Так много незнакомых слов. Обзор фильма «Солнце мое» («Aftersun»), 2022 год

Жанр: драма
Режиссер: Шарлотта Уэллс 
В главных ролях: Пол Мескал («Нормальные люди») и Фрэнки Корио
Рейтинг IMBd — 7,7

Сюжет фильма «Солнце моё» может показаться обманчиво простым: молодой отец с одиннадцатилетней дочерью, Софи, приезжают в отель в Турции, чтобы провести две недели отпуска вместе; и он, и она время от времени снимают происходящее на камеру. Периодически в быстро исчезающих, похожих на вспышки кадрах, мы видим главную героиню взрослой и понимаем, что происходящее на экране — то, что Софи вспоминает и, судя по всему, переоценивает, анализирует, сопоставляя детские впечатления с тем, что думает о жизни теперь, когда выросла. 

На первый взгляд, вся лента состоит из незначительных сцен: вот, папа с дочкой едут в автобусе, а за окном проплывает вечернее небо; они купаются, говорят с мамой девочки по телефону, танцуют, играют в бильярд. Так откуда же возникает это ощущение невероятной хрупкости человеческого существа, изначальной конечности взаимосвязей между близкими и родными? И ещё вопрос, который возник у меня во время просмотра: почему от наблюдения этих сцен невозможно, не хочется оторваться? 

Думаю, отчасти дело в монтаже, слегка рваной, то медленной, то ускоряющейся склейке сцен, отчего течение фильма напоминает работу памяти (монтажер Блэр Макклендон). А, может быть, дело и в том, что дни каждого из нас состоят из похожих, по сути, мимолетных сцен, из которых в результате складывается вся жизнь, всё наше мироощущение. Наблюдая за главными героями, Софи и Калумом, очень быстро понимаешь, как часто за скоротечным радостным событием скрывается многолетняя печаль. И что каждый из нас живет со своими переживаниями, разочарованиями (порой в самом себе) внутри. 

Этот фильм — не о том, как что-то случилось, и это повлияло на всех героев истории. Он о том, как человек меняется с течением жизни, как оно — течение — влечет его за собой, как время и события разной степени важности вылепливают из души человека, словно из глины, некую форму, и, как бы ни хотелось, не всегда получается этому сопротивляться. А еще он об ощущении потери, о невозможности что-либо упрочить или сохранить навсегда. 

В роли Калума — Пол Мескал, ирландский актер, сыгравший главную мужскую роль в сериале «Нормальные люди», снятом по одноименному роману-бестселлеру писательницы Салли Руни. И Пол Мескал, и юная Фрэнки Корио (Софи) ведут себя настолько естественно, что с первых же кадров фильма забываешь, что они не настоящие отец и дочь. Диалоги между ними удивительно непринуждённы, но в каждой фразе словно заложен скрытый смысл. Так, в номере Калум спрашивает Софи: «Как тебе новая книга? Нравится?» «Да, нравится, — отвечает девочка, — Хотя тут много незнакомых слов». «Продолжай, — советует ей отец, — Думаю, ты втянешься.» Кажется, что на самом деле они говорят не о книге, а о жизни в целом: так много неизвестных слов, но волей-неволей нужно продолжать, и вся надежда на то, что однажды ты «втянешься». 

Или вот в этой ситуации, когда Калум обучает Софи, как освободиться, если кто-то поймает и будет держать ее за руки, и девочка спрашивает отца: «А если кто-то попытается напасть, не хватая за запястья?» Но ответа нет, так же, как и нет готовых решений для каждой ситуации, которая может возникнуть в жизни растущей девочки. 

«Я думаю, хорошо, что мы под одним небом, — говорит Софи, — Если я вижу солнце, то думаю, что мы оба можем его видеть. Даже если мы сейчас в разных местах, мы все равно как будто вместе. У нас есть нечто общее, понимаешь?» 

Этот фильм — дебют режиссера Шарлотты Уэллс в полнометражном кино, что, безусловно, впечатляет. До этого она работала над короткометражными фильмами, такими, как «Вторник» («Tuesday»). Их можно найти и посмотреть на сайте Шарлотты. 

Фильм напомнил мне «Отрочество» Ричарда Линклейтера, кино, над которым режиссер работал двенадцать лет. Если вам придется по вкусу «Солнце мое», очень рекомендую этот неспешный, глубокий фильм о взрослении. 

Во время просмотра не отпускает мысль о хрупкости человеческого существа. Главных героев почему-то хочется защитить. А они, будто нарочно, рискуют собой и друг другом (как в ситуации, когда Калум переходит дорогу прямо перед движущимся на него автобусом).

В этом кино подсвечивается сама природа воспоминаний, разница между одной и той же картиной, воспринимаемой ребенком и выросшим человеком. От этого сама эта картина, или же воспоминание, становятся другими, но продолжают оставаться соединенными, как пунктиром, линией жизни. 

В фильме «Солнце моё» молодая женщина пересматривает воспоминания детства в попытке взглянуть по-новому и понять своего отца, который как был, так и остался загадкой — и для Софи, и для зрителя, а возможно, даже для самого себя. После просмотра фильма остается послевкусие тайны, хочется вспоминать свое детство, тревожные и радостные моменты, которые воспринимались когда-то по отдельности, а теперь сложились в целую картину; думать и задавать вопросы о самых важных людях в собственной жизни и о себе, пусть даже ответов на эти вопросы уже не найти. Очень рекомендую «Солнце моё» к просмотру тем, кто хочет вспомнить своё взросление и совершить медитативное путешествие в тот хрупкий переходный период времени, когда внутри впервые просыпается тревожное ощущение, что взрослые не всесильны и могут проявлять слабость, печалиться, а порой не умеют справляться с болью внутри и самими собой. Что родители на самом деле не такие уж ответственные, и все, что остается подрастающим детям, если не понять — то хотя бы простить.

#creativemarket #солнце_мое #что_смотреть #обзор_фильма

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 8
    8
    304

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.