0.7 тёплого тягучего портвейна… Сказка, да и только
7 марта 1981 года организован ленинградский рок-клуб
Счастье неведомой свободы!
…Никто не ведал тогда, кто гений, а кто нет. Или кого им в конце концов назначат.
Но приступим.
Более 40 лет прошло с тех пор, когда мы со товарищи шумною толпой усиленно искали, — светлыми невскими ночами, — где бы подешевле охристосоваться-разговеться за чужой счёт. Да ещё подкормиться заодно.
Одно из таких достопримечательных мест в Питере — квартира легендарного Коли Васина, упокой, Господи, его душу в селениях праведных. Ведь ему, кто английский «выучил только за то, что им разговаривал Леннон», стукнул тогда (в середине 80-х) уже сороковник.
Мы же были в полном смысле юнцами с нашими 20–25-тью. Пели дикие песни «Странных игр», невероятно популярных. Слушали исключительно западную музыку. Прикасаясь к нетленному, вечному. Трудно доставаемому из-под недоступного прилавка.
Молодая (и довольно смелая) американская певица и продюсер Джоанна Стингрей, безусловно, провернула в середине 80-х огромное, огромнейшее дело со своей (и за собственный счёт) двойной пластинкой «Красная волна». Пытаясь вытащить русский рок из коммунистической преисподней.
Пытаясь вытянуть «наверх», к берегам Гудзона Цоя, БГ, «Алису», всех! — кто хотел и мог. Кто жаждал славы и независимости. Кто не желал прозябать и вываливаться согбенным из кинотеатров, театральных залов, выхваченным-взятым под руки андроповскими «смотрящими» — за несуществующие прогулы в нерабочее время. Была тогда, в эпоху «охоты на ведьм», такая статья — «прогулы».
…Они старались жить свободно. Ведь Россию 80-х сделать свободной казалось нереально. Казалось, всего лишь. Наряду с нехилой прослойкой «субкультов» типа Митьков, диссидентов, самиздата и, как ни странно, разномастных спи́кулей, — валютчиков и барыг, — советские рокеры толкали этот неповоротливый пелевинский навозный шар, прогнивший, коррупционный и неэффективный — в рыночный капитализм. …Обернувшийся ещё большей иллюзией, чем СССР. Никто пока того не знал.
Они играли песни. И в них, — по-западному, с западной начинкой, но с русской идеей, — пели о новой прекрасной жизни. Но я не о том.
Был такой ритуал.
Брели гурьбой — после занятий, учёбы, репетиции в рок-клубе или подвале-студии.
Лично я шёл после удачно-перманентно-неудачной спекулятивно-«биржевой» деятельности по продаже страшно дефицитных примочек, барабанов, пайстовских тарелок — «железа»; синтезаторов, да и «по-простому», чессговоря, — валютки. На приснопамятном пятачке у Гостиного.
Будучи накоротке дружен с некоторыми музыкантами «Странных игр», «Секрета» и др. (вовсю гремевших в 80-х!), — я незатейливо вливался в их компашку.
К тому же на кармане приятно хрустели бабки и неизменно имелась «пачка сигарет». Что горячо приветствовалось. Кстати добавлю, «Секреты» уже тогда ходили в «Ролексах». Но… ролексы-ролексами. А наличман есть наличман.
Движение, ход весёлой шебутной братвы, в принципе, отработаны. Перво-наперво — Майк Науменко. Ежели нету — к БГ. Нету — к Заблудовскому. Нету — …и т.д. У них, питерских, это могло длиться бесконечно.
Мне же, — провинциальному заезжему вятскому лоху, — повезло побывать не очень уж чтоб во многих местах.
К примеру, так и с нереализованной, но подающей одно время надежды группой «Свинья» мы самозабвенно горланили-выпивали — наперевес с гитарами — на лавках во дворе. Недалеко от метро «Автово». Им ужасно приглянулись мои громкие незамысловатые песни-кричалки. Хотели даже взять меня в состав. Но я, к несчастью, улетел по «популярной» в творческой среде валютной статье — прямиком в Кресты.
Там же, в ресторане «Невский» напротив выхода из «Автово», познакомился с будущим флейтистом-саксофонистом из ДДТ Михаилом Черновым. Относительно немолодой (за сорокет, постарше вышеупомянутого Коли Васина), он поначалу совмещал несколько работ — ведь кабак давал действенный реальный доход. Затем же и вовсе ушёл к Шевчуку на постоянку.
Выпускник консерватории, — сессионный участник знаменитых джаз-оркестров Лундстрема, Голощёкина, Ванштейна, — Михаил, «дядя Миша», как его звали друзья-музыканты: — записывался с доброй половиной рок-клубовских команд: «Зоопарк», «Мифы», «Аквариум».
