Рецензия на фильм «Всевидящее око» / The Pale Blue Eye

год: 2022
режиссёр: Скотт Купер 
в ролях: Кристиан Бэйл, Гарри Меллинг, Саймон Макберни, Тимоти Сполл, Тоби Джонс, Гарри Лоути, Фред Хехингер, Джиллиан Андерсон, Шарлотта Генсбур, Люси Бойнто


Мистический привет зрителям!

2022 год выдался весьма удачным для бессмертного духа Эдгара Аллана По. Кроме стандартной дани, оставляемой каждой поделкой в жанре «мистери» у врат готической Вальгаллы, где дух поэта ежедневно пирует в компании Ворона и заживо похороненной девственницы, По удостоился замечательной псевдобиографической картины «Воронья лощина» и скромного квази-камео в «Уэнсдей».

Поэтому, стоило мне увидеть трейлер очередной исторической драмы с участием Эдгара Аллана в качестве персонажа, как воображение начало рисовать картины, одну лучше другой. Обещанные авторами «Всевидящего ока» ритуальные убийства, человеческие жертвоприношения и намёки на потусторонние силы позволяли надеяться, что новый фильм не только составит достойную конкуренцию «Вороньей лощине», но и превзойдёт её. Заявленный актёрский состав давал практически 100% гарантию того, что труппа без труда вытянет любой полёт фантазии режиссёра, а умение Netflix со вкусом тратить деньги подписчиков означало стиль и историческую достоверность.

Режиссёр и продюсеры честно выполнили свои обещания, но, как парадоксально это бы не звучало, фильм всё равно получился несколько незавершёным. Дело в том, что вместо ожидаемого преданными фанатами мистического фильма ужасов, Купер решил почерпнуть вдохновение в раннем творчестве По и снял классический детектив с элементами готики.

Фильм повествует о бывшем констебле Нью-Йоркской полиции, а ныне известном частном детективе по имени Огастес Лэндор, который живёт в деревушке на севере означенного штата в начале XIX века. Мистер Лэндор рано овдовел, а тут ещё и его единственная дочь убежала из дома при таинственных обстоятельствах, и теперь протагонист регулярно напивается в местном кабаке, изливая душу официантке Пэтси. Но судьба не даёт герою слишком долго рефлексировать и страдать — у него на пороге появляется проректор находящейся неподалёку военной академии Вест-Пойнт и просит помощи в расследовании преступления. Некий злодей задушил кадета, повесил его на ближайшем дереве и выпотрошил, забрав в качестве трофея сердце. 

Казалось бы, ну выпотрошил и выпотрошил, дело житейское, чего из мухи слона делать, только вот, как на грех, в этот самый момент сенатская комиссия начинает исследовать целесообразность финансирования государственных ВУЗов и в результате дело может дойти до закрытия академии. Поэтому детективу Лэндору даётся чёткое задание — пресечь потенциальный скандал в корне, изловить негодяя и прекратить непотребства. Огастес соглашается и начинает знакомиться с Вест-Пойнтом и его обитателями. Ясное дело, что в лучших традициях американской глубинки и мистических фильмов, окружающие ведут себя подозрительно, явно что-то скрывают и вовсю плетут интриги за спиной детектива. Лэндору остаётся лишь собирать косвенные улики, анализировать таинственные записки и практиковать судебную медицину.

Но не успевает главный герой как следует покопаться во внутренностях лежащего в морге трупа, как к нему подбегает один из кадетов и сообщает, что он, мол, знает, кто убийца. Обрадовавшийся столь быстрому раскрытию дела детектив просит сообщить подробности, но кадет рассказывает лишь то, что убийца — несомненно поэт, потому что вырезать сердца у трупов это чрезвычайно поэтично. «Я, кстати, тоже поэт», многозначительно добавляет информатор и с загадочным видом исчезает со сцены. Вскоре мы узнаём, что зовут таинственного кадета Эдгар Аллан По.

Далее по ходу расследования выясняется, что значительная часть воспитанников Вест-Пойнта в качестве развлечения не только режутся в карты, ходят по проституткам и хлещут абсент, но и забавляются сатанинскими ритуалами, центральную роль в которых играет некая таинственная леди. Кроме того, выясняется, что некоторые местные жители возводят свою родословную к знаменитому средневековому колдуну, который был известен именно регулярным поглощением человеческих сердец для достижения бессмертия. Происходит ещё одно убийство, и понукаемый начальством детектив Лэндор решает объединить силы с Эдгаром По, дабы совместно искать злодея. По соглашается с большой неохотой, ведь регулярно находимые в окрестностях академии свежие трупы необычайно вдохновляют его, и к тому же он занят ухаживанием за смертельно больной и крайне романтической юной особой. Разумеется, в итоге злодей всё же найдётся, но совсем не там, где думали герои.

Большинство хороших детективных историй построены согласно античному логическому принципу a minore ad maius, то есть — от меньшего к большему и, соответственно, от простого к сложному. Скажем, увидел главный герой девушку с подбитым глазом, потянул за ниточку, и не успел оглянуться, как вышел на целую преступную организацию. Или заметил протагонист граффити в виде спирали, а в итоге узнал, что весь его мир — всего лишь сон и вообще кругом инопланетяне. Формально, ничего плохого в означенном принципе нет, только вот избалованный постоянным повышением градуса интриги зритель привыкает к тому, что финальный акт любого фильма непременно представляет собой этакое крещендо, до последней доли секунды держащее аудиторию в напряжении. 

Когда же, как в случае со «Всевидящим оком», авторы, минимум три четверти фильма последовательно намекавшие на сверхъестественную природу антагонистов и успешно пугавшие зрителя, в последние полчаса неожиданно решают направить повествование в сугубо бытовую плоскость, в итоге получается не твист в стиле М. Найта Шьямалана, а натуральный плевок в душу аудитории. 

