Вениамин Каверин, «ДВА КАПИТАНА»

Доброго времени суток, друзья. В конце прошлого года я анонсировал вам свои планы чтения произведений из рейтинга самых любимых книг, составленного на основе голосования нескольких тысяч читателей. Причём, читатели были непростые, отчего список вышел вполне уважаемый. И вот сегодня я к этому приступаю. Ну, если уж быть совсем точным, то книгу я, разумеется, уже прочитал и всего лишь делаю на неё обзор. И заранее могу сказать одно: я даже представить себе не мог, насколько я не обманусь в своих ожиданиях. Книга оказалась просто великолепной.

Вениамин Каверин, «ДВА КАПИТАНА»

Вообще, книга эта изначально позиционировалась, как нечто юношеское, или даже как чтение для детей старшего школьного возраста. Но могу сказать, что она вполне годится для всех возрастных категорий читателей. Было бы соответствующее настроение. Впрочем, как и для любой другой книги. Почему я раньше её не читал — отдельный вопрос. В моём детстве и моей юности она как-то прошла мимо, несмотря на то, что фильмы по этой книге я смотрел с большим интересом (а экранизирована она была аж в двух версиях). Ну, а потом... А потом с рассказанной в этой книге историей лично у меня произошло нечто, напоминающее сюжет фильма «Пункт назначения». Начну издалека: знаете, я люблю мюзиклы. И оперу люблю. И музыкальные фильмы. Но мюзиклы идут по особому разряду. Не знаю, почему. И вот когда они начали ставиться в нашей столице, я мечтал на них сходить. А, поскольку, столичным жителем я не являлся, то мечтать приходилось на расстоянии. И больше всего хотел попасть я на один из них — самый громкий, самый известный и разрекламированный. Тот, что был создан как раз по мотивам этой истории. Вышло так, что мне надо было ехать в командировку в Москву. Я обрадовался и даже забронировал в интернете билет на этот мюзикл. Но в последний момент командировка перенеслась на три месяца. А если бы не это, то 23 октября 2002 года я должен был прийти на вечерний спектакль. Он назывался «Норд-Ост». Это был тот самый день и то самое выступление. И не отложись тогда моя командировка — не факт, что сейчас я бы делился с вами впечатлениями от чтения. Царство Небесное тем, кому в тот день повезло меньше. Прочитать эту книгу я решил только сейчас. Тем более, что отзывы о ней были не просто самые лучшие: ни одного плохого я не слышал вообще. И это абсолютно справедливо.

Знаете, за что так любят эту книгу? А её реально любят. И в рейтинг любимых она попала отнюдь не по случайности. Так вот, любовь эта книга заслужила тем, что она про настоящее. Нет, не так: она про НАСТОЯЩЕЕ. И настоящее в ней всё: настоящие люди, настоящие чувства, настоящие герои и настоящие злодеи, настоящая любовь и настоящая ненависть, настоящее благородство и настоящая подлость, настоящие подвиги и настоящее предательство. И это просто завораживает, просто сводит с ума (в хорошем смысле слова), особенно сейчас, в наше скорбное время фальши и симулякров. Неужели такое может быть? А оно может. Более того — именно так и было. А ещё это книга о людях с большой буквы. Типаже, который сейчас на вес золота. Про который захватывающе даже просто читать. Это книга, при чтении которой буквально накрывает волной ностальгии: по времени титанов, для которых не было непреступных вершин, и по эпохе оптимизма, буквально разлитого в воздухе. И это чувствуется! Автор передал ту атмосферу едва ли ни на уровне всех пяти чувств. А, может, и шестого тоже.

