vasyukhin Влад Васюхин 16.02.23 в 08:45

Ахи по Ахеджаковой

Очередное «театральное дело» по резонансу переплюнуло все свежие премьеры и привлекло внимание даже тех, кто в театрах бывает раз в пятилетку. Но пересказывать подробности и перипетии сюжета, связанного с народной артисткой России Лией Ахеджаковой, не хочется даже в телеграфном стиле: за последнюю неделю о том, что в театре «Современник», где она работает с 1977 года, «по просьбе трудящихся» отменили последний спектакль с её участием, не сообщали разве что из утюга. И, кажется, все уже об этом прочитали, посмотрели, услышали. И все, кому это не фиолетово, высказались, поахали, поохали, обсудили, осудили или одобрили поступок директора театра (читай — департамента культуры Москвы). И даже устроили акцию поддержки — «Письма для Лии» и сбор подписей под петицией «Заступимся за Лию Ахеджакову».

Народная артистка России Лия Ахеджакова

Я тоже по горячим следам написал в своих соцсетях, что мне жалко Лию Меджидовну, что обошлись с ней некрасиво. Старость надо уважать. Артисты без сцены не могут. Понятно, что спектакль «Игра в джин», с премьеры которого прошло десять лет, сняли не из-за того, что он развалился или не делал кассу, а из-за острых высказываний артистки по текущей повестке.

Но при этом я задал непопулярные и по сути риторические вопросы: а мало ли в московских театрах хороших, даже прекрасных, даже блестящих пожилых артистов, которые годами сидят без работы? А писал ли кто-то когда-то страстные посты в их поддержку — мол, дайте Елене Шаниной роль в Ленкоме, где она служит почти 50 лет, Ольге Яковлевой — в МХТ им. Чехова, а Вере Бабичевой — в Театре на Бронной? И выразил ли кто эмпатию другим участникам убранных из репертуара «Современника» спектаклей с участием Ахеджаковой, ведь они тоже лишились работы? Примечательно, кстати, что коллеги по родной труппе дружно промолчали и не выступили в защиту ветерана сцены.

Надо сказать, «Игру в джин» я видел еще в 2015 году, когда партнером ныне гонимой актрисы в нем был Валентин Гафт. И в фейсбуке нашел запись на этот счет: «Хотел уйти уже минут через 20. Такого со мной, признаюсь, давно не было. Но все же дождался антракта. Скучно. Очень скучно. Ни Гафт, ни Ахеджакова не вытащили спектакль. Удивительно, что пьеса получила когда-то Пулитцеровскую премию. Надо почитать…»

Упомянутое сочинение американца Дональда Кобурна про двух стариков, почти два часа играющих в карты в доме для престарелых, я до сих пор так и не открыл. Но согласен с критиками, назвавшими этот бродвейский хит 70-х годов непритязательным и монотонным. Именно таким он мне и показался из зала. Но я рад за тех зрителей, кому спектакль, что поставила 80-летняя Галина Волчек, понравился. Или тех, кому доставила счастье сама возможность лицезреть на сцене любимых артистов (заболевшего, а после умершего Гафта в спектакле сменил замечательный Василий Бочкарев из Малого театра). Мне, увы, нет. Бывает.

Сцена из спектакля «Игра в джин»

Последняя по времени ахеджаковская премьера — спектакль «Первый хлеб», выпущенный в 2021 году, у меня тоже не вызвала энтузиазма. В пьесе молодого драматурга Рината Ташимова, полной искренних банальностей, штампов, косноязычия и мата, народная артистка сыграла бабушку Нурию. Её героиня — полоумная, полупьяная и мудрая одновременно ходит в модных для глухой провинции и нелепых даже для эксцентричной старухи нарядах. То в колодец залезет, то отправится внука спасать из чеченского плена (войны в Чечне по сюжету давно нет). Актриса показала в спектакле все свои ужимки и прыжки, все грани своего таланта, однако спектакль это не спасло. А причиной снятия «Первого хлеба» послужил острый монолог бабушки Нурии на могиле мужа-ветерана. Он даже вызвал обращение организации «Офицеры России» в Генеральную прокуратуру. Скандал, о котором тоже немало написано. И опять вопрос: обратили бы внимание на этот спектакль и на этот монолог, если бы бабушку играла другая артистка, а не Ахеджакова, у которой к тому времени уже был целый полк недоброжелателей? Почему актрису нельзя воспринимать отдельно от её гражданской позиции?

