Иван Александрович Гончаров, «ФРЕГАТ «ПАЛЛАДА»

Категорически вас приветствую, дорогие друзья. Что ж, будем открывать читательский сезон. И делаю я это для себя уже практически традиционно. Уже третий раз так получается, что первая книга года у меня о путешествиях и об Азии. В 2021 году это была Япония. В 2022 — Китай. И теперь снова речь пойдёт о Стране Восходящего Солнца. Что поделать — люблю я её, чего не скрываю. Но на сей раз это будет ещё и русская классика. Причём, классика просто отличная.

Иван Александрович Гончаров, «ФРЕГАТ «ПАЛЛАДА»

Скажу честно, я эту книгу очень ждал. И был ей очень рад. Не знаю, почему, но с самого детства я воспринимал её, как нечто, воплощающее жажду неизведанного, стремление к приключениям, к чему-то далёкому, находящемуся далеко за линией горизонта. К чему-то, двигавшему мир. И, в общем, я не ошибся. Хотя мои личные ожидания не вполне оправдались, но об этом позже. Тем более, что к качеству самой книги это никак не относится.

Для начала, художественным произведением в полном смысле слова «Фрегат «Паллада» вряд ли можно назвать. Это нечто, существующее на грани путевых заметок. Но именно здесь и заключена главная ценность данной книги. Если в двух словах, суть повествования заключается в следующем. Автор, будучи уже не вполне молодым чиновником дипломатического ведомства (и уже вполне зрелым литератором) отправляется в качестве гражданского представителя вместе с военной миссией в Японию. Цель миссии — вынудить эту страну установить дипломатические и торговые отношения с Россией. Ну, или, хотя бы, начать этот процесс. А это 1852-1854 годы. Начало периода «Бакумацу». Япония находится в самоизоляции и выходить из неё не хочет. Но туда уже приплывали американцы и при помощи пушек вынудили её к началу диалога. Наша страна совершенно не намеривается отставать. И вот из Санкт-Петербурга отходит эскадра во главе с «Палладой» — тяжёлым фрегатом, цель которого гарантировать гостеприимство и внимание к чаяниям России при помощи наличия всё тех же пушек. Возглавлял экспедицию ставший в итоге легендарным контр-адмирал Путятин. Это краткий синопсис. Но главное содержание книги в другом.

Оно в том самом стремлении к неизведанному. Гончаров ведь вызвался туда добровольно. Именно потому, что в его сердце была такая жажда. Это выбор человека, который оглядывается по сторонам и понимает, что мир становится скучным. Уже тогда это было фактом. В нём оставалось всё меньше неизведанного. И автор спешит вслед за исчезающей поэзией дальних странствий. Он очень подробно описывает свои мысли на этот счёт: как принимал решения, как ждал отплытия и как это воспринималось окружающими. Он описывает столкновение с так называемыми «обычными людьми». Серыми, скучными, не понимающими, зачем стремиться куда-то за горизонт, когда в родной затхлой луже уютно и тепло. И он ведь ничего не может им объяснить. В принципе. Они не просто говорят на разных языках — они с разных планет. Более того, самого автора да последнего гложет сомнение, которое он тоже описывает. И как же я его понимаю! Сам когда-то такое пережил. Чувство, когда ты стоишь перед чертой, которую собираешься перешагнуть, ни с чем не сравнимо.

В его глазах их экспедиция — это практически плавание Одиссея. Они — последние аргонавты нашего мира. Плывущие к последней загадочной стране на свете. И ты словно проходишь весь путь вместе с ними. Автор в деталях описывает своё странствие: быт моряков, нрав океана. И, конечно же, то, что открывается за кормой корабля. А открывается многое — они ведь идут в Японию отнюдь не коротким Северным морским путём. Его тогда ещё просто не существовало. Нет, они идут через юг — вокруг Африки, мимо Индии и Китая. Идут год. И сколько же они всего видят. Это можно сравнить с каким-то научно-популярным сериалом или сезоном «Клуба путешественников». Если вы, конечно, ещё помните это старинное окно в мир.