Вообще по качеству материала кабаки, конечно, сильно отличались от доморощенных групп. Кабацкие лабухи профессионально сдирали отечественный и зарубежный репертуар — точь-в-точь. Имея неплохую сверхкачественную аппаратуру. Притом что стабильно находились в прибыли, «карасе» и неустанном «теневом» поиске, — что позволяло регулярно обновлять техническую базу «фирмо́й» — фирменной забугорной электроникой. В отличие от рокеров, громко звенящих… старыми шестиструнками и стальными прибамбасами-побрякушками на фильдеперсовых косухах. Кое-кто, как вы знаете, за перепродажу этой злополучной «фирмы́» долгие годы провёл потом на нарах.
Когда забитые до отказа рестораны рубили пьяное бабло на «крышах дома», «мимино» и «всё могло бы быть совсем не так», — рокеры и иже с ними расползались по своим любимым винным «притонам» и хатам. Кто куда. Выбор был, впрочем, небольшой. От «Пушкаря» до «Сайгона». От «Жигулей» — до «Очков» на Грибоедова.
Однажды после насыщенно-непонятных пивных приключений мы с одним приятелем (в будущем известнейшим рок-музыкантом) очутились в вытрезвителе. Где на удивление нормально и спокойно провели ночь.
Наутро нам выдали конфискованную с вечера нераспечатанную «бомбу» — 0.7 портвейна. Которую мы тут же совместно и непременно кончили — по-философски из горла́ да с устатку. Не успев толком выйти за ментовско́й порог.
0.7 тёплого тягучего портвейна… возле общественной бани на Марата. Сказка, да и только!
…В итоге дома оказывался, как обычно, Коля Васин. Постарше нас, он был крайне начитан, чрезвычайно информирован о нынешней джаз-панк-рок-хард движухе, культуре. Поэтому пользовался огромным авторитетом у кичливого неспокойного народца. Дверь его квартиры никогда не закрывалась.
Но поскольку именно я был почему-то при деньгах, — то и бегал всё время «гениям» за водкой.
Хотя непреложным гением, по правде говоря, остаётся для меня историограф, коллекционер и писатель Николай Иванович Васин. Питерская легенда. Музыкальный провидец. Строитель фантастического храма Джона Леннона. Битл в натуре — или в натуре битл. Не суть.
Выпив «норму», точнее, сверх неё, Колины гости становились полновластными правителями его полногабаритного сталинского, зата́ренного под завязку раритетом дома-музея. А посмотреть там было чего…
Леннон, Леннон, Леннон… Битлз. Роллинги. Безбрежные развалы пластинок, книг, рисунков. Безумное количество всего: и музыки в первую очередь.
Мягко потрескивал очередной винил, шипели-шуршали плёнки-бобины, звучала живая гитара под пристукивание ног, хлопанье рук. Под единое бит-дыхание, наполненное единственной целью — сделать, изобразить, слабать-забабахать что-то новое, свежее. Обязательно в разрез с общепринятым.
Редкую «эксклюзивную» фотку Пола Маккартни, подаренную Колей в пылу фантасмагорического угара, я, разумеется, куда-то выгодно задвинул. Не помню.
Помню другое: атмосферу настоящего человеческого братства. Феерически разливающегося от тех людей, друзей. Знакомых-незнакомых. Сочувствующих демагогов, попутчиков-юмористов, художников, поэтов, музыкантов, Коли Васина, Джоан, Цоя, Гриши Сологуба, нескончаемого рок-н-ролла. (Цой постоянно ругал неуёмных коллег, мол, нельзя же так безбожно пить! «Так не получится стать звездой, суперстаром», — говорил он.)
Ведь никто не ведал тогда, кто гений, а кто нет. Или кого им в конце концов назначат. И рок-клуб, сам по себе, был только верхушкой айсберга, пристально окучиваемого неутомимой сапой с Литейного. Многие команды в рок-клубовских акциях и концертах не участвовали или попросту не допущены туда по указу надзорных ведомств.
Но то, что сам клуб как движение, организация нового, иного, нетрадиционного пространства жизни сыграл огромную роль в отдельно взятых человеческих судьбах — неоспоримо.
Гребенщиков, например, не особо нравился как композитор, исполнитель. По моему мнению, он более философ, чем музыкант. Это не умаляет того, что трепетно-жаркие задушевные беседы и пересуды не обходились без обсуждений Башлачёва, Майка, ДДТ, «Игр», «Поп-Механики», «Пикника», «АукцЫона», БГ, вопреки всему оставшегося-таки на вершине славы и почитания; мн. др. Их было много, очень. Подзабыл названия бригад, естественно.
Помню другое.
Это неведомое «другое» — не что иное, как безмерное ожидание счастья долгожданной свободы. Которую привнёс в беспросветную тоску унылого совкового бытия ленинградский рок-клуб. Пусть и под гэбэшным призором. Равно его российские собратья-близнецы: Волга, Вятка, Урал, Севера́, Дальний Восток.
Везде, от края до края, — от Украины до Сахалина, — мощно гремели фуззами гитары и рвал динамиками перепонки надсаженный голос нетерпеливой и ненасытной до свежих веяний молодёжи:
«Перемен! Мы ждём перемен!»
