Не зная чести

Лию Ахеджакову, с ее слов, лишили последних ролей в театре «Современник». Актриса говорит, что некие люди пишут директору и требуют уволить актрису из-за ее позиции. И она, дескать, даже знает, кто эти люди. Предполагается, что они очень плохие. А актриса, которая в 84 года без жалоб и подметных писем не может добровольно уйти со сцены, стало быть, хорошая?

Мы ведь незаметно привыкли, что актеры передумали куда-либо уходить, если их не успеть выгнать силой в возрасте, когда они еще не хватаются за сердце. То ли это общее свойство эпохи застоя 2010-х, когда все, что можно было замереть, в стране замерло, то ли мы же обольстили советских артистов, внушили им нехорошее. Говорили постоянно, будто они наши легенды, будто с каждым уходит эпоха и, конечно, таких сейчас не делают. Повторяли, повторяли, вот они и поверили, что мы без них ни ногой.

Артисты еще куда ни шло, не злоупотребляют, хотя есть случаи, когда и мужчины на сцене не знают меры. Олег Басилашвили вот играет до сих пор, в 88 лет! Валентин Гафт играл до восьмидесяти с лишним. Но в основном все же из театра никак не вытолкать артисток. Недавно Валентина Талызина пожаловалась, что еле ползает по сцене, все у нее болит, нужна операция на руке. Матушка, а что ж вы на пенсию-то не уйдете, вам ведь 88 лет? Даже в коляске на сцену выезжали. Неужели думаете, что уж лучше зритель будет смотреть, как вы ползаете по сцене в спектакле «Волки и овцы», чем отпустит вас на заслуженный отдых после инсульта?

А возьмите Людмилу Максакову. Если верить сайту Театра Вахтангова, 82-летняя артистка занята в девяти спектаклях. Один из них я видела, «Царь Эдип», там Максакова играет Иокасту. Очень плохо причем играет! Ну очень! И возраст, и какие-то косметологические вмешательства на лице. Господи, почему она не уйдет? Мне даже ее политическую позицию знать не надо, я знаю только одно здесь нужное — слово «пора»!

Или вспомните, как выгоняли на покой Татьяну Доронину и не смогли выгнать! Как только речь заходила о том, чтобы почти 90-летнюо актрису и режиссера отправить на пенсию, все закатывали такие глаза, что можно было представить, будто Доронину не на пенсию просят, а грабят. Ну и вцепилась же она тогда в кресло, еле-еле уговорили принять пост президента театра. Так было, к слову, с директором Пушкинского музея Ириной Антоновой, которую в 91 год с трудом удалось отправить на почетное место президента, созданное для нее. Но та хотя бы не выступала на сцене. 

Еще лет 20 назад я не замечала чувства безысходности от того, что актеры не уходят. Да, когда-то были свои колоритные Раневская, Пельтцер. Обе до смерти играли глубоких старушек. Было таких немного, роли для них можно было придумать без ущерба репертуару. А теперь в каждом театре их сколько?

Возьмем БДТ. Там Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих. У первого три спектакля, у второй — четыре. В «Дядюшкином сне» Басилашвили играет князя К., который сватается к молоденькой, а Фрейндлих — мать девушки. Впечатление тягостное, потому что, по идее, дочь 88-летней «Марии Александровны» должна бы сама выйти на пенсию. А Олег Валерианович в этом спектакле еще 12 лет назад был на грани фола, а теперь, наверное, и вовсе это смотрится как леденящая кровь история: одно дело, когда невесте двадцать, а жениху, скажем, пятьдесят, другое — когда ему восемьдесят восемь.

Но я, допустим, понимаю, что это легенды, их просит публика, может, просто посмотреть на них ходят, прикоснуться к прошлому или поглазеть. Я сама ходила тоже — посмотреть. Убедиться, что живы. Это было еще 10 лет назад. Ну, допустим, посмотрели легенду. Один посмотрел, второй, так залы и набираются. Легенд все любят, легенды не хотят уходить со сцены, поэтому публика вежливо ходит и смотрит, а театры платят им деньги, занимают в спектаклях, потому что легенда не может скромно вести авторский вечер — она должна играть, если не будет играть, сразу умрет, так что театры раскошеливаются на поддержание в ней жизни. Алиса Бруновна 30 лет играла малыша в «Карлсоне», в конце — уже как будто смеха ради. Могу ошибаться, но, кажется, и в 2010-х я помню ее бенефис с этой ролью! Но можно списать на народную любовь. Ну любят зрители. Ну требуют. Хотя, не исключено, ходят на спектакли из любознательности. Тем не менее ходят. 

