bitov8080 prosto_chitatel 14.03.23 в 11:29

ПАНКС НОТ ДЭД

Концерт группы Sex Pistols, 1977

Друзья, принесла картинок с выставки «Панк-культура. Король и Шут», которая проходит в Центре современного искусства Винзавод. Экспозиция поделена на несколько территорий и начинается в Цехе Белого, где с помощью фотографий, одежды, музыки (выдаются наушники), плакатов, журналов и архивных материалов рассказывают о самом явлении панка. Цех Красного посвящен самой известной российской панк-группе – «Королю и Шуту». Там можно увидеть одежду, в которой выступали Горшок и Князь, афиши, черновики песен и рисунки. Сокураторами зала о «Короле и Шуте» выступили солист группы Андрей Князев и его жена Агата Нигровская.
В кураторской группе над экспозицией работали музыкальный критик и радиоведущий Борис Барабанов, искусствовед Василий Успенский, антрополог и исследователь фольклора Никита Петров, их тексты - рассуждения о том, что такое панк – частично привожу ниже. 

 

Что такое панк? 

Музыкальный критик говорит о том, что до конца 1960-х - начала 1970-х люди жили в стереотипе «искусство — для избранных». Считалось, что для того, чтобы быть музыкантом, художником, режиссером, нужно получить специальное образование, иметь контракты со студиями, галереями, вращаться в кругах особенных людей, близких к высшим сферам. Но потом оказалось, что это не так, и можно жить по другим правилам. Точнее, вообще без них.

«Вот аккорд. Вот еще один. Вот третий. А теперь иди и сколоти группу», — писал в 1977 году панк-журнал Sideburn. В этих четырех коротких предложениях — вся культурная программа раннего панка: достаточно на скорую руку выучить три аккорда — и ты в деле. Впрочем, может хватить и двух аккордов и даже одного. Важнее энергия, которую вырабатывает музыкант. 

Простота музыкального языка и доступность инструментария наряду с прямотой звуков и искренностью текстов сделала панк одним из культурных кодов. понятных во всем мире. Большинство панк-групп ограничивались самым стандартным инструментальным составом: гитара, бас, ударные. Соло, исполнением которых блистали инструменталисты предыдущих поколений тоже стремительно вышли из моды — в Anarchy in the U.K., первом сингле Sex Pistols, отцов-основателей панка в Великобритании, был условный гитарный проигрыш, заменивший свойственное песням старых групп заливистое соло, но уже в следующем хите Gold Save the Queen от этого подхода не осталось и следа. Были только мощные, сбивающие с ног пауэр-аккорды один за другим. 

Панки  ввели в культуру этику DIY (do-it-yourself), она провозглашала, что отныне сочинять, записывать музыку, рисовать обложки и афиши, организовывать концерты и выпускать журналы, печатать копии альбомов и рассылать их по всему миру могут одни и те же люди — сами музыканты. Для этого им не нужны корпорации -мейджоры. Фактически панки стерли границу между «высоким» и «низким» в искусстве, предоставив публике решать, что ей по душе и по карману. Это была эпоха, когда отрицание стало созиданием, а слово «нет» приводило в движение целые культурные пласты. 

Ответ исследователя субкультур: Этот вопрос много лет ставит в тупик не только слушателей, зрителей, критиков и журналистов, но и создателей целого букета музыкальной продукции под названием «панк-рок». Феномен панка в том, что панк — прежде всего социальная реакция, ревизия проблем общества всеми доступными способами самовыражения. Речь не только о музыке, это все, что является инструментом для формирования альтернативных пространств и сообществ. Это и живопись, и татуировки, и литература, и кино.

Но главная особенность культуры панка в том, что никакого панка нет. Панками панков стали называть журналисты 1970-х, а сами альтернативные сообщества презирали любые ярлыки, которые на них клеили представители «обычного сообщества». Иронизируя по поводу попыток расставить все по полочкам «новой волны» и «панка», появились локальные культуры и движения в Нью-Йорке (Nowave) и Москве (Типапанки), а также общесоветские «пункеры» и «говнари». К началу 21 века субкультура панка насчитывала десятки разных сообществ во всех уголках мира, где локализация стиля давала свои оригинальные всходы в силу специфики региона. Из этого возникло еще одно противоречие — отвергающая казалось бы все шаблоны и правила субкультура ревностно относится к визуальным кодам стиля, презирает модников и позеров и устанавливает жесткие правила и иерархию внутри субкультурного «племени». 