-
Андрей Хакимов 11.03 в 10:47
И никто не вспоминает, что папа Джоан Стингрей был сотрудником ЦРУ, штатным. По работе со странами Восточного блока. Что текст песни "Перемен, мы ждём перемен..." паоявился вдруг из ниоткуда. До этого Цой пел псенки о любви, о переживаниях пуберантного возраста. А появился текмт, если верить откровениям одного американского пенсионера, работающего в русской редакции ВВС, когда ему, песнионеру, выходцу из русской семьи, предложили написать стихи о пересиройке в СССР, о жажде молодежи к переменам... И вот, через 10-12 лет после этого, этои американец русского происхождения, услышал свои стихи в исполнении певца корейской внешности.
4 -
-
Игорь Фунт 11.03 в 15:08
только я не понял - почему через 10-12 лет? перестройка - в конце 80-х. цой пел в конце 80-х
-
Алексей Гагач 11.03 в 15:27
Эту тематику в НОД толкали, что Цой шпиён и црушник, и типа ему стихи и музыку чуть-ли не депишмод писали. И всем песня "перемен" не нраица. Расшатала типа СССР песенка эта, по заказу госдепа. Хотя у него и других песен подобного толка на разных этапах творчества хватало.
1 -
Алексей Гагач 11.03 в 11:33
Рок-клуб, Питер. Воспоминания. Удалось краем бытия зацепить эту тусовку. Мы активно выступали, записывались, были "на виду" и нас позвали в проект "Музыка 21" Ленинградского рок-клуба. Старые опытные музыканты помогают молодым. Нам предоставили бесплатное место для репетиций и обещали помощь с продвижением. Мы были первые из молодых групп (если не единственные), кто разместил логотип "Музыка 21" на своём вышедшем на "Бомба-Питере" альбоме, чем очень порадовали организаторов.
В честь возрождения движения Ленинградского рок-клуба был организован большой фестиваль, где хедлайнерами была группа Сплин. Выступала ещё куча разных маститых рокеров. Молодёжь выступать не позвали, но мне, как директору своей группы, выдали два билета в вип-зону отдыха. Я удивился — "вип зона" и "рок-клуб" понятия для меня были тогда не совместимые. Было любопытно, что это за элит-шмэлит замашки. На фестиваль я пришёл со своей девушкой. Попрыгали, устали. В "вип-зоне" куковал один охранник. Я показал ему билеты и мы с девушкой спокойно сели досматривать концерт и пить пиво. Через двадцать минут вокруг випзоны начали роиться какие-то некрасивые дамы с печатью одиночества на рябых лицах. Они подошли к охраннику и о чём-то спрашивали, кивая на нас. Потом направились к нам.
— Молодой человек, откуда у вас билеты в вип-зону?
— Организаторы дали.
— Вы понимаете, что вип-зона предназначена для отдыха звёзд, чтобы их не доставали всякие фанаты?
— Нет, не понимаю. Вы кто?
— Мы тоже организаторы. Сейчас сюда придут настоящие звезды и не захотят видеть рядом с собой непонятно кого.
Я готов был продолжать скандал, но моя девушка дернула меня за рукав и сказала, что ей уже неприятно там находиться. Я послал рок-устриц нахуй и мы пошли слушать концерт дальше, а вип-рокерши остались торчать в своей зоне, которую кроме нас так никто и не посетил.
Проект не взлетел, "Музыка 21" не заработала. Нас обещали продвинуть выступать на Алые Паруса, звали выступать на какие-то всё более мельчавшие фестивали.
2 -
Алексей Гагач 11.03 в 11:36
Но организация этих мероприятий была на алко-треш уровне, поэтому мы предпочли дистанцироваться от рок-клуба. Ну их.
1 -
Олег Покс 11.03 в 11:41
Кстати добавлю, «Секреты» уже тогда ходили в «Ролексах».
Секрет в 85-м выступал в кафе Ровесник на Выборгской. Зрителей человек сорок. Весело было.
1 -
-
-
Весельчак Ы 16.03 в 06:14
Была тогда, в эпоху «охоты на ведьм», такая статья — «прогулы».
МДЯ. САМОЕ СТРАШНОЕ ВРЕМЯ БЫЛО ДЛЯ НАС ТУНЕЯДЦЕВ. Я ТО ТОГДА ЕЩЁ МАЛЕНЬКИЙ БЫЛ. НЕ ПОСТРАДАЛ ОТ ЭТОГО. МНЕ КОГДА ПО ИДЕЕ ПРИШЛА ПОРА РАБОТАТЬ ИДТИ. ТОГДА УЖЕ НАС ВЫБРАВШИХ СВОБОДУ НЕ ПРЕСЛЕДОВАЛИ
-
Игорь Фунт 17.03 в 14:22
ну, я кончал джазовый ф-т. так что весь классич. джаз-рок https://alterlit.ru/post/27612/
-
-