Сюжет охватывает несколько десятилетий — с 1916 по 1944 годы. Причём, финал был для автора в реальном времени — роман дописывался во время войны и закончен был ещё до Победы (хотя её приближение чувствуется, умножая тот самый нереальный заряд оптимизма, которым буквально насыщен сам воздух книги). Начинается она с того, что как-то утром, во время весеннего половодья, на берег выносит утонувшего почтальона, в сумке которого находится множество писем с размытыми водой адресами. Отправить их уже нельзя и главному герою — ещё совсем маленькому и немому мальчику — эти письма читает вслух его тётка. И вот среди них попадается одно — письмо некоего участника терпящей бедствие полярной экспедиции, который умирает где-то в далёком госпитале и описывает произошедшее с экипажем шхуны «Святая Мария». Мальчик запоминает это письмо дословно. И его дальнейшая жизнь меняется. Письмо даёт старт событиям, которые через много лет приведут его на край земли, где он найдёт то, что искал всю жизнь... И закрыв последнюю страницу, только и хочется сказать: вот это история! Это просто Шекспир. Впрочем, если говорить о британской классике, то ассоциация здесь, скорее, иная. С отсылкой к её более поздним культурным слоям. А именно — к эпохе романтиков. Байрона, Китса, Кольриджа. И даже основным рефреном книги является строка одного из них. Те слова, которые повторяют главные герои и которыми книга заканчивается: «Бороться и искать, найти и не сдаваться» ©. Далеко не все знают, но эти слова (очень известные у нас именно благодаря данной книге) являются цитатой из стихотворения сэра Альфреда Теннисона, «Улисс». Причём, не простого, а одного из самых знаменитых, включённого в школьную программу всех англоязычных стран. Ну, по крайней мере, так было до того, как они начали отменять собственную великую культуру. Как сейчас, я не знаю. Надеюсь, что до Теннисона они пока не дотянулись. Так вот, это стихотворение известно, как одно из самых главных в британской романтической поэзии. И, опять же, то, что именно оно сделано фактическим девизом этой книги, меня нисколько не удивляет.

«Смерть скроет всё; но до конца успеем
Мы подвиг благородный совершить,
Людей, с богами бившихся, достойный» ©

Стилистически роман мне тоже понравился. Он написан простым, но каким-то завораживающим и затягивающим слогом. Написан очень атмосферно. Например, точно и ощутимо отражено взросление главного героя. На уровне изложения и литературной подачи. Показано его мировосприятие, начиная с маленького мальчика, и заканчивая капитаном и героем войны. Изначально книга даже чем-то напоминает «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера — там тоже рассказ идёт от лица и с точки зрения подростка. Или «Убить пересмешника» Харпер Ли — по той же причине. Если, конечно, корректно будет такое сравнение — насколько я помню, обе эти книги были написаны позже, чем «Два капитана». И вот с детского простодушия герой растёт и становится мужчиной. С несгибаемой волей, пассионарной неуёмностью и крепкими этическими нормами. И это тоже крайне диссонирует с современными героями и их серой моралью. На меня особенное впечатление произвёл момент его финального разговора с Ромашовым, когда он говорит: не имеет значение, что ты сделал для моей жены или прощаю ли я тебя — ты совершил воинское преступление и ты должен за него ответить. Вот так, друзья. Попытайтесь себе представить такое от кого-нибудь из героев нашего времени.

Впрочем, главным героем в книге всё не ограничивается. Один из колоссальных её плюсов — типажи. Очень точно подмеченные и совершенно бескомпромиссные. Без малейших полутонов. Если это герой — это герой. А если это злодей — это злодей. Только чёрное и белое.
Кстати, со злодеями у «Двух капитанов» особенно хорошо. Например, Николай Павлович. Он мерзавец. И он не просто подлый — он твратительный. Его хочется избить. Ему хочется плюнуть в лицо. Его хочется разоблачить, даже если на это придётся потратить половину жизни. И это очень точно подмеченный типаж. Он взят не с потолка. Вы наверняка с такими сталкивались. Или другой не менее яркий подлец — Ромашка. И он тоже не просто отрицательный. Он — эталон мрази. Причём, такой, что об него даже руки пачкать не хочется. Вызывающий буквально физическую брезгливость. Радует то, что хороших людей и положительных персонажей в мире всё же больше. И в книге их больше. А иначе и быть не может — автор верит в человека. И это тоже ощущается.

Что ещё произвело впечатление? Многое. Ну, например, описание войны с точки зрения гражданского, мирного человека. Прихода этой войны в его жизнь и развёртывание её в новую реальность, в которой человек вдруг оказывается. И сам не замечает, как мир вокруг превращается в филиал Ада. Более того — он становится жителем этого Ада. Его аборигеном. И показано это тоже очень точно. Можете мне поверить.

Как деталь: позабавило то, что Чкалова, оказывается, называли «Че». Можете себе представить? То есть Чкалов был Че Геварой за несколько десятилетий до того, как это стало мейнстримом. Хотя, и здесь удивляться нечему — они совершенно точно были людьми одного типа.