Но в том же БДТ есть другие актеры старше восьмидесяти. Массам они неизвестны. Однако тоже играют. Наверное, хорошие актеры. Вот только в стране около полутора сотен миллионов человек населения, неужели нет других артистов? И нет никакого шанса другим, как сидеть и ждать, пока умрут эти?  

У нас все эти советские звезды почему-то приняли за аксиому, что должны умереть в театре. Но живут сейчас люди долго, театры заполнены неприлично пожилыми актерами, которые считаются глыбами и легендами. 

Откуда в том же БДТ столько пожилых актеров? А я вам скажу! Когда в 2013 году в театр пришел Андрей Могучий, была попытка обновить труппу, так актеры чуть не голодовку там устраивали, кричали, что трогают святой коллектив, что у них традиции, они еще  Товстоногова помнят. Я тогда работала на питерском «Эхе» и отлично помню, как  на радио постоянно звонили актеры, заводилой у них была Светлана Крючкова. В итоге в БДТ много актеров 80+. Но разве в спектаклях есть для них столько ролей? Нет. Поэтому приходится выдумывать.

С одной стороны, да, в театрах стареют легенды, им почет и уважение. С другой, не все нынешние актеры из числа глубоких стариков это легенды, а продолжительность жизни растет у всех, как быть? Почему Басилашвили можно играть почти до 90 лет, а какому-нибудь Пупкину — нельзя? Всем можно. Вот только театры государственные и не очень понятно, почему актеров должно содержать до конца жизни, да не просто платя им пенсию, а предоставляя место на сцене. 

Это раньше в 50 лет — брык, и все, если не пить и не курить, можно было до самой смерти играть Дон Жуана. И роли для 40-50-летних в театре были. А что за репертуары должны быть для 80-летних? 

Вернемся к Лие Ахеджаковой. Ей 84 года. Как бы они ни играла и ни держалась, если ставить вопрос об ее уходе, будет вой, закричат про политическую расправу. Хотя, на мой взгляд, в этом возрасте пора уже и честь знать.

#новые_критики #театр #ахеджакова #бдт #басилашвили #фрейндлих #максакова

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 180
    43
    3737

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • 313131

    вощем понял оканчательно вернее раньше понял что читать невозможно то что мадам эта вылаживает . хотел под бредом про чм 2018 уже об этом написать. но лан. никода не поздно указать . но уверен мимо кассы все. 

  • capp

    И не говорите! 

    На любой низкопробный эпатаж люди готовы, лишь бы каменторезку запилить. 

    Особенно этим грешат различные колумнизды. И особенно те из них, кто ежемесячно в ведомости расписываются!

  • koch15

    Автор,Вы правы. Жаль, примадонну не упомянули.

  • alpaka

    Автор прав, и касается это не только артистов... Все надо делать вовремя - банально, но верно. Ну не в состоянии человеческий организм после 80 действовать - работать, мыслить. общаться, реагировать, воспринимать новое - так, как в 40-50-60. Редкие исключения, как говорится, только подтверждают... А тем более артист, где важно движение, голос и т.д. Видела троих - две женщины, один мужчина - на счене в этом возрасте. Грустно и - стыдно немного. Очень жалко... Она на каблуках - иначе ей на сцене невозможно - а стоит с трудом. Все время норвит присесть или ухватиться за спинку стула. Реакция на партнера запаздывает. В какой-то момент выдала монолог - и скорее за кулисы (очевидно, извините, нужна срочная реанимация). Артист встал на колено - так его потом двое партнеров еле приподняли... Уж лучше на каталке, как Калягин играет, представьте, Хлестакова! Или как замечательная Гоголева играла Мамуре. На каталке - но играла, за душу брала.Одну роль. Одна легенда - одну роль.

    Альтернатива есть - авторские вечера, какие-то беседы, выступления. Передавайте опыт - молодые спасибо скажут. Рассказывайте байки, в конце концов. Но держитесь достойно, осмыслите, пожалуйста, что и вы стареете. Как все.

  • pokrovchan

    Актрисы играют до самой смерти.