Ремонт малых двигателей
Small Engine Repair
США, 2021
Режиссер и сценарист: Джон Поллоно (он же в главной роли)
В ролях: Джон Бернтал, Шей Уигэм, Джордана Спиро, Джон Поллоно
Рейтинг Кинопоиска: 6.4
Рейтинг IMDb: 6.5.
Общее впечатление: смотрибельное кино на один раз, не скучное, под пиво сойдет, но не шедевр
Недавно я прочитала потрясающую книгу Д. Басса «Каждый способен на убийство». Басс, эволюционный психолог и профайлер, использовал национальные базы данных США и статистику по Детройту, чтобы понять основные мотивы, которые толкают человека на убийство. Оказалось, что мотив, если грубо обобщить нюансы, один — секс. Большинство убийств совершается не маньяками, психопатами, киллерами, а совершенно обычными людьми, и в подавляющем большинстве случаев будет сексуальный подтекст. Мужья убивают жен и любовниц, отчимы убивают пасынков и падчериц. Женщины убивают значительно реже, чем мужчины, зато лучше продумывают действия и бывают чудовищно коварны. Кроме того, некоторые совершают суицид — это тоже убийство человека. Склонность к гомицидальному (человекоубийственному) поведению наблюдается в период наибольшей фертильности, с позднего подросткового возраста до 35 лет. В зоне риска неродные дети и красивые женщины, которые намного моложе своих партнеров. Басс очень подробно описывает эволюционные причины и, как ни странно, выгоды от убийства, которые в прошлом имели наши предки. В настоящее время подобное поведение невыгодно, человечество старается его изжить, хотя и не всегда эффективно. Наказывать убийц с помощью изоляции недостаточно. Надо заниматься профилактикой преступлений. И начинать надо не с жертв, а с тех, кто может попытаться компенсировать унижение насилием.
Маленькая ремарка в сторону: мою одноклассницу, работавшую моделью, убил муж. Она хотела развода, переехала вместе с дочерью на другую квартиру. Муж попросил о встрече и на глазах у дочери выстрелил жене в голову. Потом говорил, что любил так сильно, что не мог отпустить («не доставайся ж ты никому»). Это типичное, если верить Бассу, убийство на сексуальной почве. Убийца предельно унижен и знает, что адекватной замены этой женщине не найдет. Она его лучший приз. И он не отдаст ее другому мужчине. Никто не получит преимущество над ним, у его ребенка не будет отчима. Жена останется верна. Верна и мертва.
Фильм «Ремонт малых двигателей» — драма мести. Что-то вроде «Ворошиловского стрелка» на минималках. К сожалению, именно поворот от бытовой возни к мести — главное достоинство фильма и лютый спойлер. Остальное сделано хорошо, но без блеска. Конфликтов в фильме два (в середине дается вторая завязка): склоки старых друзей и борьба с общим врагом.
Трое холостяков, Фрэнк, Пэки и Суэйно, — обычные трудяги и неудачники. Семьи ни у кого не сложилось: Пэки ухаживает за бабушкой, Суэйно живет с сестрами, а у Фрэнка есть дочь Кристал, которую он воспитывает один, потому что жена оказалась непутевой. Кое-какие терки не мешают мужской дружбе, а Кристал — предмет всеобщего обожания. Картина далеко не идиллическая, но равновесная. Детально показан провинциальный быт и неловкие попытки друзей найти себе пару хотя бы на вечер. Эта коллизия выглядит довольно странно, особенно из российской действительности. У нас, если мужчина не курит, не пьет и регулярно посещает работу, он вполне годен к браку. А если еще не ноет и не жмот, вообще ценный кадр. То ли американские женщины более придирчивы, то ли сценарист преуменьшил шансы героев на брачном рынке. Судя по тому, что для контраста дан студент, сынок богатого папы, красавчик и спортсмен Чед, сценарист считает, что женщины спят или с такими, или ни с кем. Хотя кое-какой секс Суэйно и Фрэнку время от времени перепадает, как крошки с барского стола.
Интересно показана мужская дружба. Я, насмотревшаяся в детстве «Мушкетеров» и «Гардемаринов», долгое время боготворила ее. В юности я дважды пыталась прикинуться парнем и втереться в мужскую тусовку. Оказалось, что любая дружба не безупречна. Мужчины, как и женщины, бесконечно выясняют, у кого выше статус. Невинные шутки легко становятся винными и злыми, от неосторожно брошенного слова вспыхивает срач до небес. В фильме отношения показаны именно с такой стороны: Фрэнк с трудом контролирует гнев и решает вопросы кулаками, Суэйно постоянно третирует Пэки. Через флешбек показаны истоки дисгармонии: отцы героев были типичными семейными боксерами, спускавшими всех собак на сыновей. Семья Фрэнка из прошлого показана уродливо патриархальной: отец — зверь, мать — рабыня. Неудачи компенсируются насилием, особенно если в деле алкоголь. Сам Фрэнк пытается быть другим, бросает вредные привычки, много работает и держит себя в руках. Джинн маскулинного гнева надежно запечатан внутри неулыбчивого сорокалетнего отца-одиночки, хозяина мастерской по ремонту техники.
