Рецензия на фильм «Вавилон» / Babylon

год: 2022
режиссёр: Дамьен Шазелл
в ролях: Брэд Питт, Марго Робби, Диего Калва Эрнандес, Джин Смарт, Джован Адепо, Ли Цзюнь Ли, Оливия Хэмилтон, Лукас Хаас, Макс Мингелла


Космополитический привет зрителям!

Посредственный программист и безусловный демиург продаж Стив Джобс неоднократно утверждал, что потребитель — априори идиот и сам не знает чего хочет, пока ловкий продавец ему это не разъяснит. Посмотрев «Вавилон», я укрепился в мысли, что дух главы яблочного культа не вознёсся в предназначенный для топ-менеджеров VIP-уголок Совенгарда, а снизошёл на современный Голливуд. И если покупателю гаджета подсовывают жутко переоцененный кусок пластика с закрытой программной архитектурой, собранный в подвале дядюшки Мао, то зрителю нынче предлагают заплатить за символические фекалии, покрытые тонким слоем позолоты и после этого считать себя причастившимся к высокому искусству. Этим грешат многие современные фильмы, но, пожалуй, только у «Вавилона» получилось сделать это максимально нагло и топорно.

«Вавилон» рассказывает нам о Голливуде середины 1920-х годов, и о наступлении эры звукового кино. Главный герой, мексиканец по имени Мэнни Торрес, работает ассистентом продюсера и славится умением спасти любую, даже самую безнадёжную ситуацию. Фильм начинается с того, что студия даёт Мэнни ответственное задание — срочно доставить в особняк продюсера живого слона, потому что, сами понимаете, что за вечеринка без пятитонной изюминки? Грузовик, в котором везут слона, застревает на горной дороге и всем присутствующим, включая протагониста в белой рубашке и оксфордах, приходится толкать авто. Тут, конечно, грех не вспомнить Задорнова — тупые американцы не читали Плутарха и не сообразили, что слон умеет ходить самостоятельно, в том числе через альпийские перевалы, о чём знал ещё Ганнибал. Слон же, явно раздражённый бескультурием окружающих, испражняется прямо на голову одного из персонажей, что, вне всякого сомнения, важно для развития сюжета, и заодно напоминает зрителю, что он смотрит высококультурный и интеллектуальный фильм.

Добравшись до особняка продюсера, Мэнни застаёт оргию в полном разгаре — вокруг реки виски и тонны кокаина, публичный групповой секс, лайт-BDSM, золотой дождь и эякуляция гигантского полового члена крупным планом — словом, всё, что вы могли видеть на концерте Rammstein, но без хорошей музыки на фоне. Не успевает протагонист перевести дух, как случается очередное ЧП — звезда студии, которой завтра сниматься, умирает от передозировки кокаина и мочи, и теперь Мэнни надо за пару часов найти новую актрису на главную роль в фильме «Дикая штучка». Герой приунывает, но Боб Марли недаром говорил, что когда закрывается одна дверь, открывается множество других. На вечеринку заявляется непрошенная гостья — буйнопомешанная дамочка по имени Нелли ЛаРой, которая производит такое сильное впечатление на главного героя, что тот немедленно устраивает ей пробы. Впрочем, свою роль тут играет и тот факт, что Мэнни по уши влюбляется в незнакомку. 

На следующий день Нелли приходит на кастинг, блестяще справляется с заданием — сыграть конченую оторву — и немедленно становится звездой. А в это время на соседней съёмочной площадке тупорылая массовка ломает все камеры, закат, на фоне которого предполагалось снимать эпическую батальную сцену, вот-вот превратится в ночь, режиссёр рвёт на себе волосы, но главный герой и тут оказывается на высоте и спасает положение, украв карету скорой помощи и с её помощью доставив резервную камеру буквально в последнюю секунду.

Параллельно развиваются несколько второстепенных сюжетных линий — боссы студии, по заслугам оценив деловые качества Мэнни, назначают его на пост вице-президента, суперзвезда немого кино Джек Конрад разводится с очередной женой и страшно переживает из-за того, что в связи с наступлением эры звукового кино его голос может не понравиться зрителям, режиссёрам приходится подкрашивать негров ваксой для более чёткого контраста, а известная журналистка, специализирующаяся на светской хронике, составляет список голливудских лесбиянок, что сто лет назад могло кого-то шокировать. И вокруг всего этого вавилонского бедлама пляшет не менее сумасшедшая Нелли ЛеРой, которая постоянно умудряется испортить положение — то сорвёт график, решив навестить родную маму в дурдоме прямо в разгар съёмок, то напьётся и заблюёт весь светский фуршет, то придумает новаторский способ употребления кокаина путём введения его прямиком во влагалище, то передаст всё своё состояние в управление никудышному менеджеру. Мэнни наблюдает за всем этим, тушит пожары и платонически страдает. Когда же Нелли проигрывает в карты мафиози примерно полтора миллиона, и пытается повесить долг на влюблённого в неё Мэнни, перед главным героем встаёт непростой выбор — любовь или здравый смысл, и ясно, что именно выберет романтический дурачок. Всё-таки до ницшеанского сверхчеловека, призывающего подтолкнуть падающего, протагонисту далеко.