Сначала мы оказываемся в Лондоне в разгар эпохи королевы Виктории. Который автор тоже описывает от души. Потом в Кейптауне — и видим, каким была эта земля за полвека до англо-бурской войны. Потом в Маниле. Шанхае. И вот, наконец, фрегат подходит к Японии. Автор буквально воспринимает её, как сказочную страну, называя «Тридесятым государством». Увидеть ему, правда, довелось немного. Экспедиция, в основном, находилась на рейде Нагасаки. Дальше их если и пускали, то недалеко. Но и то, что довелось увидеть, он описывает страстно и поэтично. Его рассказ — это восторг первопроходца, к которому то и дело примешивается вдруг возникающая тоска по Родине. Причём, делает он это с блестящим чувством юмора — чего не отнять, того не отнять.

Правда, именно в этом месте я и был слегка разочарован. Лично мне хотелось больше рассказов про Японию, но увы — у автора не сложилось. И вместо Японии я получил Южную Африку, Филиппины и Китай. Ну, знаете, и это тоже было очень интересно. Особенно Китай, переживающий последствия «опиумной войны». Но тут уже исключительно моя вкусовщина. Книга от такого хуже не становится. Тем более, даже в том, что автор описывает в Японии, есть на что посмотреть. А там ведь происходила самая натуральная дипломатическая битва, когда наши посланники в эполетах продавливали чиновничество сёгуната, вязкое, как бетон. Я прямо зависть испытываю — ведь могла же когда-то работать наша дипломатия. Нынешним «глубоко озабоченным» поучиться бы у этих людей. Вот, хотя бы, почитать «Фрегат «Паллада» — может и поняли бы чего. Но это уже лирика.

По итогу прочтения моя главная эмоция — зависть. И я даже не понимаю, белая она или чёрная. Книга хороша. Она очень хороша. Из прочитанного мной я мог бы сравнить её с «Моби Диком» Мелвилла или «Тысячей осеней Якоба де Зута» Митчелла. По форме эти книги разные. По жанру они тоже, в общем-то, не тождественны. Но сердце у них одно — та самая жажда. Вот именно этим они и прекрасны.

Читать «Фрегат «Паллада» надо в спокойной обстановке, дабы ничто не мешало созерцать открывающиеся перед глазами картины. Отличная книга для мальчишек. Сколько бы лет им ни было.

Хорошего чтения.

#изба_читальня #что_читать #иван_гончаров #фрегат_паллада

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 13
    6
    152

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • udaff

    Кстати — не читал. Надо бы восполнить этот пробел. Паша, спасибо, что подсказал. И спасибо за обзор. 

  • neo_crusader

    Sergeilaoshi 

    Я вынужденно тоже от бумажных книг отошёл. Надеюсь, временно. Ну, ничего. Читать-то получается.)

  • Sergeilaoshi

    Павел Кухмиров 

    Так это я сейчас из-за короны вернулся. И первый год стонал... А сейчас в перспективе предстоящего возвращения в Китай снова придётся прыгать назад. Ой, сколько набито на дисках нечитанного!

  • neo_crusader
  • shelley

    Самое удивительное - что по возвращении из этого кругосветного путешествия Гончаров как ни в чем не бывало дописал "Обломова", где герой никуда не хочет ездить из своей деревни. И именно это произведение Гончарова  (а не "Палладу" и не прекрасный "Обрыв") изучают в школе и пишут потом сочинения про ленивых и загнивающих русских помещиков.

  • neo_crusader

    Лёха Андреев 

    Гончаров - он разный. Как и жизнь разная. А вт почему такой выбор в школьной программе - вопрос.

  • chey_tuflya

    Читал в детстве, перечитывал в юности.

    Как оказалось, книга не детская. И м.б. даже не юношеская.

    Но перечитывать сейчас уже не буду. Да и "галочка" поставлена опять же.

    Спасибо за обзор/впечатление.

  • neo_crusader
  • Arhitector

    Павлу большое спасибо за статью. Книга как-то...прошла мимо, и совсем незнакома, зато теперь, чтоб поближе познакомиться, есть повод сходить в библиотеку. Я как раз две книги научной фантастики дочёл, теперь можно и вокруг Африки. Кстати, читать рекомендую книги в исключительно бумажном варианте. Чтение художественных книг в электронном или аудиоформате - считаю чистейшей профанацией.