Еще раз о Петровых
«Петровы в гриппе» (Petrov's Flu, 2021, реж. Кирилл Серебренников). IMDb: 6.8 / Я: 7.8
Долго противился просмотру этого фильма. По ряду обстоятельств. Но когда количество положительных отзывов от уважаемых мной людей пересекло критическую отметку — решил рискнуть.
Серебренников, конечно — Демиург (ни разу не положительный тип Творца, но разве Творец выбирает свой тип?). И, подобно Демиургу, он носится над своей Землей темным дирижером: сталкивая и переплетая Пространство и Время, Бред и Явь, судьбы и поступки людей. А потом, все бросив (ибо игрушка наскучила), улетает на поиски новых вдохновений.
Я не читал исходник — роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» — но предположу, что здесь (как и в предыдущих фильмах Серебренникова) мы видим авторское кино, где исходный источник режиссер рассматривает лишь как поле деятельности для своего воображения. Здесь, полагаю, режиссера в первую очередь привлекла возможность окунуть персонажей в то состояние гриппозного заболевания, когда явь и горячечный бред переплетаются и больной уже не может их различить и идентифицировать.
Идея переплетения реального и воображаемого не нова, но «много званных, да мало избранных» — у Серебренникова этот коктейль получился отменным. Вообще, где-то на середине фильма, у меня в голове (только не ругайте меня за святотатство) возникла параллель с фильмом Феллини «8 1/2» и дальнейший просмотр я невольно сравнивал ходы, сюжеты и манеры этих двух фильмов.
Такое вытаскивание из людей Подсознательного на общее наблюдение — провокативно и заставляет отнести этот фильм скорее к арт-хаусу, чем к массовому кино. По крайней мере, показывать его по телевизору в прайм-тайм точно не надо. Но я не стал бы здесь навешивать ярлык «фестивального кино» — ничего нарочитого, надуманного, «далекого от народа», или заведомо усложненного тут нет. Это не «элитарное кино для избранных», но оно требует некоторой работы от зрителя. Работы и полного погружения. Наградой будет много необычных мыслей, если это можно считать наградой.
Я же, со своей стороны, могу постулировать, что:
- Серебренников — хороший, интересный и самобытный постмодернистский режиссер. Скорее европейской, чем российской, школы. Умело миксующий все, что было привлекательного в кинематографе до него, и чутко улавливающий общие тенденции развития мирового кинематографа. Этот коктейль и можно считать его фирменным стилем.
- Фильм, безусловно, удался и благосклонное внимание к нему на Канском фестивале вполне оправдано.
- Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд и Семен Серзин — отличные актеры, блистательно сделавшие свое дело в этом фильме.
Один из критиков (Вадим Рутковский) охарактеризовал картину как
«крепкий кинематографический коктейль из хоррора, новогоднего капустника, городской семейной драмы, пасмурной ностальгии и притчи о воскрешении».
Это определение мало бы что значило, точнее — намекало бы на что-то унылое и непривлекательное, но в фильме еще присутствует Легкость. Та Легкость (не легковесность), что позволяет говорить интересно о достаточно серьезных вещах и на достаточно непростом кинематографическом языке.
Так (немного сумбурно, достаточно спорно и очень субъективно) я постарался объяснить для себя — почему мне так понравился этот фильм. А он мне понравился.
-
Господин Хорикава Ясукити 13.03 в 08:13
"Умело миксующий все, что было привлекательного в кинематографе до него, и чутко улавливающий общие тенденции развития мирового кинематографа" - в переводе на человеческий: вторичный конъюнктурщик.)
4 -
Игорь Скиф 13.03 в 10:56
Господин Хорикава Ясукити, во-первых, очень приятно, что люди умеют читать и улавливать смысл написанного. Во-вторых - я все-таки выбрал ту формулмровку, которую написал... Хотя общий ход мыслей уловлен верно)
2 -
Господин Хорикава Ясукити 13.03 в 11:01
Игорь Скиф, ну, я вашего права выбирать формулировки не оспариваю никоим образом. Скорее для себя прояснил смысл прочитанного.) Приятно, что похвалили.)
-
Игорь Скиф 13.03 в 11:03
Господа, большое спасибо за комментарии. Признаюсь - я ожидал такой реакции, в соотношении 80% отр. / 20% пол. Пусть и получается пока 90/10. И фильм - неоднозначный, и режиссер - неоднозначный, да и по поводу прозы А. Сальникова могут быть разные мнения (я, например, не буду ее читать при личной симпатии к автору, как человеку). Тем интереснее иметь возможность узнать и услышать мнение других уважаемых людей.
1 -
-
-
-
-
Tenkara 13.03 в 15:02
Не знаю, чего его все так несут. Прикольный фильм. Забавный и не скучный. Чего еще от кино надо? Чтоб интересно было, чо там дальше. Ну вот интересно. А "авторский", "постмодернистский", "артхаусный" это все слова-словечки. Гомно- не гомно. Интересно - не интересно. Вот я понимаю критеии.
1 -