Я никогда не устану повторять, что основной задачей художественного фильма является развлечение зрителя. Если авторы успешно выполняют эту задачу, то им можно простить несовершенство формы и недостатки содержания их опусов. Но существует также и категория фильмов, по сути не предназначенных для развлечения широкой публики, и вместо этого имеющих довольно узкую специализацию и интересных лишь небольшой группе людей. К примеру, есть фильмы о риск-менеджменте при проведении сделок с ипотечными деривативами, есть фильмы жизни негров в гетто или фильмы о японских авторах хентая. 

«Вавилон» же, несмотря на внешне гламурный и псевдоисторический облик, фактически является узкоспециализированным фильмом для тех, кто любит наблюдать за поведением шизофреников в их естественной среде обитания, поскольку как минимум треть хронометража занимают истерические припадки героини Марго Робби. Я понимаю, конечно, что много лет назад сыграв роль Харли Куин и найдя свой идеальный образ, Марго теперь может расслабиться и штамповать дур различной степени неадекватности до конца карьеры, только вот даже современным, привыкшим к упадку Голливуда зрителям, в какой-то момент становится неинтересно созерцать то, как очередная невменяемая психует и ведёт себя как животное. 

И если бы Нелли ЛаРой в исполнении Робби была единственным абсолютно несимпатичным персонажем, возможно, у «Вавилона» был бы шанс, но к сожалению, ситуации, проблемы и переживания абсолютного большинства героев настолько надуманны и оторваны от реальности, что сопереживать им не получается даже при большом желании. В целом после просмотра остаётся стойкое впечатление (не сильно, впрочем, далёкое от истины), что Голливуд населяют исключительно душевнобольные, наркоманы, дегенераты и круглые дураки, которые танцуют под музыку племени уга-буга и при этом считают себя чрезвычайно культурными личностями. Атмосфера поистине веймарского уровня безумия, деградации и разврата передана удачно, но в итоге оставляет у аудитории единственный вопрос: «а нам-то что?»

Также креативная группа пытается завлечь зрителя настолько слабо поставленным сортирным юмором, что приходится признать, что даже в «Американском пироге 3» это выходило куда лучше. И хотя ближе к самому концу трёхчасового опуса авторы, словно спохватившись, пытаются подсунуть зрителю простенькую мораль, что, мол, семья, дети и спокойная жизнь важнее всего, получается это у них настолько вымученно и неестественно, что вызывает лишь отторжение. 

Разумеется, деконструкция гламурного образа Голливуда это вполне легитимная область применения таланта художника, что в своё время доказал нам тот же Де Пальма своей стильной «Чёрной орхидеей», Джерваси — утончённым «Хичкоком», братья Коэны — великолепным «Слава Цезарю» и Тарантино — уморительным «Однажды в Голливуде». Но талант постановщика ничем не заменишь, и если режиссёр «Вавилона» Шазелл думал, что затащив в фильм Питта и Робби, он автоматически повторит недавний успех Квентина, то реальность преподнесла ему сюрприз. Аналогичная ситуация сложилась и при выборе неуравновешенного персонажа в качестве одного из главных героев — кино о психах интересно умели снимать Харрон, Форман и Линч, а тут навыков режиссёра явно не хватило.

И пусть, как и положено высокобюджетному фильму, техническая сторона «Вавилона» выполнена на высочайшем уровне — никакие прекрасные натурные съёмки калифорнийской природы, аутентичные декорации, костюмы, музыка и даже вкрапления псевдодокументальных эпизодов не способны оживить этот дорогущий мертворожденный проект с претензиями на артхаус. Стоит ли говорить, что фильм с бюджетом под сотню миллионов с оглушительным треском провалился в прокате, немедленно будучи погребённым в архивах нетфликса.

Труппа подобрана замечательно, но фактически зря тратит своё время. Наблюдая за игрой Марго Робби, уже второй раз за год старательно изображающей дурочку в коммерчески провальном артхаусе, начинаешь беспокоиться, не застряла ли она в образе, и сможет ли переключиться на более серьёзные роли. Брэд Питт, исполняющий роль Джека Конрада, прекрасен, но его персонаж настолько пуст и бесплоден, что оживить его не получается даже у признанного мастера. Диего Калва Эрнандес очень хорош в роли единственного более-менее адекватного человека в бедламе, но совершенно идиотская арка его персонажа заставляет схватиться за голову. За игрой Джин Смарт, Оливии Уайлд, Эрика Робертса и Макса Мингеллы в крохотных камео приятно наблюдать, но погоды они не делают. А вот Тоби Магуайр в роли Микки Когана посмешил — сладкий мальчик-спайдермен и вдруг гангстер.

Итог: верните мне мои три часа. Совершенно идиотский фильм, интересный разве что закоренелым фанатам истерического перформанса Робби. Смотреть не стоит даже в качестве комедии абсурда.
Печально, что на такое у продюсеров находятся деньги, а гениально задуманные «Werewolf Women of the SS» Роба Зомби уже 15 лет как живут лишь в форме тизера. 

https://www.youtube.com/watch?v=w6aZ7hHD3G0 

#новые_критики #вавилон #марго_робби #брэд_питт #голливуд #артхаус #эпик #идиотизм

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 13
    9
    315

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.