kkomal Ксения Комал 10.02.23 в 10:55

В пути..

Когда-то давно любое путешествие было крайне рискованным и опасным мероприятием: за время долгого пути человек мог серьёзно заболеть, его могли ограбить или убить, в конце концов, он мог добраться до своей цели и с опозданием в несколько месяцев узнать, что не было никакой необходимости ехать. Вот почему мы обычно относимся к путешественникам с невольным уважением и даже завистью: генетическая память просто кричит о том, что они – уникальные, отважные люди. Правда, сейчас это мнение, возможно, изменилось, зато равнодушных почти нет.

Неудивительно, что роуд-муви привлекают к себе неподдельный интерес, тем более что здесь можно увидеть любопытную закономерность: по мере изменения пейзажа за окном меняется и сам герой. По сути, это путешествие не столько географическое, сколько внутрь себя, и цель здесь вовсе не внешняя – на самом деле персонажи погружаются в свои мечты, встречаются со своими страхами, пытаются найти смысл жизни.

Самое интересное, что роуд-муви подходят почти любой аудитории – часто это могут быть фильмы для семейного просмотра, криминальные истории, рассказы о дружбе и любви. 
В литературе всё то же: например, «Волшебник Изумрудного города» – самая что ни на есть история о путешествии, а «Одиссею» вообще можно считать эталоном подобных историй.
Вот только вспомнить детективные романы/триллеры, которые относятся к путешествию в чистом виде, мне не удалось – хотя фильмов таких навскидку перечислю не меньше десятка. Конечно, легко можно найти историю, где кто-то куда-то едет. Но в этих книгах транспорт – всего лишь место действия, а не образ жизни персонажа, не путь к самому себе.
 В подборке – романы, в которых дорога стала для героя не просто фоном.

 «Дама в очках и с ружьём в автомобиле», Себастьян Жапризо

Почему интересно: шикарный запутанный сюжет, динамичный и полный странных персонажей, секретов и неврозов. Ситуации, в которые героиня попадает на своём пути, становятся всё объёмнее и многограннее, раскрывая её с новых сторон. Больше всего мне нравится, что абсолютно невозможно понять, говорит ли она правду: персонаж сомневается в себе, а читатель сомневается за компанию. Очень люблю Жапризо, всегда мастерски вплетающего в паутину романа неверие и подозрения.

Сюжет: симпатичная блондинка Дани совершает спонтанную поездку к морю, заодно убегая от полиции и повторяя себе, что не свихнулась, – ведь в багажнике находится труп.
 
«Попутчик», Арч Стрэнтон

Почему интересно: любопытна личность Ивана Сербина, скрывающегося под псевдонимом Арчи Стрэнтона. К тому же он не просто пересказал сюжет культового фильма Роберта Хармона («Попутчик», США, 1986), а создал более глубокую и увлекательную историю, раскрывающую внутренний мир персонажей, но не теряющую при этом темпа и напряжённости. Кстати, эти тенденции можно проследить и в других его работах: «Кошмар на улице Вязов», например, в версии Сербина заиграл новыми красками.

Сюжет: молодой человек встречает на дороге опасного попутчика.

«Беглянка», Лиза Лутц

Почему интересно: здесь путешествие – это жизнь в бегах, да ещё с постоянной сменой личности. Пока не читала, но заинтриговала аннотация: зачем оно нужно, к тому же с такими сложностями?

Сюжет: муж героини трагически гибнет, а она снова меняет внешность, снимает деньги и получает другое имя. Снова – потому что всё это происходит далеко не впервые.
 
 «Шесть пробуждений», Мер Лафферти

Почему интересно: тут и фантастика, и детектив, и космические путешествия, и множество секретов. Кроме того, представьте, каково это – общаться с человеком, который вас однажды убил… Да и путь во времени и пространстве действует на героев весьма своеобразно.

Сюжет: далёкое будущее, новые технологии и преступления, которые в них совершаются.
 
 Цикл «Лабиринты Ехо», Макс Фрай

Почему интересно: ещё один способ перемещения – просто закрыть глаза. Макс, главный герой цикла, путешествует так постоянно, и путь его полон опасностей и приключений. Дело в том, что Макс может спать только днём, и жить в обычном мире ему сложновато. Зато в параллельном, куда он попадает, закрыв глаза, Макс становится секретным агентом и раскрывает преступления, связанные с магией.

Сюжет: борьба с нечистью, серия убийств, маньяк, явившийся из обычного мира, преступления в магической тюрьме и многое другое.

«Кто такая Мод Диксон?», Александра Эндрюс

Почему интересно: путешествие по Марокко – новые впечатления, новая жизнь, жертва и преступник, которые одинаково неприятны. И неизвестно, кто из них кто.

Сюжет: неудачливая писательница получает подработку у настоящей литературной знаменитости, вот только эта знаменитость – крайне загадочная личность, а начинается всё с того, что героиня приходит в себя в больнице.

 «Просёлочные дороги», Иоанна Хмелевская

Почему интересно: можно поискать в забавном, полном совпадений и курьёзов тексте нечто серьёзное и славно поностальгировать. Хотя сегодня я возвращаюсь к книгам Хмелевской крайне редко, название говорит само за себя, к тому же веет от него чем-то тёплым и родным.

Сюжет: Иоанна, её родители и аж три тётушки отправляются в автомобильное путешествие – разумеется, кто-то за ними следит, да ещё и пытается ограбить.

 Ну и не могу не упомянуть бесконечный источник вдохновения для психологов, психиатров, историков, философов, политиков, социологов... Конечно, я имею в виду роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». В этом великом произведении есть и элементы криминального жанра: преступления и поиски истины; напряжение, динамика, таинственные персонажи, которые приходят и уходят, рассказывая свои увлекательные истории. Идальго – вечный путешественник, идущий за своей мечтой.

 

#детективы #ксения_комал #imhoch #alterlit #новые_критики

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 41
    13
    359

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.