Театр в приказном порядке

Из свежих российских новостей: «Театральный репертуар соотнесут с единой школьной программой по литературе, чтобы школьники могли увидеть на сцене произведения, пройденные в классе. Об этом стало известно на встрече министра культуры Ольги Любимовой и министра просвещения Сергея Кравцова».

Как понимать это «соотнесут» в переводе с чиновничьего на русский? Театры, и без того сегодня зашуганные всевозможными запретами, принудят формировать афишу из классических произведений? А сколько и как срочно надо иметь подобных «школьных» спектаклей по Пушкину, Гоголю, Чехову, Достоевскому, Толстому и Шолохову (или кого там внесут в спускаемые сверху списки), чтобы министерство осталось довольно и отвязалось? К тому же, как говорят сведущие люди, в России нет единой школьной программы по литературе. 

И как поступить с так называемым «новым прочтением классики», которым современные режиссеры грешат почти поголовно? Да иные постановщики, как Константин Юрьевич Богомолов, камня на камне не оставляют от оригинала, а другие, не буду называть имен, все свои спектакли щедро приправляют сексом. Даже вот, к примеру, солидный мэтр Сергей Васильевич Женовач, прежде никогда ни в чем подобном не замеченный, поставил недавно у себя в Студии театрального искусства «Ревизора» (я посвятил этому зрелищу одну из колонок), где всё действие перенес в баню, и артисты обоих полов плескаются в воде и сверкают разными частями тела. Такой вот «Лабардан-с!» вышел. Однозначно — маркировка 18+. 

Сцена из спектакля СТИ «Лабардан-с!»

Да и нет у настоящих режиссеров такой задачи — сделать из спектакля понятную для школьников, прямолинейную иллюстрацию к прозаическому или поэтическому первоисточнику, потому что литература — это одно, а сценическое произведение — совершенно иное. 

Послушаем сторонников министерской инициативы. Вот, скажем, кандидат педагогических наук Наталья Казначеева заявляет телекомпании «Мир»: «Увидеть полюбившихся литературных героев на сцене, вдуматься в трактовку смыслов и образов уже знакомой книги очень полезно для ребенка: это развивает его эстетический опыт, создает мотивацию для чтения, побуждает узнавать больше о тайнах литературы, задумываться, зачем человеку нужна книга». 

Звучит красиво. Но работают ли эти благие помыслы? Спросите любого артиста, и он вам ответит, что кошмар всей труппы — это когда в зал целым классом привели школьников. То же самое — ужас-ужас! — скажут и взрослые театралы: подростки, не говоря уж про детей помладше, во время зрелища шумят, едят и пьют, играют в своих телефонах, комментируют происходящее на сцене. Кому нужно это окультуривание из-под палки? Детям — точно нет. 

Мой сын (кстати, в отличие от меня, он терпеть не может театр, говорит, что лучший спектакль — это футбольный матч) давно вырос, а потому в поисках ответа я набрел на один уральский форум, где матери обсуждают всевозможные школьные проблемы. Там есть ветка «Школьники в театре».
Одна родительница из Екатеринбурга пишет: «Сегодня с детьми была в Оперном и задалась вопросом: зачем детей, которым абсолютно не интересен данный вид искусства, водят целыми классами в театр? Картина маслом: школьники, класс 6-7, балет "Снежная королева". Девочки сначала громко разговаривали, потом ели шоколадки (фантики, фольгу и мешочек бросили под кресла), после замечания прилегли друг другу на плечо, чтобы поспать... Балет очень красивый, шикарные декорации, костюмы, а вокруг шуршащие фантики и разговоры. Не интересно детям? Зачем их туда вести? Для галочки?!»

«Это что! — пишет в ответ другая мамочка. — Я однажды была на "Князе Игоре", школьники напились газированных алкогольных напитков, которые в жестяных банках продаются, и двое блевали весь второй акт. Охрана хотела их вывести, но учительница не дала: нельзя одних их отправлять. Ужас, короче. Потом они мирно уснули».

Умные педагоги тоже не в восторге от этой инициативы. Виктор Симаков, мой знакомый учитель, написал в соцсети, комментируя инициативу двух министерств: «Предлагаю не мелочиться и соотнести со школьной программой экспозиции музеев, репертуар кинотеатров и меню ресторанов». 

Разумеется, у кого-то из читающих эти строки есть и приятные воспоминания о школьных культпоходах. Кто-то исключительно благодаря школе, а не родителям, и пристрастился к театру. Не все могут сказать, как Олег Басилашвили: «Итак, мне шесть-семь лет. Мама привела меня на "Синюю птицу" во МХАТ. Спектакль я помню отчетливо. Помню, как заколотилось сердце, когда распахнулась стена, засияло голубое небо и птицы... тысячи птиц замелькали белом в этом небе». 

Я не помню, проходят ли в наших школах «Синюю птицу» Метерлинка. Да это и неважно. У каждого зрителя, юного или взрослого, может быть своя «Синяя птица» или «Чайка». Или «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (было модно когда-то ставить в театрах эту повесть-притчу Ричарда Баха). Но — своя, а не навязанная. Своя дорога к театру. 

Театр решили насаждать, как картошку при Екатерине? Ну что же, посмотрим на посевы и на всходы.

#новые_критики #театр #школьная_программа #школа #школьники_в_театре

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 6
    6
    254

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • swordfish

    Водили нас, помню, на спектакль в 7 классе. Чем запомнилось приобщение к "высокой культуре"?

    Однокласснику Андрюхе по кличке Босс (царствие ему небесное) какие-то хулиганы в лицо брызнули дихлофосом, попали в глаза. Его даже вроде в больницу возили. А какой нам спектакль показывали, я ваще хз. Не помню уже. 

  • chey_tuflya

    Мне кажется, что министерства необразованости и бескультуоья не смогут реализовать эту идиотскую инициативу.

    В идее (сферической в вакууме) есть толк. Но никто и не задумался о реализации и сколько понадобится средств. В результате - «Поздравляю вас, гражданин соврамши!»(с)

    Надеюсь, инициаторы не закончат как Бенгальский.

  • soroka63

    Минобраз и Минкульт лучше бы соотнесли свои инициативы с возрастной психологией. Помнится, одно время вообще было модно среди подростков световой указкой артистам в глаза светить.

    Разумеется, водить подростков группой куда бы ни было - это обеспечить себе незабываемые приключения. Но приобщать к театру все же надо. Возможно, было бы выходом как-то обязывать родителей посещать значимые постановки вместе с детьми. Но то такое, из области: а че бы предложить.

  • Gorinich

    Идея интересная. Реализация... Посмотрим.

    *Воспитание - процесс хитрый. То, что в подростковом возрасте было навязыванием, сейчас часто воспринимается с благодарностью. Навязал бы мне тогда кто-то несколько важных для меня вещей, эх. 

  • bastet_66

    Уверена, ничего хорошего из этой инициативы не выйдет. Абсолютно согласна с автором: каждый сам должен открыть свой театр, прочитать свою книгу. Многое, конечно, зависит от учителя. Если он целенаправленно готовит детей к встрече с театром, тогда получится культпоход, а если он сам «не болеет» им, то и детей «заразить» не сможет. О чем говорить, если школьники (простите, обучающиеся) не читают книжки, пишут не сочинения, а какое-то подобие по общему лекалу? Они не умеют размышлять, заточенные на тесты. Разве им будет интересно в театре? Плохая затея.