или на владельцев домов, как на своих сообщников. Тех арестовывали и им приходилось откупаться  суммой, смотря по достатку.

               Кабинет-министр императрицы А.И. некто А.П. Волынский заказал придворному пииту Тредъяковскому хвалебные стихи в честь императрицы, предварительно, отхлестав сочинителя по щекам *видимо для вдохновения!) Тот решил пожаловаться, но был перехвачен в приемной Бирона, отхлестан по щекам еще раз, а потом получил еще семьдесят палочных ударов.

               Сам А.П. Волынский окончил жизнь с отрезанным языком, отрубленной рукой и головой на плахе, но не за пиита.

               Вот такая, блин, вышла история в картинках!

               Что я вынес по прочтению сего манускрипта? Понял, что истинная история –это не даты и исторические фигуры, а то что скрыто в этих цифрах и  растворены в громких известных именах.  В общем – история, как и чёрт, кроется  в деталях!

 

«Русская история до Петра Великого одна панихида, а после Петра Великого — одно уголовное дело

Ф. Тютчев

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 11
    10
    182

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • SergeiSedov

    О времена, о нравы! Понравилось. Автора искренне полюбил с тех пор, как он блестяще, сочно и очень точно визуализировал в видеоновелле образ товарища Плотского-Поцелуева. Да и ролик  про Музу на Альтерлите - шедевр! 

  • horikava_yasukiti

    Познавательно. Впрочем, нарративные источники на то и нарративные, что доверять им надо с оглядкой.

  • bastet_66

    Прочитала статью с интересом. Позавидовала автору, обладающему такой книгой – дата значительная. И текст добротный, читается легко. Только споткнулась в некоторых местах об ошибки. Просто на будущее: «анфан теРРибль», «дети Бирона были распущеНы и вульгарны» - имелось в виду, по тексту, безнравственны, тогда – рапущеННы. А то получилось, что их куда-то распустили. Ох уж этот русский!

  • Charmanchik

    "Дети Бирона были до нельзя распущены и вульнарны" - так у Голицина в книге. Ты пытаешься князя поправить)))

  • Charmanchik
  • mayor

    А при Петре уголовная панихида.