Зеленый четверг (начало)

Рассказ написан на конкурс фэнтези «Или оно» сайта «Квазар»

            – Неплохой дом, – Федя довольно потер руки, – можно сказать, выгодное приобретение за сущие копейки.

            – Есть такое, – согласился я, начиная собирать вычищенный карабин. – Надо только забор будет вокруг сада сделать.

            – Наймем бригаду гастеров, и все дела. – Младший брат прямо лучился энтузиазмом. – Можно хоть прямо сейчас, – он наклонился к ноуту и задорно затрещал по клавишам. – Сейчас, с этим кризисом, полно желающих буквально за еду работать.

            Федя с ноутом был мозгами, я, с отцовским ружьем и карабином, – мускулами.

            – Особо светиться не стоит, – слегка осадил я, – не надо привлекать внимание. Мало ли как местные жители отреагируют?

            Федя пожал плечами: на местных ему было ровным счетом плевать. Мы для того и решили перебраться в деревню в пригороде, чтобы меньше париться из-за назойливых любопытных соседей. В городе они уже начали что-то подозревать. Хорошо хоть с карантином и самоизоляцией соседям, родственникам и друзьям семьи было некоторое время не до нас. Зато как только летнее солнце остановило пандемию COVID-19, мы взяли ноги в руки, собрали имущество в охапку (точнее в автомобильный контейнер) и свалили из города. Благо, оформление сделок купли-продажи и свидетельства о собственности в электронном виде позволили все провернуть без шума и пыли. Федя, оформив на папашу ЭЦП, ловко продал квартиру и купил дом в деревне.

            Дом был хорош: большой щитовой, обложенный кирпичом, с большим огородом, кучей разных хозяйственных построек, огромным, похожим на бомбоубежище, погребом и даже с баней. Еще и мебель с посудой остались. Да и стояло все это великолепие в огромном яблоневом саду, правда, его принадлежность к дому была спорной. Обошлось все хозяйство и правда в сущие по нынешним временам гроши. А все из-за весомого снижающего цену фактора – самоубийства прежнего хозяина дома. Наследники были рады избавиться от дома с нехорошей славой. Впрочем, нас с братом такие мелочи не смущали – у нас своих «скелетов в шкафу» хватало и приведение висельника нас не пугало.

            – И главное, – не унимался Федор, – какие перспективы: тут нас никто не знает, докучать не будет.

            – Сельские обычно любопытны, – возразил я.

            – В крайнем случае, пустим слух, что болеем коронавирусом.

            – Опасно, народ темный – могут и сжечь.

            – Могут… – почесал затылок Федя.

            – Пошли посмотрим, где закопать сподручнее, – пряча вычищенное и заряженное оружие в чехлы из-под спиннингов, предложил я.

            Сад был довольно запущенным, с густыми кустами, росшими меж посаженных ровными рядами яблонь, и высокой травой, местами едва ли не выше нас.

            – Здравствуйте, – из-за густых кустов, окружающих сзади наш туалет, вышел паренек, примерно помоложе Федькиного возраста, в перемотанных синей изолентой очках с толстыми линзами, клетчатой кепке с накладными желтыми кудрями, похожими на львиную гриву и в надетом на шею хомуте. Держа перед лицом небольшую борону, он смотрел сквозь нее на нас. Покачав бороной перед лицом, прислонил ее к стене туалета.

            – Я Пашка, – протянул руку. – Мы вон там живем, – показал в сторону дороги, – следующий дом за Кобаном.

            – Кабаном? – уточнил Федя.

            – Сосед ваш, Колька Кобан.

            – Кабан?

            – Нет, Кобан, через О. Фамилия такая.

            – А я Федя, – представился брат, пожимая ладонь Пашки.

            – Я – Володя, – в свою очередь пожал я руку странному пареньку.

            – Вы же теперь тут живете?

            – Ну мы, – согласился Федя.

            – Вот, – он достал из висящей на широком ремне через плечо полотняной сумки хлеб и сало, – принес.

            – Нам? – удивился я.

            – Нет, дяде Васе.

            – Кто такой дядя Вася? – спросил Федя.

            – Тот, кто до вас здесь жил. Он повесился.