Ну, а я, пожалуй, буду заканчивать свой рассказ. Говорить про эту книгу я могу ещё очень долго. А её надо читать. Уж поверьте, она того заслуживает. Книга для настоящих романтиков. Которые ушли. Но обещали когда-нибудь вернуться.

«Пусть многое уйдёт, останется немало...
Хоть силы той сейчас у нас уже не стало,
Что заставляла двигаться и землю с небесами,
Собой остались мы, собой остались сами!
Пусть сердце наше храброе и времени подвластно,
Изношено судьбою, сгорает ежечасно...
Но воля сподвигает нас с силой оставаться,
Бороться и искать, найти и не сдаваться!» ©

Хорошего вам чтения.

#изба_читальня #книжная_полка #что_читать #каверин #два_капитана

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 20
    10
    239

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Arhitector

    Пока читал статью Павла - думал. А ведь сейчас (и продолжается это "сейчас" как минимум десятилетие-двадцатилетие) - происходит, на мой субъективный взгляд, одна из страшнейших вещей. Мы, русские, россияне - теряем культурный код своей нации. Наши дети не читают то, что читали мы, не смотрят то, что смотрели мы - а из иных источников этого всего не почерпнуть. Кто из десятка миллионов современной молодёжи прочёл "Как закалялась сталь"? "Дети подземелья"? "Блокадный Ленинград"? "Повессть о настоящем человеке"? "Мы с Малой Земли"? "Два капитана"? "Плутонию"? "Посёлок" (Булычёв)? "Туманность Андромеды"? "Аэлита"? "Звезда КЭЦ"?...и многие, многие другие книги, способные развивать личность в правильном направлении? Кто им передаст эти пласты знаний? кто разъяснит морали и нравственности? кто сохранит в их памяти отчётливый свет о стремлениях своих отцов и дедов?...

    Эти книги исчезают - даже из школьных програм...

    Всё это - плохо. плохо. плохо.

    Что с этим делать?...

  • max_kishkel

    Arhitektor 

    Вопрос... А двенадцать томов Жюля Верна на полке? Они тоже были кстати. И с этим ничего не поделаешь. Даже не стоит вспоминать при детях или внуках. Засмеют.

  • neo_crusader

    Arhitektor 

    А это целенаправленна политика. Оно не само по себе происходит. Стало быть и делать что, более или менее понятно - политику менять. А как это делать - вопрос отдельный.

  • vpetrov

    Arhitektor Ох! Школьная программка!

  • sevu

    Стояло полное собрание в детсве, то, что сейчас ничего не помню с Каверина, хотя вроде всё зачёл, ярко выраженый показатель коньюктурного гавна. Маршак то, Грин , Барто и Стивенсон отпечатались ведь и даже Вера Серова местами.

  • neo_crusader
  • Sergeilaoshi

    А мне вообще Серапионы нравились, включая родственника Каверина Тынянова

  • neo_crusader
  • Sergeilaoshi

    Павел Кухмиров 

    Думаю, забыли. Кюхля, Пушкин. Подпоручик Киже. Смерть Вазир-Мухтара. 

  • notkolia

    одна из моих любимых книг в возрасте 12-15 лет

  • neo_crusader

    Старичюля 

    Мимо меня она в детстве прошла. Сейчас наверстал.

  • Arhitector

    Павел Кухмиров 

    Не соглашусь полностью, Павел, что это "целенаправленная" политика, или (и) что дело только в ней. Воспитание детей начинается с семьи. При этом какова бы ни была "политика" - если в семье растят умных детей с достойно оформленными личностными качествами, значит всё хорошо. Но вот я специально изучал этот вопрос на многих своих знакомых семьях. В подавляющей своей массе сейчас в этих семьях - дети не читают, вообще (предмет "литература" в школе и университете - не в счёт). Только редкие родители (в процентном отношении где-то 4-5 из 100) приучают своих детей читать, составляют им программу чтения, выписывают домой научно-популярные журналы ("Наука и Жизнь", "Знание-Сила" и др.).

    Пять процентов!!! читающих детей в стране. Это очень страшная, и очень удручающая цифра...

    Надо что-то с этим делать....

  • neo_crusader

    Arhitektor 

    "Не соглашусь полностью, что это "целенаправленная" политика" (с)   Не соглашайтесь.