Рецензия на фильм «Кокаиновый медведь» / Cocaine Bear

год: 2023
режиссёр: Элизабет Бэнкс
в ролях: Кери Рассел, Олден Эренрайк, О’Ши Джексон, Рэй Лиотта, Исайя Уитлок, Бруклин Принс, Кристиан Конвери, Марго Мартиндейл


Превед зрителям!

Каждый раз, когда наблюдаешь за попыткой молодёжи посрамить своих предшественников и сказать одно, но своё, личное, новое слово в некой области, поневоле усмехаешься, вспоминая себя в их возрасте. Но если юношеский максимализм простителен тинейджерам, то от весьма компетентной актрисы, давно разменявшей четвёртый десяток, ожидаешь куда более широкого взгляда на вещи и более продуманного подхода к съёмкам фильма.

Очаровательная Элизабет Бэнкс, в течение своей карьеры в основном радовавшая нас образом умилительной глупышки, вовремя сообразила, что при всех усилиях голливудских пластических хирургов её красота всё равно не будет вечно приносить достойный доход, и предусмотрительно пересела в режиссёрское кресло. К сожалению, в качестве одного из своих первых проектов она выбрала сложнейшую задачу — экранизацию крайне примитивной концепции, едва достигающей интеллектуального уровня интернет-мема. PR-кампания проекта была на высоте, всевозможные инфлюэнсеры изо всех сил превозносили трейлеры картины — и всё равно яркая обёртка не смогла скрыть соевую сущность предлагаемой зрителю конфеты.

Сюжет «Кокаинового медведя» основан на реальных событиях ровно в той же степени, в которой финальная часть «Утомлённых солнцем» может считаться документальным фильмом о Второй мировой. Да, действительно, в 1985 году колумбийские контрабандисты, перевозившие чуть ли не полтонны кокаина, вынуждены были сбросить груз с самолёта прямо над национальным парком в штате Джорджия. Да, красивыми пластиковыми пакетами и правда решил полакомиться медведь, сожравший почти центнер наркотика. Да, полиция и правда вела безуспешные поиски груза и вполне вероятно, что часть кокаина до сих пор лежит где-нибудь в берлоге. 

Но на этом сходство картины с реальностью заканчивается. Вместо того, чтобы мирно скончаться от передозировки, как и произошло на самом деле, согласно видению авторов фильма, мишка-наркоман начинает бросаться на людей, рвать всех подряд и в целом вести себя крайне бескультурно. Разумеется, по воле судьбы именно в этот момент в обычно пустынном национальном парке оказывается целая туча народа. Датские туристы прокладывают маршрут прямо мимо логова медведя. Парочка бандитов по имени Эдди и Дэвид пытаются найти пропавший кокаин. Полицейский детектив Боб идёт по их следу. Группа несовершеннолетних хулиганов решает грабить туристов, дама-рейнджер безуспешно пытается им помешать, а биолог исследует жизнь енотов. Экипаж «скорой» приезжает на ложный вызов, двое детей решают прогулять школу и потусоваться на природе, а мать одного из них ищет сбежавшую дочку. И все они, ясное дело, встретятся с медведем и лично смогут оценить влияние стимулянтов на нервную систему обычно вполне мирного зверя.

На первый взгляд может показаться, что идея столкнуть группу неподготовленных людей с агрессивным хищником сама по себе не так уж и плоха. Такая завязка сюжета гарантирует экшн, адреналин и активизацию древнейших природных инстинктов, давным-давно погребённых в подсознании аудитории. Но человек недаром хотя бы формально заслужил звание «sapiens», и в связи с этим многие из нас способны довольно быстро констатировать тот факт, что медведь, в десятый раз с рыком выпрыгивающий из кустов, чтобы сожрать очередную жертву, уже не производит сколько-нибудь сильного впечатления. Если в коротеньком скетче SNL или номере КВН дважды повторённая шутка не успевает надоесть зрителю, то увесистые полтора часа кинокартины дают обратный эффект. Увы, но не насквозь прококаиненный медведь, ни гигантский аллигатор, ни клонированные велоцирапторы, ни даже Чужой с Хищником сами по себе не гарантируют эмоционального вовлечения зрителя и тем более успешной реализации развлекательного потенциала фильма. Создаваемый режиссёром мир должен быть ярким и интересным, к тому же фильм — это всегда рассказ о людях, и важнейший аспект мастерства режиссёра это умение в кратчайшие сроки создать ряд объёмных и запоминающихся образов героев. И тут Бэнкс, несмотря на весь свой громадный опыт, дала маху. 