            – Зачем ему хлеб и сало, если он повесился? – Федя помотал головой.

            – Треба неупокоенному покойнику еды принести, вроде как поминки по нему справить. Вы на стол положите, скажите, что от меня, и на ночь оставьте. Он разберется.

            – До того как повесился, дядя Вася кем был? – решил на всякий случай выяснить я.

            – Он раньше в городе был начальником. А потом тут дом построил, хотя ему советовали не строить тут.

            – Почему?

            – Потому, что на пожарище плохо строить. Тут лет десять назад дом директора сгорел. Ну и в целом место нечистое.

            – Почему? – спросил Федя.

            – Тут раньше жили, Романины. Батя, Виктор Владимирович, директором был, а Вася и Димка – дети. Батя умом тронулся и тетю Таню зарезал с Димкой, а Вася Виктора Владимировича застрелил. У них ружье было.

            – Посадили его? – спросил я.

            – Нет, он застрелился сам потом, – местный закусил губу.

            – Зачем? – попятился Федя.

            – Он тоже с ума сошел, когда увидел, что батя тронулся. А потом другая семья, другого директора. Они все и сгорели.

            – А дядя Вася тут при чем?

            – Вроде как он дальний родственник им был и все унаследовал. Сгорел только дом, а все постройки остались нетронутыми. Не знаю точно, короче, но дом он точно такой же построил, как у Романиных был, и жил в нем три года. А потом, ну… – махнул рукой, – вы знаете. Вы это, только не забудьте сказать, что это от меня, а то мало ли…

            – Не забудем, – обнадежил странного паренька Федя. – Не переживай.

            – Я просто удавленников боюсь, – Пашка шмыгнул носом. – Меня ими еще в детстве бабушка Дуня пугала. Мертвецами этими заложными…

            – В смысле? – не понял я.

            – Мертвяки такие заложные. Ну, в лесу там заблудившиеся или родителями проклятые или те, кого черти украли или кто некрещеным помер. Или вот еще бывает, что маленького мамка во сне случайно задавит. Вот они все после смерти и живут с чертями вместе, служат им.

            – Это где они живут? – уточнил я.

            – Под землей, в пещерах, или в стоячей воде: омутах, бучилах, прудах, озерах – если вода застоится. Еще в болотах, оврагах, трясинах, глубоких логах, в чащобах и буреломах.

            – А бучило – это что такое?

            – Это когда луг весной заливает в пойме, а потом вода уходит, а в глубоких ямах остается. Вот это бучило и есть.

            – А как они чертям служат? – продолжал я расспросы.

            – В основном, черти на них ездят, как пастухи на лошадях, потому что заложные после смерти бегают очень быстро, бывает быстрее даже чем машина. Но бывает, что и пакостят живым, особенно родным и знакомым, по указке чертей. А еще бывает, что клады охраняют. Но… но у нас нет в округе кладов. Но… Семик сегодня. Вы осторожнее.

            – Чего? – не понял Федя. – Что сегодня?

            – Семик, Зеленый четверг. Он еще и с Русальной пасхой совпал в этот год.

            – И что? – спросил я.

            – Русалки могут напасть.

            – Чего?! – Федя от удивления выпучил глаза. – Какие к черту русалки?

            – Видимо местный обычай, – вслух рассуждал я. – Традиционный обряд какой-нибудь.

            – Это если женщины заложные, то становятся русалками. Сверху они как люди, снизу – рыбы. Бегают по лесу голые, еще и на ветках деревьев сидят и качаются, особенно березовых. Еще, когда рожь цветет, они по ней гуляют большими шайками, смотрят, чтобы никто колосья не ломал. Они могут в лесу поймать на Русальную неделю и, если кто сдуру к ним подойдет и попадется, до смерти защекотать.

            – А в саду могут? – спросил Федя.

            – В таком как ваш, – Пашка оглянулся, – могут… И кого защекочут до смерти, тот сам станет русалкой.

            – Как я могу стать русалкой? – нахмурился Федя. – Я же мужчина.

            – Станешь водяным, – не растерялся Пашка. – А вот из потерчат другие русалки выходят: мавки или еще навки их называют. Но это совсем другое дело…

            – Почему так? – спросил я.

