vasyukhin Влад Васюхин 16.03.23 в 09:33

Мой «Моссовет»

Много лет назад, ещё при Горбачеве, во время первой поездки в Париж я услышал, как теперь уже понимаю, самую лучшую в своей жизни театральную рецензию.

В нашей тургруппе оказалась одна немолодая интеллигентная дама, она-то и вспомнила, как в юности ходила в театр имени Моссовета на спектакль «Дальше — тишина...»

Этот знаменитый спектакль, где главные роли — двух американских стариков по фамилии Купер, которых в финале разлучали их дети — потрясающе играли Фаина Раневская и Ростислав Плятт, многие могли видеть по ТВ. Но что такое телезапись по сравнению с живым зрелищем, по сравнения со «здесь и сейчас»!

«Я так плакала, так плакала, так плакала... — вспоминала эта дама. — А на мне была кожаная мини-юбка. И когда опустили занавес, я обнаружила, что на юбке образовалась лужица из слез!»

Сцена из спектакля «Дальше — тишина...»

Увы, сегодняшние актёры так уже не играют, а зрители так не реагируют. И не только в Театре имени Моссовета, отмечающем в эти дни 100-летие (о нем и пойдёт речь), а вообще нигде...

К своей внушающей почтение юбилейной дате «Моссовет» пришёл в странном состоянии.

С одной стороны, это бесспорно легендарный театр. Театр с богатым прошлым, с историей, с репутацией. Его звёздный час связан с режиссёром Юрием Завадским, он руководил труппой с 1940 по 1977 год. И в это время на сцену, кроме двух упомянутых выше всенародных любимцев, выходили выдающиеся артисты — Вера Марецкая, Любовь Орлова, Николай Мордвинов, Леонид Марков, Маргарита Терехова, Геннадий Бортников, Георгий Жженов, Ия Саввина, Людмила Шапошникова и другие. Настоящее созвездие!

Но театр — не музей, на славном прошлом далеко не уедешь. Современному зрителю по-большому счету абсолютно по барабану — кто, что и как играл здесь в былые времена, мы приходим за свежими эмоциями. Понятно, что легенды и мифы — дополнительный бонус, однако они — как та халва из анекдота: сколько не повторяй, слаще не станет.

Последние лет десять театр имени Моссовета вёл довольно тихое, спокойное и — подчеркну — достойное существование. Хотя, как сказал мне один из его артистов, «болотное» существование. У него был свой верный зритель, но театр не был ньюсмейкером, не гремел, не был модным, актуальным. Проверенная классика. Он находился на «медленном огне» и старел вместе со своим худруком Павлом Хомским.

Хомский возглавил театр в 1985 году и не выпускал руль из слабеющих рук до 2016 года. Умер он в 91 год. Павел Осипович поставил десятки хороших спектаклей, а чаще всего вспоминают, что он первым в России ещё в 1990 году выпустил рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда», которая до сих пор в репертуаре «Моссовета» и делает ему кассу.

Сцена из спектакля «Иисус Христос — суперзвезда»

При Хомском в Моссовете работали и другие известнейшие режиссёры — Андрей Кончаловский, Юрий Еремин и Сергей Юрский. После его смерти это трио немолодых уважаемых мастеров несколько лет осуществляло коллективное руководство театром — без потрясений и революций, без взлетов и падений.

Время показало, что «трехглавый» худрук — не самое удачное решение. Театр — диктатура, ему нужен единоличный творческий лидер. И такого человека нашли в 2020 году в лице «русского итальянца» Евгения Марчелли, до этого успешно возглавлявшего известные провинциальные труппы, в том числе Волковский театр в Ярославле.

Марчелли не раз говорил, что он любит другой театр, чем тот, что предлагал до его прихода «Моссовет», что ему близок театр «горячий, взрывоопасный, провоцирующий, заставляющий переживать, думать, сомневаться». Театр эмоционального ожога, а не тот, где публики делают перед началом «приятного отдыха».

Именно такие зрелища привлекут в театр молодого зрителя, но... отпугнут прежнюю аудиторию. И неслучайно часть труппы восприняла назначение Марчелли в штыки.

Главная «моссоветовская» звезда, народный артист России Александр Домогаров даже публично объявил худруку «войну», что, конечно, и смешно, и нелепо, заявил, что Марчелли разрушает театр. И в конце концов, Домогаров ушёл в длительный творческий отпуск.

Работу по обновлению театра новый худрук начал постепенно, без спешки, к тому же в его планы вмешалась пандемия. Но он добавил в труппу свежую кровь — на момент прихода Марчелли здесь не было актрис моложе 30 лет. И уже поставил несколько спектаклей сам (самый удачный и эпатажный — «ШЕКСПИРГАМЛЕТ», я писал о нем в одном из обзоров), привлек других режиссёров (три спектакля выпустил, к примеру, молодой Павел Пархоменко).

Сцены из спектакля «ШЕКСПИРГАМЛЕТ»

Да, часть публики недовольна переменами. Но я, например, сегодня могу чётко сказать, что Театр Моссовета — это «мой» театр, мне интересно за ним следить. И в дни празднования столетия театра могу только повторить слова Маяковского (пусть они были адресованы не театру, а столичным властям): «Сидите, не совейте в моём Моссовете!»

#новые_критики #театральный_обзор #театр #театр_моссовета #евгений_марчелли #александр_домогаров

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 4
    4
    414

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • udaff

    Мне кажется, перемены необходимы. Застой в театральной среде — это неправильно. 

  • chey_tuflya

    Как говорится "будем посмотреть". 

    Перемены всегда нужны. А куда заведут эти перемены покажет время. И зритель.

  • YaDI

    а что, вот этому лысому (надо полагать, принц датскый Гамлет?) хрену с голым пузом приличной одежды не нашлось?

  • bastet_66

    Всегда с живейшим интересом читаю околотеатральные новости и радуюсь, если они хорошие. Хочется верить, что новый худрук не разрушит старое, а просто разбавит устоявшийся репертуар свежими спектаклями. Конечно, застой губителен, особенно для творческой среды. Однако снести крепкий фундамент легко, а вот построить новый нужно время. Посмотрим, как дальше станут развиваться события.