Не буду окончательно раскрывать тайны сюжета, но чтобы вы могли представить себе степень разочарования, попробуйте вообразить, что «Секретные материалы» заканчиваются следующим образом: летающие тарелки это всего лишь погодные эффекты, вакцины эффективны и безопасны и не переписывают нашу ДНК, а Курильшик это обычный бюрократ из минфина; или ещё лучше — Тайлер Дёрден просыпается утром в компании Марлы, на которой он женат уже 15 лет и которая родила ему троих детей, и понимает, что бойцовский клуб ему просто приснился. 

Самое обидное во всём этом — тот факт, что как с технической, так и со стилистической точки зрения фильм снят просто замечательно, напоминая искусно сделанное ювелирное украшение с дутой стекляшкой вместо бриллианта. Картина визуально прекрасна и работа оператора заслуживает высочайшей похвалы — контраст между ослепляющей девственной красотой покрытых снегом лесов штата Нью-Йорк и постоянной вязкой тьмой, едва нарушаемой слабым огоньком свечи или фонаря, обыгрывается так замечательно, что, несмотря на всю свою банальность, немедленно отзывается в душе. Тени, в которых хотя бы в теории должно обитать вселенское зло, постоянно норовят вылезти на экран и окружить героев, а отлично написанная музыка не устаёт напоминать о жуткой и потусторонней природе происходящего.

Атмосфера начала XIX века передана идеально, в равной степени как благодаря заслугам реквизиторов и костюмеров, так и удачно выбранному бэкграунду — если в сценарии присутствуют балы, красавицы и юнкера, то хруст французской булки придёт сам.

Отдельно следует отметить весьма интересных, аутентичных и объёмных персонажей, причём Эдгар По, как и положено аватару гения, немедленно затмевает всех остальных. В отличие от «Вороньей лощины», исследовавшей рациональную сторону личности поэта, образ По, представленный во «Всевидящем оке», куда ближе классическому представлению о характере отца современной мистики — романтичный, увлекающийся, неприкаянный и невыразимо страдающий от несовершенства окружающего мира.

Труппа подобрана прекрасно, но общее направление фильма не даёт талантам развернуться в полную силу. Кевин Смит в своё время гениально сформулировал принцип выбора ролей успешными голливудскими актёрами: «сначала зарабатываешь денег, потом ударяешься в артхаус», и кастинг Кристиана Бэйла на главную роль снова подтверждает правоту Тихого Боба. Снявшись в богомерзком «Торе» и глупейшем «Амстердаме», и, очевидно, желая сбалансировать карму, Бэйл ухватился за камерный проект Netflix, дающий ему возможность перенестись во времена По и сыграть приличную роль. Отработал Бэйл, как водится, прекрасно, но благодаря стараниям сценаристов, убоявшихся мистики, талант был успешно зарыт в землю. Гарри Меллинг преподнёс приятный сюрприз почитателям гения По, поскольку как стиль актёрской игры, так и внешние данные попадают в десятку. Очень понравилась Люси Бойнто в роли коварной леди Леи — наверное, и правда надо быть романтическим поэтом, чтобы сразу не распознать femme fatale под тонким маскировочным образом невинной девушки. И, конечно же, прекрасны небольшие роли Джиллиан Андерсон и Шарлотты Генсбур, напоминающие нам, что время не стоит на месте.

Итог: очень прилично снятый готический детектив. Те, кто ассоциирует имя По в первую очередь с мистическим ужасом, будут слегка разочарованы, а вот любителям загадок и расследований фильм придётся по душе.

#новые_критики #всевидящее_око #эдгар_аллан_по #кристиан_бэйл #мистика #готика #детектив

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 24
    15
    498

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • goga_1

    посмотрел уже половину фильма (обычно, когда в метро катаюсь смотрю). да. оооооочень неспешный детектив. по неспешности - ещё неспешнее "сонной лощины"

  • goga_1

    но интересно. мистики пока я даже не заметил. пока все идет  норм.

  • motecusoma

    Посмотрел. И вот вроде и актерский состав хорош - хотя мне очень больно смотреть на стареющую Джиллиан Андерсон. И атмосфера. И красиво. И загадка. И прямо детективно-детективно, действительно, как отметил Александр, очень, скажем так, Пошно. И твист есть в конце. А смотреть мне было совершенно неинтересно.

    Я даже расстроился и после просмотра сел на двадцать минут на горшок подумать почему оно так, но не понял. По отдельности всё есть, а в цельное и годное не складывается, не работает. И дело не в том, что это не что-то вроде "Достать ножи", то бишь, что мне не хватило экшона. Я люблю неспешные фильмы, даже больше скажу - я люблю фильмы, где ваще ничо не происходит. Но "Всевидящее око" просто со свистом пролетело мимо. Признаюсь честно, я посмотрел его в два приёма - позавчера я заснул на сороковой минуте примерно, когда из ниоткуда взялся эксперт по эзотерике. А я на фильмах в жизни не засыпал никогда, что показатель лично для меня. А может просто старею.

    В общем, для меня это не фильм, а зогадка, похлеще той, что пытались завертеть создатели кина. Оценку на Кинопоиске в 6,4 считаю оправданной. 

    За обзор спасибо. 

  • Samarin

    Судя по кадрам, эстетику авторы фидьма позаимствовали у "Омерзительной восьмёрки"

  • Samarin

    Александр Костин 

    Даже не знаю, что это. Щас гляну.

  • Samarin
  • Psychoscum

    Роман Газета 

    Видел только относительно свежую версию. Но книга сё равно лучше.

  • Samarin

    Обзор отличный