            – Они когда маленькие, то кричат мау, вроде как кошки, – поправил на переносице очки. – А ночью кричат: гу! гу! Сзади, на спине, у них кожи нет и будто прозрачные они: уся нутрянка видна.

            – Если русалки снизу как рыбы, то как же они по лесу ходят? – спросил я, вспомнив сказку Андерсона.

            – На Русальную неделю у них ноги делаются, – серьезно объяснил Пашка, – и они сигают, как лоси. А еще хвост не у всяких русалок бывает, а в основном у фараонок, что из преследователей Моисея сделались, в Червном море утонув. Они в хорошую погоду выскакивают из реки и кричат: «Царь Фараон в воде утонул». По осени фараонки в лягушек оборачиваются, поэтому лягушек бить нельзя. А у обычных русалок чаще ноги, как ноги, вполне человеческие. От них надо с собой полынь и любисток носить.

            – Зачем?

            – Она у тебя спросит: «Полынь или петрушка?». Если ответишь «полынь», то будешь живой.

            – А если «петрушка»? – уточнил Федя.

            – То хана тебе, налетят всем скопом и защекочут насмерть! Тут уж утекай со всех ног! Еще хорошо водку на полыни настоять и пить по утрам натощак грамм по пятьдесят.

            – А что такое Русальная неделя?

            – Это когда у русалок Пасха. А мавки могут и голову отрезать. Еще могут глаза тебе назад переставить и голову перевернуть.

            – Это как?

            – Вот так, – Пашка надулся и страшно выпучил глаза, – только в обратку. Если вы мне не верите, то я так скажу: у бабки Храмченковой в прошлом году гуси остались на озере ночевать на плаву. Так русалки им так крыло на крыло завернули, что те сами крылья не могли расправить. Про то все в округе знают и любой вам подтвердит, кого не спроси.

            – Спросим, – с непонятной интонацией пообещал Федя. – Будь спокоен.

            – А я и так спокоен. И вот еще что… Родителям не говорите, могут не разрешить.

            Мы с братом посмотрели на дом.

            – Не волнуйся, – тихо сказал Федя, – разрешат.

            – А хомут тебе зачем? – спросил я.

            – От огненной, – непонятно ответил Пашка.

            – Что такое огненная? – не понял я.

            – Огненная – это лихорадка, когда человек горит весь от огня внутреннего, вот и прозвали огненной.

            Мы с братом переглянулись.

            – Лихорадка лошадей боится, – видя наше недоумение, начал объяснять Пашка.

            – Так это же хомут, а не лошадь, – уличил Федя.

            – Все конские принадлежности к коню приравниваются. Как больной лихорадкой лошадь или хомут увидит, так его сразу начинает корчить и ломать.

            – Мы здоровы, – нахмурился Федя.

            – Вижу, – серьезно кивнул Пашка. – Но профилактика еще никому не повредила. Мою тетку, Лену, как позапрошлый год лихорадка прихватила, так ей конскую голову клали под подушку и за три дня все как рукой сняло. С тех пор не болеет.

            – У меня бы тоже сняло, – согласился Федя, – если бы мне такую пакость под подушку впихнули. А где вы ее, голову, взяли?

            – У лошади, – Пашка взмахнул рукой. – Где же еще?

            – Действительно, – подмигнул мне Федя. – Где же еще?

            – Еще можно вещи лихорадочного отнести не вербу, повесить. Еще можно восковые шарики из свечки, что на Страстной четверг освящена, носить, навроде бус на шее. Или ежиное сало, но брать нужно ежа со свиной, а не собачьей, мордой. И лягушками лечат, потому что у них кровь холодная, лихорадку вытаскивает из больного. Еще от лихорадки можно куриный помет настаивать и пить. Он и от пьяного буйства хорошо помогает, вот только вонючий без меры, не всякий без привычки пить сможет.

            – Ясное дело.

            – А когда выпьет, из него болезнь в виде черного дыма вылетает.

            – Откуда вылетает? – переспросил Федя.

            – Известно откуда, – поджал губы Пашка. – Откуда надо, оттуда и вылетает. Еще от лихорадки хорошо на ольховый пень сесть, но только чтобы свежий был, от недавно срубленной ольхи.

