vasyukhin Влад Васюхин 01.03.23 в 09:03

Живые и мертвые

В дождливый и ветреный Сочи, на XVI Зимний международный фестиваль искусств, который в народе именуют фестивалем Башмета (маэстро — его художественный руководитель), я летал не только как профессиональный зритель, но и в качестве лектора. В рамках фестиваля работает школа молодых журналистов, пишущих о культуре. 

Тема моего выступления звучала так: «Как написать честную рецензию и (не) поссориться с пресс-службой». Выйдя к собравшимся, я первым делом сказал, что название лекции в свете последних новостей из Германии следовало бы изменить, а конкретно стоило бы переформулировать вторую часть: «...и (не) получить в качестве гонорара собачьи какашки».

Дело всё в том, что несколько дней назад 50-летний директор балета Ганноверского оперного театра Марко Гекке измазал свежими, еще теплыми фекалиями своей собаки лицо 57-летней критикессы Вибке Хюстер. Это случилось в антракте балетного шоу «Вера-Любовь-Надежда». Критикесса пострадала за то, что назвала предыдущую премьеру Гекке скучной, и зрители, начитавшись, стали возвращать билеты. Вот она — великая сила печатного слова! 
Если вам интересно, то хореографа из театра уволили, а перед фрау Хюстер, которая не будь дурой прямиком из театра отправилась в полицию и накатала на хулигана заявление, извинились. 

Конечно, мазать критиков дерьмом в прямом смысле слова — это сильный, резонансный жест, почти перфоманс, в «дикой» России до такого еще не додумались. Но мне, например, рассказывали, что несколько лет назад в Москве один известный сценограф побил одного важного театрального рецензента за то, что тот в пух и прах разнес его спектакль. Заголовок статьи был далек от дипломатии: «Премьера закончилась провалом». Критик предрекал, что зрители ходить на этот спектакль не будут и обещал, что лично он это зрелище никому не посоветует. 

Как избежать подобных ситуаций я и рассказывал молодым (и не очень) провинциальным журналистам, собравшимся из разных регионов страны. Это нам в столице вольготно, «лебезить не нужно, трусить, торопиться»: ну поругался ты с обидчивой пресс-службой какого-нибудь крупного театра, ну и хрен с ними, есть еще как минимум десяток приличных мест, куда пригласят на премьеру. А вот в областном городе, где театров — раз, два и обчелся, журналистам приходится считаться с чувствами трепетных творцов и их пиарщиков.

Но вернемся к фестивалю. Его насыщенная и щедрая на звездные имена программе предполагала диалог жанров. А потому наряду с музыкой, бывшей на первом месте (не забывайте, что у руля — маэстро Башмет, народный артист СССР и Герой Труда России), значительное место отводилось театру. На афише имена первачей — Василий Бочкарев, Евгений Миронов, Елизавета Боярская, Константин Хабенский, Григорий Сиятвинда... 

И стартовал фестиваль, еще до официального гала-концерта открытия, именно со спектакля — с «Кроткой», уже вошедшей в репертуар Малого театра. Повесть Федора Достоевского о том, как бывший штабс-капитан, а ныне ростовщик женился на 16-летней сироте и укрощал её, фактически доведя до самоубийства, поставил Виктор Крамер. 

Главную и по сути единственную роль, поскольку сочинение Достоевского — это монолог, поток сбивчивых и сумбурных мыслей героя о силе любовной страсти, сыграл народный артист России Сергей Гармаш. Вместе с ним на сцене — студентки Щепкинского училища и камерный ансамбль «Солисты Москвы». И, конечно, Юрий Башмет, который здесь не только дирижер, но и солист — в финале звучит его альт. 

Сцена из спектакля «Кроткая»

Если «Кроткую» в Сочи привозили уже второй год подряд, а, скажем, закрывавший фестиваль моноспектакль «Не покидай свою планету» по повести Сент-Экзюпери «Маленький принц», идет здесь с 2016 года, то спектакль «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются» по роману Константина Симонова — премьера. Премьера в рамках Зимнего фестиваля. Она приурочена к 80-летию победы в Сталинградской битве. 

