Рабство в Венецианской республике
Рабство в Венецианской республике
Любители истории и сочувствующие ей активно распространяют в интернете информацию об отмене рабства в Венецианской республике в 960 году.
— Вот, смотрите, — как бы намекают они, — европейский прогресс, как говорится, во всей красе.
В действительности же указ дожа[1] Пьетро IV Кандиана (959-976), который в вышеупомянутом году запрещал работорговлю, касался христианских (читай католических) рабов. И сегодня вы можете прогуляться по набережной Венеции около Дворца дожей (он же палаццо Дукале) по Рива дельи Скьявони (Riva degli Schiavoni), которую почему-то переводят как «Славянская набережная», оперируя к тому, что здесь швартовали суда мореходы из Далмации (северо-запад Балканского полуострова).
Но! Schiavoni с латыни переводится как «рабы», а не славяне. В IX веке именно на этом месте продавали и перепродавали рабов. Венецианский диалект, который формировался в тот период и используется сейчас только как
разговорный, опирается на латынь с наслоением греческих слов. Итальянский же язык зарождался позднее, в XIV веке. Подписи с гравюр, изданных в XV-XVI веках в Венеции, автоматический переводчик в интернете сегодня определяет как
перевод с латыни.
Кроме того, в Венеции практически все названия отражают четкое понимание того, что происходило в конкретно взятом месте. Вы можете найти calle (улица) dei Albanesi (албанцев), calle dei Tedeschi (немцев), calle dei Assassini (разбойников или убийц), calle dei Mori (мавров, арабов) и этот список можно продолжать.
Так что, дамы и господа, Riva degli Schiavoni – это скорее «берег рабов», а не «славянская набережная».
Венецианцы и их вечные соперники генуэзцы до конца XIII века удачно торговали рабами, в основном татарами и черкесами, затем перешли на торговлю жителями Африки. В нотариальных актах генуэзских колоний Пера и Каффа[2] (центр работорговли, сейчас Феодосия) среди проданных рабов упоминаются и славяне. Рабы на судах партиями переправлялись в итальянские города. С 1375 по 1469 годы в Венеции Шарль Верлинден (Charles Verlinden, 1907 — 1996, бельгийский медиевист, проявивший особый интерес к истории рабства в Европе, насчитал 89 актов продажи рабов-черкесов; с 1423 по 1445 годы - 13 актов продажи абхазов и с 1422 по 1456 годы четыре упоминания о рабынях-мингрелках.
В XV веке в записях отмечены славянские рабы: 36 актов с 1406 по 1420 годы и 141 акт с 1420 по 1455 годы.[3] Особым спросом пользовались женщины не старше 40 лет, которые нужны были для домашних работ. За высокую цену — 2093 лиры — продана17-летняя русская девушка (1429 г.). Татарки шли дешевле — за 136-139 лир. И тут не знаешь, то ли горевать, то радоваться таким данным.
Одна флорентийская синьора в письме к сыну (1465 г.) пишет следующее: «Мне пришло мысль, что раз ты женишься, тебе необходимо будет взять рабыню...Если ты имеешь данное намерение, напиши какую:
либо татарку, которые все выносливы в работе, или черкешенку, отличающуюся как и все ее соплеменницы, здоровьем и силой, или русскую, которые выдаются своей красотой и сложением. По моему мнению, — добавляет рассудительная мать, — лучше всего было бы взять татарку».
В документах Руссильона (Прованс, Франция) нередко упоминаются «белые татары» с именами Лукия, Марфа, Мария, Катерина. С начала XV века на первом плане и по высокой цене во всех записях стоят русские рабы и рабыни — они составляют более 22%.
Из книги Питера Спуффорда «Купец в средние века. Власть и прибыль»[4] можно почерпнуть и такие сведения: «В 1438 году венецианский купец Джакомо Бадоер купил в Константинополе 346 рабов, чтобы отправить их в Пальму. Модель плантации, полностью основанная на использовании рабов, в данном случае плантации сахарного тростника, была разработана примерно в 1460 году генуэзцем Антонио да Ноли, который применил ее на островах Кабо-Верде».
Положение рабов, судя по документам, было крайне тяжелым. В Венеции оно закреплялось рядом законодательств, получивших наиболее полную форму в XIII веке. По отношению к провинившимся рабам применялись любые пытки и казни. Степень виновности суд не устанавливал, смягчающих вину обстоятельств не принимал. Превращение раба в католика считалось преступлением, а относительно других взгляды не были строго выработаны. Во Флоренции закон 1366 года распространялся на всех рабов, «неверных» от рождения, даже если они были проданы в город-республику уже христианами. Дети рабыни в Руссильоне становились рабами, даже если она вступала в брак со свободным. Продавая рабов, давали гарантию их здоровья. Частые упоминания о болезнях рабов говорят о плохих жизненных условиях.
В середине XV века в документах итальянских городов отмечены жалобы на то, что количество привозимых рабов уменьшается[5].
Вернемся в век нынешний, XXI. Работорговля в Италии (Венецианская республика прекратила свое существование в 1797 году) приобрела новый формат и ракурс. Вспомним, что «официально» она отменена в Венецианской республике в 960 году. Однако дешевая рабочая сила, способная выполнять черную работу, по-прежнему востребована в Венеции и других городах Италии. Только сменился вектор и разъяснения «рабам» об их предназначении. Они ухаживают за престарелыми стариками, работают в самых низкооплачиваемых секторах экономики, чтобы итальянцы могли выполнять более квалифицированную работу. Надо сказать, что и венецианцев осталось мало, вместо детей они теперь заводят собак, переезжают из Венеции на терраферму (так назывались владения Венецианской республики на суше), не выдерживая конкуренции за право жить в своем городе с миллионами туристов. Италия, после Второй мировой войны, сделал все возможное, чтобы мысли о возрождении республики, использовании венецианского языка даже в голову не пришли когда-то сытым и надменным жителям Серениссимы[6].
[1] Венец. Doxe de Venexia, итал. Doge di Venezia от лат. dux – вождь, предводитель
[2] Кавказ. Выпуск III. Европейские дневники ХIII–ХVIII веков. Генуэзские нотариальные акты из Перы и Каффы. (1281–1290). Издал Г. И. Братиану. Бухарест, 1927 (Группа авторов, 2010 г.) (kartaslov.ru)
[3] Карпов С.П. Венецианская работорговля в Трапезунде (конец XIV— начало XV в.). Византийский временник, т. 46
[4] Peter Spufford, Il mercante nel Medioevo. Potere e profitto. Istituto Poligrafico e Zecca dello Stato, Roma 2005, p. 339
[5] М. Д. Полубояринова. Русские люди в Золотой Орде. Наука. 1978 г.
И. Лучицкий (1845-1918). Рабство и русские рабы во Флоренции в XIV-XV вв. 1866 г.
Русские рабы и рабство в Руссильоне в XIV-XV вв. 1886 г.
[6] Serenissima: «светлейшая», «сиятельнейшая», полное название венец. Serenìsima Repùblega Vèneta, итал. Serenissima Repubblica di Venezia
Картина Джентиле Беллини (Gentile Bellini, 1429, Венеция — 23 февраля 1507). Шествие Истинного Креста на площади Святого Марка в Венеции. Processione Della Vera Croce a Piazza San Marco a Venezia. 1496 г.
Фото автора во время локдауна