Ответ искусствоведа: Панк — слово, понятное везде и каждому. Оно давно вошло в обиход , стало повседневным. Маргинальная молодежная субкультура завоевала мир и переросла саму себя. Панк стоит в одном ряду с воспетыми Михаилом Бахтиным фигурами плута, шута и дурака. «Фигуры эти и сами смеются, и над ними смеются». Своим видом, поведением, словами панк и шут, юродивый и святой, проверяют на прочность устройство мира, вскрывают его несправедливость, обнажают лицемерие. «Мы не врачи, мы боль», — эти слова Александра Герцена могли бы быть одним из лозунгов панка. Панк ускользает от определений. Движение, провозглашающее полную свободу и анархию, нельзя поймать в сети четких критериев. Спор «панк это или не панк» — неразрешим. Даже самоопределение не является критерием, ведь бытует мнение. что тот, кто именует себя панком, не настоящий панк. Подобно тому, как у Лао-цзы: «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао».

Первым советским музыкантом, чье имя и образ соответствовали понятию «панк», считался Андрей Панов, он же «Свин» или «Свинья». Его группа «Автоматические удовлетворители» была образована в 1979 году. При этом сам Свин агрессивно отказывался от ярлыка «панк», заменяя его на «рок-петрушку». Первый отечественный панк-альбом был записан в 1980 году таллинской группой Propeller, а панковские песни на русском языке впервые были зафиксированы на магнитной ленте в 1982 году — в альбоме московской группы «Футбол».

Концерт группы "Автоматические удовлетворители" в клубе "Маяк", 1997

Идеологами ленинградского панка в начале 1980-х были лидер «АУ» Свин и его товарищ — будущий режиссер-некрореалист Евгений Юфит. Сформированная вокруг них компания, куда входили музыканты будущих групп "«Отдел самоискоренения» и «Народное ополчение», генерировала питерские панк-вибрации. К ним прислушивались Виктор Цой и Майк Науменко, что вылилось в итоге в песни «Мама-анархия» и «Я не знаю, зачем..Бу-бу. Песня для Свина». Однако, лидер питерской «фракции» советского панка, Андрей Панов масштабной фигурой так и не стал, а всерьез о панках в городе заговорили уже в 1990-е в контексте новой сцены, образовавшейся вокруг клуба «Tam Tam», появились сквоты «Тотал Джаз» и «НЧ/ВЧ». 

Московские панк-группы объединились вокруг столичной Рок-лаборатории, основанной в 1985 году. В самом названии организации декларировался поиск, новаторство, смешение жанров. Для музыки групп «Звуки Му», «Ва-банкъ», «Ногу свело» и «Тупые» панк-роковые аккорды не были основой стиля, важнее было то, как они выглядят и как используют музыкальные и пластические идеи. Первый и единственный панк-фестиваль, проведенный в 1988 году, сопровождался столкновениями в городе и даже на самой сцене, что в целом отражало ситуацию сурового становления панк-движения в столице.   

1-й Москвоский панк-фестиваль
Проверка докментов неформалов на Гоголевском бульваре, Москва, 1989

Наиболее самобытным явлением на советской панк-сцене был сибирский панк. Олицетворение его — это «Гражданская оборона» (Омск), Янка Дягилева (Новосибирск), "Инструкция по выживанию» (Тюмень) и другие. Сибирские группы играли не только панк в классическом понимании, но и психоделический рок, и «новую волну», и акустические баллады, да и выглядели музыканты далеко не всегда в соответствии с канонами жанра. В силу удаленности от столиц и склада характера, представители сибирской сцены объединялись, скорее, по принципу совместного выживания и сопротивления мейнстриму, сначала советскому, а потом и «перестроечному». 

 

«ГрОБ-студия» Егора Летова, созданная в его омской квартире в хрущевке на улице Осминина была классическим примером подпольной студии, работавшей вне советской системы звукозаписи, но в соответствии с канонами панковской этики DIY.