Рождение спектакля сопровождала, как написали бы раньше, нездоровая шумиха. И дело даже не в том, что, как отметила «Комсомольская правда», «спектакль про любовь к Родине — большая редкость в современном театре», что это «неформат». 

Проблема в ином: домом для этого по сути антрепризного проекта стал Театр имени Гоголя, бывший Гоголь-центр, который был образован в стенах прежнего Театра имени Гоголя. А всё, что связано с расформированным и переформатированным ГЦ и с его создателем Кириллом Серебренниковым, для многих театральных и околотеатральных людей — больная тема. И режиссер-дебютант Полина Агуреева, больше известная как прекрасная актриса, звезда «Мастерской Петра Фоменко», была подвергнута критике, даже обструкции за сам факт сотрудничества с новым (старым) театром. Ну и за обращение к патриотической теме. И за то, что постановка приурочена к круглой дате. «Датский» спектакль — это же как приговор, как знак заведомой халтуры.

Агуреева собрала большую команду не просто популярных, а талантливых, сильных, любимых народом артистов — от Николая Чиндяйкина из МХТ им. Чехова и Алексея Верткова из Студии театрального искусства до «свободных художников» Юрия Беляева и Ильи Шакунова (именно он играет генерала Серпилина, главного героя). 

Музыка, сопровождающая весь спектакль (он длится час сорок, без антракта), была специально написана Валерием Вороновым, её исполняют «Солисты Москвы», облаченные в военную форму — гимнастерки и ушанки. Музыканты — полноправные действующие лица.

Сцена из спектакля «Живые и мертвые»

Посмотрев спектакль, я понимаю, почему Полина Агуреева не скрывает в интервью, что он делался «в невероятно сложных условиях», в цейтноте, и что премьерные показы она воспринимает как начало работы. Да, спектаклю есть куда расти. Да, он еще далек от совершенства и ему надо «раздышаться». Но в Сочи «Живым и мертвым» аплодировали стоя.

#новые_критики #театральный_обзор #театр #фестиваль_башмета #башмет #гармаш #кроткая #живые_и_мертвые

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 6
    6
    298

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bitov8080

    Замечательно. Я бы, честно говоря, с удовольствие  послушала (почитала), собственно и "как?" - написать и не поссориться. Для общего развития) А спектакли, судя по всему, шикарные, по фото на последний вот очень захотелось

  • chey_tuflya

    Спасибо. Очень интересно написано.

    Я тремя руками за "Живых и мёртвых". Возрождать нужно НАШУ духовность, а не наносные перформансы.

  • udaff

    Я бы спектакль с Гармашем посмотрел. Но я в Питере. 

    И вот тут уже в полный рост встает вопрос — а есть ли сейчас качественные телеспектакли? Или просто качественная запись спектаклей?

  • Arhitector

    Критики всех родов и мастей - да, ходят по лезвию бритвы над тонким льдом возле трёх камней: то ли продаться за подходящую цену тому, кого они критикуют и откритиковать так, "как надо", то ли продаться публике, поддержав общесогласное "фи!!" или "ух ты!!!" толпы, то ли продаться собственной совести и сердцу, каждый раз критикуя только так, как велят только лишь они. В этом аспекте каковы траектории хождения по лезвию у Влада - я ещё не до конца разобрал. :)

    По поводу непосредственно спектаклей - хотелось бы, чтобы они были доступны не только светлоликому\узкоочему населению московий, питеров и сочей, но и жителям каждой самой отдалённой деревеньки России - и в виде бесплатной прямой трансляции, и в виде совершенно бесплатных телезаписей высокого качества, транслируемых федеральными каналами либо (и) расположенных на бесплатных электронных ресурсах.

    Пока этого не будет, все разговоры о "культурном развитии нации" можете засунуть... в океаническую трубу северного потока.

  • bastet_66

    Надеюсь, что «Живые и мертвые» станут первой ласточкой среди хороших спектаклей о войне. И будут смотреть их, аплодируя стоя. Н-да, трудная судьба у театральных критиков. Действительно надо быть со словом очень аккуратными. Рубить правду-матку можно по-разному. Богат родной язык! Крути-верти слово, как хочешь.