Все персонажи картины вышли настолько блеклыми, что считать их двухмерными было бы бессовестно щедрым преувеличением. По сути, их точнее было бы назвать абсолютно взаимозаменяемыми статистами, основное отличие которых — конкретный момент хронометража, в который режиссёр решает скормить их медведю. Попытки придать ожившим манекенам хотя бы немного индивидуальности выглядят крайне вымученно и неубедительно — надо же, подростки прогуливают школу и впервые пробуют наркотики; о, боже, сын бандита тяготится мрачным наследием и видеть отца не может; ах, как оригинально, один коп, почуяв лёгкие наркоденьги, предаёт другого. Учитывая криминальный характер происходящего на экране, положение могли бы спасти искромётные диалоги между уголовниками, но и тут авторы оказались не на высоте. Да что там уголовники, даже школьники под кокаином явно не умеют витиевато материться. Как сказал бы Остап Бендер, нет, это не «Криминальное чтиво», не «Карты, деньги» и даже не «Джон Уик», это гораздо хуже.

Но может быть «Кокаиновый медведь» задумывался скорее как триллер или даже survival horror, и провальные элементы комедии это всего лишь мелочь, которая не должна сильно мешать просмотру? В конце концов, грубоватая отделка того же бюджетного «Горизонта событий» не помешала ему стать живой классикой. Увы, но всерьёз воспринимать плод интеллектуального труда Бэнкс попросту невозможно. Персонажи, которые задумывались как комедийные, но так и не смогли реализовать свой потенциал, через призму серьёзного фильма выглядят как полные идиоты и безумно раздражают. Всё, на что оказываются способны взрослые люди перед лицом опасности это истошные крики и спринт различной степени удачливости. Неплохо вооружённые бандиты и полицейские даже и не думают стрелять в медведя, а специально обученная борьбе с дикими животными дама-рейнджер держит револьвер как в первый раз, и, открыв ураганный огонь, умудряется попасть лишь в затылок одному из своих соратников. Отдельно схватиться за голову заставляет тот факт, что данную роль исполняет Марго Мартиндейл, рождённая в восточном Техасе, где, как известно, согласно традиции каждый новорождённый обязан лично перебить свою пуповину выстрелом из «кольта», а проваливших это испытание сбрасывают со скалы.

На фоне такой откровенной глупости героев как-то неловко даже заикаться о том, что проглотив столовую ложку чистого кокаина, малолетний ребёнок вряд ли переживёт этот день, персонажи с открытым переломом ноги явно не смогут передвигаться самостоятельно, а смешных шуток в фильме ровно две.

Уж не знаю, подвело ли креативную группу фильма отсутствие таланта или слабое знакомство с описываемым предметом, но создаётся устойчивое впечатления, что авторы специально старались создать картину, равноудалённую как от реальности, так и от нарочито мультяшной комедии абсурда, и даже обильная расчленёнка и летящие во все стороны кишки не спасают положение — для этого требуется как минимум талант Родригеса времён «Мачете». Соответственно и результат вполне предсказуем — вместо развлечения зрителя приходит зевота.

Но самое интересный аспект жизненного цикла «Кокаинового медведя» это его кассовые сборы. Примерно 15 лет назад Голливуд уже пытался заработать на пустом хайпе, сняв экранизацию интернет-мема «Змеи в самолёте». Но несмотря на наличие в фильме столь любимого пользователями имиджбордов Самуэля Л. «Motherfucking» Джексона, на практике оказалось, что одной подхваченной твитером фразы явно недостаточно для того, чтобы поддерживать интерес публики. «Змеи» позорно провалились в прокате, едва заработав десятую часть бюджета и надолго стали символом абсолютной некомпетентности.