С 1984 по 1990 год здесь по словам Летова «неумолимо, безусловно и увесисто записывались, репетировали и попросту жили почетные сибирские гаражники, такие как ГО, Янка, Черный Лукич, Коммунизм, Армия Власова и прочие». Летов и его соратники готовы были пожертвовать «правильностью» ради индивидуальности. Как писал Егор Летов в «Официальной альбомографии ГрОБ-Records» о записях 1988 — 1989 годов: «Без лишней скромности заявляю, что это — квинтэссенция непопсовости и непривычности звучания панк-музыки — какую я могу себе позволить, представить и воплотить. Суровая противофаза, чудовищный перегруз, сплошной пердежный и ревущий среднечастотный вал...Кроме того, все сыграно крайне живо, спонтанно и вдохновенно. Мы использовали невъебенный арсенал всевозможных немыслимых шумелок, примочек, дорожек , всего, что было способно вокруг нас звучать, всего, что было у нас под руками, а также — идей и приемов» ©

Секция 1990-х: На смену антисоветскому и антиобщественному эпатажу пришли DIY-практики и зачатки неформальной экономики. Рок-среда первой половины 1990-х позволила фольклорным коллективам, например, «Сектору Газа» и «Х[уй]З[абей]», уживаться в одной системе панк-координат с ленинградскими хардкор-коллективами «Бироцефалы», «Хулиганы» («Барабасы»), Messer for frau Muller, «Пупсы», а так же с московской поп-панк-сценой, представленной группами «Наив» и «Четыре таракана» 

Панк вне панка: Идеи панка — свобода, бунтарство, демонстративная независимость, вызывающий внешний вид, честность и отказ от материальных благ — всегда существовал в мировой культуре. Живущий в бочке Диоген, гордо бросающий Александру Македонскому: «Не заслоняй мне солнце»,, юродивый, что ходит по улицам голым и один способен сказать царю правду в лицо, граф Лев Толстой, пашущий землю в крестьянской рубахе — все это панк. Эстетика безобразного, эпатаж, ак художественная стратегия также существовали задолго до панка- достаточно вспомнить радикальные эксперименты Караваджо и Гойи или «Пощечину общественному вкусу» русских футуристов или шокирующие фильмы Бунюэля. Все это доказывает не вторичность панка, но его укорененность в мировой культуре. А это значит, что punk никогда не будет dead. А так же и то, что немного панка есть в каждом из нас.(с)

Переход из зала Белого от экспозиции о панке к экспозиции в зале Красного о группе «Король и Шут» сопровождается альбомами, которые, как считает Яндекс.Музыка, должен услышать каждый, чтобы иметь представление о панк-культуре. Сфотографировала для вас все обложки:

Зал, посвященный группе «Король и Шут», начинается символическим школьным классом с доской и партой, из которого пролом в стене ведет в пространство творчества:

На экране анимация по мотивам песен и сюжетов группы:

Андрей "Князь" Князев, Кофта с авторской росписью, 1990-е
Черновики песен, 1990-е
Календарь с графиком выступлений, 1997-й год

 

Ну и пару слов от меня о своих впечатлениях о вставке. Выставка, конечно, шикарная. Очень масштабная, продуманная от и до, с полезными таким неофитам, как я, информационными выкладками по истории панка, с редкими архивными кадрами, с инсталляциями. Сюда же поддержка Яндекс.Музыки, от которых на экспозиции выдавались наушники и можно было ходить по выставке, погрузившись в атмосферу и слегка даже оглохнув от нее. Наверное, эта атмосфера и заставляет меня сейчас немножко грустить, даже не грустить, а ностальгировать. Хотя, где была я и где был панк в годы, когда я его помню? Очень далеко мы были друг от друга. И тем не менее. Я даже хотела выложить этот обзор ближе к концу недели, потому что под него остро хочется врубить уже свои наушники и накидаться чего-нибудь покрепче чая (но выкладываю сейчас, потому что в конце недели у нас будет блиц, так что не расходимся, товарищи, не убираем далеко чай, вино и домино* здесь было место для скрытой рекламы)

