Ехали Пополь-Кукульканы
Ознакомившись с Игорь Фунт: Почему капитан Волконогов не смог убежать от «Игры в кальмара» (alterlit.ru), посмотрел я фильм «Капитан Волконогов бежал». И захотелось сказать пару слов про этот замечательный пасквиль. Почему пасквиль? Да потому что это не про скулосворачивающую зевотой «дорогу к храму» и не про Нагорную трепотню. Это великолепная трагическая буффонада, этакое ретроспективно-пророческое «Нате», обращённое точно в сегодня. Патетика и притчевость в нём под стать Балабановской, а натурализм заставляет вспомнить Рогожинского «Чекиста». И корейские кальмары тут вовсе не причём. Тут дифференциация не по цвету штанов, а по цвету околыша. Здесь он малиновый, причём с головы до пят. Я бы даже развёрнутый имхоч написал, но политика сайта (Трифон, каламбурчик) против политики в полемике. Так что это никакой не имхоч, а просто несколько слов о фильме, который зацепил меня впервые также сильно, как в своё время «Жила одна баба», что, поверьте, случается со мной крайне редко.
А зацепил фильм прежде всего мизансценами. От начального оммажа к «100 дням Содома» и до финального расстрела Св. Себастьяна. Тут тебе и черные рубашки под малиновым камуфляжем, и Эзенштейновские пляски опричников (шикарнейшая аллюзия, кстати), и инверсия собачьего сердца «Профессор, снимайте штаны» и незабвенный Абуладзе сквозняком (куда ж без него) и наконец вишенкой – Пьета на чердаке, как наиболее кинематографичное, хоть и наименее драматургически обоснованное действо. И это только самые крупные мазки. А ведь есть ещё такие мини-шедевры, как «Враг папой быть не может» или монолог сумасшедшей вдовы Штайнер. И неотвязно крутятся, крутятся в голове её слова: «А с поезда спрыгнуть страшно. Вдруг недопрыгну».
Ну и номинация на золотого льва – это тоже не жук лапкой потрогал. Венецианский фестиваль не «412 отделение милиции, где паспорта кому попало выдают».
Так что хочется сказать большое спасибо Игорю Фунту. Без него я возможно пропустил бы это во всех смыслах достойное произведение.
-
как раз вчера по любезно предоставленной Игорем Фунтом ссылке и посмотрела, спасибо ему
эстетически совершенное полотно, этически ждала большего, показался (для меня) смыслово простоватым (не показался)
-
Потому я и назвал фильм пасквилем, что его этическое содержание служит не более, чем вспомогательным инструментом для максимального раскрытия эстетики формы.
1 -
-