            – Нам лихорадка не грозит, – беспечно отмахнулся Федя.

            – Не говори так! – испугался Пашка. – Лихорадки у порога каждого дома живут и у вашего дома тоже.

            – А борона тоже от лихорадки? – решил я сменить тему.

            – Что нечистая сила боится бороны – общеизвестный факт, – будто повторяя чьи-то слова, важно сказал Пашка, тряхнув накладными кудрями. – Между прочим, ежели надо без последствий подсмотреть за действиями ведьмы или домового или лешего, то надо смотреть сквозь борону: видно отлично, но без ущерба, вроде как солнечное затмение через закопченное стеклышко наблюдаешь.

            – Продуман ты, – уважительно сказал Федя.

            – Вот, возьмите, – Пашка достал из сумки и протянул нам крашеное в желтый цвет яйцо.

            – Зачем? – Федя не спешил брать непонятный предмет.

            – Тоже повесившемуся передать? – я тоже не спешил брать яйцо: кто их, деревенских, знает?

            – Нет, – потеребил очки на переносице. – Это вам. На всякий пожарный случай. Положено в Семик яйца в желтый цвет красить.

            – Есть его хоть можно? – Федя всегда был голоден. Весь в папашу.

            – Лучше не надо, – покачал головой Пашка. – Берите, пока сгодится, а я вам позже полынь и любисток принесу.

            – И борону, – нехотя взяв яйцо, усмехнулся Федя.

            – Бороны у вас свои есть. Посмотрите в огороде под окнами.

            – Что они там делают? – удивился я.

            Насколько я разбирался в сельском хозяйстве, боронам под окнами делать было нечего.

            – Еще при Романиных их клали зубьями вверх. От нечистой силы. Жена Романина.

            – Странная какая-то… – задумчиво сказал брат.

            – Она еще и старую обувь в курятнике ставила.

            – Зачем? – удивился я. – Чтобы куры лучше неслись?

            – Причем здесь куры? – нахмурился Пашка.

            – Зачем тогда ставила? – поддержал меня Федя.

            – От происков домового.

            – У вас еще и домовые тут есть? – присвистнул Федя.

            – Не свисти, денег не будет. У нас все есть, но про домового расскажу в другой раз.

            – Не деревня, а «заповедник гоблинов».

            – Гоблинов тут отродясь покамест не водилось. Если только вы привезли… – нехорошо посмотрел на нас.

            – А зачем у вас в деревне старые лапти на столбах заборов висят? – спросил Федя.          

            – Отопки? Это чтобы дом и подворье от сглаза уберечь, скотину неизуроченной сохранить.

            – Почему лапти? – удивился я.

            – Так еще старики учили: как кто увидит лапти да подивится, зачем они висят, так уже и сглазить ничего, значится, не сможет. Ладно, мне пора.

            Он подхватил борону и развернулся.

            – Погоди, – окликнул брат.

            – Что? – обернулся Пашка.

            – А это у тебя что? – Федя показал на привязанную к перекинутой через шею бечёвке непонятную кость, болтавшуюся на груди паренька.

            – Это челюсть первой пойманной щуки – для защиты от бесов и всякого зла. Еще чтобы змея не укусила. Вам такую же надо над входом в дом повесить…

            – Мы подумаем, – прервал я.

            – Подумайте. – Он ушел.

            – Псих, – сделал вывод Федя. – Пришел посмотреть, где что плохо лежит. Ночью нагрянет с кражей. Собаку что ли завести? – задумчиво посмотрел на меня.

            – Где мы собаку возьмем? Местную брать нет смысла – она на своих лаять не будет. А ехать за собакой в город – лишний раз светиться.

            – Это да, – согласился Федя. – Лишний раз светиться нам не к чему.

            Мы обернулись и посмотрели на дом.

            – Сейчас опасно, – решил я. – Вдруг он где-то поблизости спотыкается?

            – До темноты ждем?

            – Да.

            – Может проще в огороде?

            – Не надо. Решили в саду, так в саду.

            – Ок.

«Лаптепанк» https://ridero.ru/books/laptepank/

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 6
    4
    111

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.