В наши же дни идейно близкий «Медведь» показал пусть и не блестящие, но вполне приличные результаты, с лихвой покрыв свой бюджет. Это указывает на весьма неприятную тенденцию стремительного снижения IQ и делает перспективу гениально предсказанной Майком Джаджем идиократии достижимой в самое ближайшее время, ведь как не крути, но основное развлечение фильма — упоротый медведь — зрелище, предназначенное для далеко не самой развитой публики.

Труппа сама по себе очень хороша, но при этом вызывает закономерное раздражение, связанное с неумением режиссёра полноценно использовать столь ценные активы. Кери Рассел, замечательно проявляющая себя в драматических амплуа — явный мискастинг для лёгкой комедии. Впрочем, практически реализовать любой из многочисленных аспектов таланта ей не даёт абсолютно пустая и бесплодная роль. Рэй Лиотта, хоть с подачи Скорсезе и заработал свою звезду на Аллее Славы, в течение своей карьеры часто снимался во многих изначально бездарных проектах (и честно говорил: «очень нужны были деньги»), но всё равно жалко, что именно этот креативный полуфабрикат стал его последним вкладом в искусство. Великолепная Марго Мартиндейл на порядок лучше раскрылась в заведомо пародийном «Боджеке». О’Ши Джексон изо всех сил старается выжать скудные капли комедии из клинически мёртвого сценария, но, в отличие от папы, ему не суждено было сняться в фильме уровня «Мачо и Ботан». И лишь Олден Эренрайк, по счастливому стечению обстоятельств идеально попадает в тональность фильма — его постная физиономия полностью соответствует происходящему на экране унылому действию. 

Итог: неудачная попытка скрестить комедию, слэшер и триллер. Глупо, предсказуемо, картонно, неоригинально, но главное — скучно, а значит, не стоит внимания аудитории. Впрочем как минимум одному зрителю — Хантеру Байдену — картина наверняка придётся по душе, поскольку полноценное удовольствие от просмотра можно получить, лишь находясь под воздействием кокаина.


#новые_критики #кокаиновый_медведь #элизабет_бэнкс #рэй_лиотта #кери_рассел #скажи_наркотикам_нет #фэйл

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 22
    16
    489

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • TEHb

    впечатлениЕ 

    Если герои - расходный материал, то вызвать к ним симпатию крайне сложно.

    Тут нужен был персонаж-защитник медведя, чтобы переживалось за него.

  • Psychoscum

    Анастасия Темнова 

    Медведь должен был быть русским. Тогда и аллюзии, и шпиономания, и политический детектив.

  • Arhitector

    Прочитав комментарии вижу - никого не смутило, что даже само название фильма - яркая пропаганда наркотиков, впрочем как и сам фильм. И сюжетец - весьма посредственный. Зачем только киноплёнку испортили? Бездари

  • Psychoscum

    Arhitektor 

    Слава Б-гу в наше время снимают на цифру.

  • ampir

    Эх, такую идею запороть... ) А я уж нацелился на просмотр

  • bastet_66

    Еще раз получила подтверждение мысли: каждый должен заниматься своим делом. Нечего было стареющей актрисе в режиссерское кресло садиться. Рецензия отличная, прочитала на одном дыхании. Скудости ума современного зрителя тоже не очень удивляюсь. Под попкорн и чипсы с пивом фильм вполне пойдет, а размышлять о странностях, творящихся на экране, не каждому под силу.

  • modestlosik

     Я дико врзжанул раза два, когда дети ели кокаин. Оценил циничную кровавость сцен. и стало дико скучно, поняв, что дальше будет. Прекрасный озор. 

  • modestlosik

    Модест Лосик 

    Лиотте, царство небесное, хоть  он и излажался весь , как очень к сожалению многие .(куда им этих денег). Ну все "кумиры" отмечаются в бездарных поделках под старость лет. Зачем портить некролог. Вот я этого прям не понимаю.

  • Psychoscum

    Модест Лосик 

    ипотека в Калифорнии дорога, кждому внуку хочется "Теслу"...