Уилки Коллинз, «Женщина в белом»
Доброго времени суток, друзья. Продолжаем чтение британской классики. И сегодня у меня на обзоре автор, знаковый для целого литературного жанра. Даже несмотря на то, что сейчас его имя не настолько на слуху. Но вот лично мне оно знакомо с детства: отдельные его произведения в моей семье читались с большим интересом. И даже пересказывались мне вместо сказок. Да, ребята, вот такое у меня было детство. Спасибо родителям и бабушкам.
Уилки Коллинз, «Женщина в белом»
Пересказывали мне не эту, а другую его книгу — «Лунный камень». Который лично я до сих пор считаю одним из самых крутых произведений приключенческой литературы, причём, не только 19-го века. Но и сюжет данной книги я тоже, в общем-то, примерно знал. В который раз помяну добрым словом старый советский кинематограф, который ближе к своему закату выпустил замечательную экранизацию «Женщины в белом» с Александром Абдуловым и Эдуардом Марцевичем (в ролях главного героя и главного злодея соответственно). И на меня она тогда произвела огромное впечатление. Хотя, сейчас я решил прочитать именно её не только поэтому. В общем-то, именно из-за данной книги Уилки Коллинза считают отцом всего британского детектива. Не Честертона с его аббатом Брауном. Не Агату Кристи с её героями. И даже не Артура Конан Дойла с его Шерлоком Холмсом. Все они были уже потом. А начал всё Уилки Коллинз своим романом «Женщина в Белом».
Причём, по прочтении могу сказать, что с полной уверенностью назвал бы его не только родоначальником классического английского детектива, но ещё и триллера. Потому, что данная книга — именно такова. Даже несмотря на то, что написана она очень своеобразно: она крайне нетороплива. Повествование её динамичным никак не назовёшь — оно неспешно, как всё в 19-м веке. Но с учётом этого, книга захватывающая. От неё буквально не оторваться. И если её повествование уплотнить и добавить темпа, то получится шикарнейший детективный триллер даже по современным меркам.
В эту книгу втягиваешься медленно и незаметно. И вдруг понимаешь, что абсолютно захвачен событиями, которые в ней происходят. Сперва происходящее кажется тебе ну, слишком неспешным. А потом ты просто перестаёшь это замечать. Ты погружаешься и уже не выныриваешь до финала. Я бы сравнил эту книгу с великаном, который очень долго замахивается, потом долго наносит удар, но уж когда бьёт — эффект получается вполне соответствующий законам физики. Сила равна массе, умноженной на ускорение.
Сам стиль написания очень мужской. Вот буквально ярко выражено. Что особенно чётко ощущается на резком контрасте с абсолютно женским стилем только что прочитанной Шарлотты Бронте. Но при этом автор очень точно передаёт характеры персонажей, в том числе и женского пола. А в этой книге такой момент особенно важен, так как структура у неё очень своеобразная: она построена в виде рассказов разных персонажей от первого лица — своего рода, свидетельские показания участников событий. И как же хорошо автор подаёт этот момент! Он блестяще рисует личности говорящих через их рассказы. Например, мистера Ферли: ты просто физически ощущаешь рядом с собой этого омерзительного, бесхребетного, трусливого, инфантильного эгоиста, которому плевать на всех, кроме себя, и из-за похабного поведения которого всё, собственно, и происходит. Или графа Фоско, одного из двух главных злодеев романа. Ты буквально видишь эту бездну самолюбования и эгоцентризма, которым персонаж просто пышет. И полное, тотальное самооправдание. По умолчанию. Ты чувствуешь и органическое отсутствие морали, которое тоже из него буквально прёт. Он совершенно искренне не понимает, что сделанное им плохо и напоминает капризного ребёнка, отрывающего конечности жукам. Ну, просто потому, что счёл это занятным.
Сюжет начинается с того, что некий художник совершенно случайно нанимается на работу в отдалённое поместье. Ему предстоит учить рисованию живущую там барышню. И вот идёт он в это поместье пешком (так уж вышло), а по дороге случайно сталкивается с некой женщиной, одетой в белое. Дама явно чем-то взволнована, и он провожает её до кэба. Когда же она уезжает, то появляются некие люди, которые её разыскивают и утверждают, что она сбежала из сумасшедшего дома. Ну, герой — человек благородный и не склонный к сотрудничеству с правоохранительными органами. Женщину он не сдаёт и с опозданием приходит-таки в поместье. А когда на следующий день он видит свою будущую ученицу, то потрясённо понимает, что она и та женщина в белом похожи, как родные сёстры — они практически на одно лицо. Ну, а дальше сюжет развивается крайне интересно и будет в нём всё: роковая тайна, вероломство, колоритные злодеи, битва умов, психологическое противостояние и даже тайные общества (то ли масоны, то ли предки современной итальянской мафии, то ли те и другие вместе взятые).
И если вас не смущает большой объём (а книга весомая) и медленное развитие событий — то читать я вам её категорически рекомендую. Отличная книга. Отличный автор. Может быть когда-нибудь я даже продолжу его читать. Если Бог даст.
Хорошего чтения, друзья.
-
-
Впервые узнала, что там медленное развитие событий. У меня такого ощущения не было.
1 -
Вопрос восприятия.) По мне так там хоть что-то начало происходить к половине книги примерно.) А книга не маленькая.)
-
Книга, конечно, заслуживает особого внимания, но я не могу себе представить, кто из современных читателей сможет её прочесть...Во всяком случае мне такие путешественники по литературе неизвестны, вымерли такие читатели, нет больше их...
1 -
Ну, я же смог. И тоже не за один день пришёл к такому чтению.)
-
-
-
Павлу надо отвесить большой поклон хотя бы уже за то, что среди сонма голливудских имхочей и шубинских литературных фриков - он планомерно погружает нас в медленную реку классической литературы, пусть в основном и зарубежной, не давая забыть, что есть настоящее литературное слово. Очень надеюсь, что от обзоров классики иностранной он будет изредка переходить и к обзорам классики отечественной.
1 -