Сцена из спектакля «Первый хлеб»

Я вот упоминал выше Гафта… И как тут не вспомнить его эпиграмму: «Везде играет одинаково актриса Лия Ахеджакова». Валентин Иосифович рассказывал на концертах, что Лия возмутилась такому вердикту, но он её успокоил: «Старуха, одинаково хорошо». А после дописал еще две строчки: «Великолепно! В самом деле везде играет на пределе».

К чему это я? Да к тому, что одни за внесценическими и часто провокационными заявлениями Лии Меджидовны уже не видят и не ценят её бесспорного актерского таланта, а другие, во многом благодаря именно этим высказываниям, уже провозгласили её великой и гениальной актрисой. Что, конечно, перебор с обеих сторон баррикад. И тут я соглашусь со своей коллегой, театральным обозревателем Мариной Райкиной, написавшей на днях в «МК», что «Лия Меджидовна, если говорить о профессии серьезно и без вранья, — однозначно яркая, запоминающаяся актриса, в большой палитре нашего искусства вообще и „Современника“ в частности. И этой краске режиссер нужен как воздух».

Вот именно, что режиссер, хороший, талантливый. И по большому счету, это, конечно, не дело озабоченной общественности вмешиваться в театральный процесс, в распределение ролей и формирование репертуара. У Булгакова в «Мастере и Маргарите» есть фраза «Зрительская масса требует объяснения». Нет, зрительская масса должна голосовать рублем, а все эти охи, ахи, требования закрыть, запретить или наоборот вернуть спектакли — от лукавого.

#новые_критики #театральный_обзор #театр #ахеджакова #современник #скандал

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 20
    18
    551

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Arhitector

    Читал я читал статью Влада, вроде всё ровно-спокойно было... до последней строчки. То есть как это не надо требовать открыть или закрыть-запретить? Т.е. по Вашему мнению единственный правильный голос - это голос рубля - заплатил его зритель или нет??

    Ну вы блин нахрен даёте. Ну что ж, следуя тогда Вашей логике - ждём от Вас предложений поставить на сцене "Лето в пионерских галстуках"; или что-нибудь типа "Война Христа и Аллаха", "Любовные похождения Чикатило", "Адольф Гитлер - суперзвезда"...

    Вы там в своих мкадово-питерских театрах головушкой больно об стену не ударились многократно? (задумчивый смайлик)

  • larissa057

    Приятно удивлена количеству комментариев от адекватных людей.

  • Aleksandr_Sawostjanow

    Ей давно уже надо было дать сапогом под зад, чтоб летела из России галушкой! Ну сколько можно было свою Родину и её граждан оплёвывать? Да и из себя эта пустышка ничего не представляет Ей до того же Джеффа Монсона как до Луны ползком) https://rusvesna.su/sites/default/files/styles/orign_wm/public/monson_3.jpg  Ветеран ММА выбрал «русскую душу» — так он называет поддержку и общность нашего народа. Вот это я понимаю!


  • swordfish

    Извините. Такое вот в голову пришло

  • bastet_66

    В этой истории у меня лично появился лишь один вопрос: почему только сейчас Ахеджаковой решили запретить выходить на сцену? Ее точка зрения известна давно. Она ее никогда не скрывала, в отличие от многих соратников. Согласна, что не зритель должен решать, каким артистам играть в театре, а каким нет. Это должны делать те, кому положено. Иначе получится по опыту школы, когда стало модным писать жалобы на учителей и под давлением родителей, детей их освобождали от работы. Бред. Скоро дойдем до того же маразма, как с в спорте: покайся, отрекись от своих убеждений или прилюдно поддержи чужие политические взгляды - и тебе откроется весь мир. А что в душе – никого не волнует. Сколько таких, «спящих»? Одному Богу известно.