На афише к выставке есть строка о том, что придя сюда каждый сможет найти в себе панка. Либо поностальгировать по слэмам своей молодости, либо почувствовать атмосферу сейчас. Помню, мой одноклассник угорал по Гражданской обороне. Я же, в недоумении разглядывая фото худого изможденного человека с сальными волосами на обложке альбома, со своей колокольни домашней девочки и отличницы поражалась, как можно в принципе захотеть слушать что-то, что поет вот такой человек. Но полностью в соответствии с выносом на афише позавчера наконец-то поняла, какой я на самом деле махровый и бесконечно мощный панк. Все-то мне было хорошо в это воскресенье на Винзаводе в Цехе Белого и в Цехе Красного кроме публики. Пришла практически одна молодежь. Хорошенькие, чистенькие девушки в локонах, старательно позирующие по стеночкам. Приличные молодые люди, определенно не нюхавшие блевотину в засранных туалетах, длинная очередь к VR- очкам, где показывали кадры из сериала о группе «Король и шут», ну а вишенкой на торте стал мерч к выставке, разложенный на столах на выходе из зала. 

Я почему-то думала, что в маленьких пластиковых розово-черных коробочках с надписью «Панки хой» разлит спирт в медицинской дозировке по 5 гр на каждого, но взяв в руки одну из них была жесточайше разочарована...Там лежали леденцы. Что подумали бы и сказали по этому поводу настоящие панки даже и представить страшно.

 

 

 

#imhoch #alterlit #punk #выставка #король_и_шут

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 266
    42
    1087

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Podkovyroff

    эта моя работа самая просматриваемая и залайканая из плейлиста punk. с ней потешно вышло. я отправил ее Хэнку а он мне в ответ: -Удали это гэ!)) обычно я когда высылаю свои клипы колективам то они или добавляют их на сайт и соцсети или молчат на худой конец https://www.youtube.com/watch?v=doXrSTcs0_M

  • petrop
  • bitov8080

    Весельчак Ы здорово, но фильм тяжелый 

  • Podkovyroff

    prosto_chitatel 

    это вы ещё Бодровский УВИДЕТЬ АНГЕЛОВ не видели. но это уже паганые девяностые

  • bitov8080

    Нет, ну в принципе сабж и комментарии дополняют друг друга, как нигде идеально)

  • capp

    Более лучший ник был бы, конечно - Смурной Весельчак.

  • petrop
  • bastet_66

    С удовольствием походила по выставке следом за автором статьи. Ох, молодость, где же ты? Как верно подметила автор, все мы в душе панки. Абсолютно согласна. «Сектор газа» слушали, что уж скрывать. Да и другие группы на слуху. Не потому, что были поклонниками, а потому, что надо было знать, иначе как разговаривать с молодежью?

  • bastet_66

    Весельчак Ы Никто не заставлял, работа такая - учитель. А чтобы быть с молодежью на одной волне, надо знать, что им интересно. Я считаю, учитель должен уметь все, в том числе немного разбираться в музыкальных направлениях, которыми увлекаются дети.

  • Podkovyroff

    bastet_66 

    респект. каких то успехов достигли? вот мой учитель с такой же позицией как и у вас стал лучшим учителем 2007 года. ладно. вернёмся к нашим баранам. ну а хотя бы поклонницей НУ ПОГОДИ! были? надеюсь да ибо я совместил Сектор и мультиплекационный супер сериал в своей работе 2020 года https://www.youtube.com/watch?v=00_mFlS0f8c

  • bastet_66

    Весельчак Ы 

    Самое главное достижение - бывшие ученики помнят мое имя. Это уже немало. А как же! "Ну погоди" - святое.

  • valeriy693

    Тут бы что-то добавить, а нечего. Отчёт исчерпывающе прекрасен и комментарии жаркие. Остаётся только поблагодарить автора, что я с удовольствием и делаю.

    Спасибо, prosto_chitatel! Вот честное слово, как будто сам эту выставку посетил. Ну и ностальгические воспоминания: Летов под гитару, Хой во всё горло, КиШ только-только появился, и мы ещё совсем дети, и целая жизнь впереди