А дальше происходит каскад несчастий. Кристал опозорена. Фотки ее обнаженной груди попали в сеть, и она стала посмешищем в школе. Как пишет Басс, подобного рода унижения нередко толкают человека на преступление: он может попытаться убить обидчика или себя. Дело в том, что эволюционно ценность женщины на брачном рынке определяют три параметра: молодость (= фертильность), красота (= сексуальная привлекательность), невинность (= верность). Если женщину насильно лишить одного из достоинств, ее социальный статус резко упадет, потому что уменьшатся шансы на выгодный брак. Обычно люди не осознают порывы, продиктованные эволюционными причинами, и действуют импульсивно: унижение надо смыть, а смывается оно только кровью. За женщину вступаются мужчины из ее семьи, или она сама совершает гомицидальный поступок: убийство/самоубийство. Кристал принимает таблетки. Басс пишет, что женщины отдают предпочтение яду, мужчины — петле. В фильме все как по нотам.
Но у Кристал есть защитники — отец и его друзья. Они не могут решить проблему с помощью закона, поэтому идут другим путем. Фрэнк обдумывает убийство и готовится к нему чуть ли не тщательные, чем Декстер из одноименного сериала, а тот, на минуточку, маньяк. При этом потрясающим образом меняется его фигура. Если в начале он потрепанный, немного неловкий, в каких-то вопросах даже рохля, в финальных сценах он расправляет плечи и смотрит на врага остро и пронзительно. Человек-нож, человек-пуля. Пэки, самый умный из трех друзей, говорит точные слова о нем: Фрэнк не знает, как себя вести, когда все в порядке, у него нет поля для деятельности, но он умеет чинить. Жизнь Кристал сломана. Папа придет и все исправит. Он починит сломанный двигатель человеческой жизни, выбросив сгнившую деталь.
Вместе с Фрэнком преображаются и друзья. В них появляется сила. Та самая первобытная, мужская сила, когда надо встретить опасность, решить проблему, защитить близкого человека. Вот такие они, мушкетеры за сорок. И Миледи, бывшая жена Фрэнка, из пятицентовой шалашовки превращается в нормальную мать. Горе придает ее фигуре достоинства.
Почему становится возможным преображение героев в финале? Дело в еще одной древней штуковине, которая описана Гомером. Мир может пребывать в двух состояниях: прозаическом и героическом. Прозаическое состояние мира — это тихая война всех против всех. Люди отчаянно карабкаются вверх по социальной лестнице, отдавливая друг другу пальцы. Друзья разобщены, в семьях разлад, измены, любовь случайна, непостоянна и конечна. Но если случается беда, которая осознается общей, мир преображается и рождает героев. Герой — антиэгоист, он принимает чужие интересы как собственные и готов отстаивать их ценой жизни. Удивительно, но только так человек и человечество обретают гармонию. Сражаясь. Правда, надо сделать уточнение, что героическое состояние возможно только в справедливых войнах. Гражданская война не дает возможности для однозначной героики, она противоречива и трагична.
Фильм, однако, не оправдывает самосуд. Да, справедливость нарушена. Так бывает. Богатые выворачивают суставы полиции и творят беспредел, бедные берут в руки дробовик. Нечто похожее было в «Трех билбордах» Макдонаха. И Макдонах впрямую говорит: иногда месть — правильное решение. Когда мы видим невинную, симпатичную жертву и ненаказанного урода, гомицидальные мысли получают зеленый свет. А как еще, если законы не работают? Неужели тот, кто сломал человеческую жизнь, не понесет никакого наказания? Но ведь в жизни убийцы тоже не ставится точка. Убийство не исправляет прошлого — оно портит будущее. Басс пишет о том, что людям в целом стоит бережнее относиться к статусам других: никогда не знаешь, как поведет себя тот, кого ты оскорбил. Кажется, что ты просто отправил фотки сисек бывшей, суки такой, другу, чтобы поржать, а тем самым, возможно, ты сделал нечто гораздо более мерзкое — украл у человека шансы. И он может отомстить. И будет эволюционно оправдан.
#creativemarket #ремонт_малых_двигателей #обзор_фильма #что_смотреть
-
-
Нужно просто сидеть на берегу реки и смотреть на проплывающие труппы тех, кто когда-то был твоим врагом. Не испытывая при этом вообще никаких чувств.
Такой вот план мести ))
-
https://youtu.be/PaW63ga1CuY - я просто оставлю это здесь.
-
"героическое состояние возможно только в справедливых войнах" Немного смутило...
*По "разделу" детей из комментов. А они вещи?
-
Подробнее можно почитать у Гегеля в "Эстетике" раздел "Эпическая поэзия". Там об этом сказано на три порядка больше и лучше.
Детей до какого-то возраста, боюсь соврать, 9-10 лет, не спрашивают, с кем они хотят жить и делят, как вещи. Ничего хорошего в этом нет. Меня тоже покоробила фраза мужа подруги "как детей делить будем?"
-
http://loveread.ec/contents.php?id=88131
*Пожимаю плечами. В Вашем тексте смутило "справедливая война". Кровная месть как справедливость, алогичные поступки индивида, у которого в голове каша... Все это субъективно. Сюда можно вплести карму и безусловную любовь, когда души заранее договариваются прожить-проиграть жизнь вот так, когда один убивает другого. Можно говорить об этом долго, но стоит ли использовать эту фразу без подводки в обзоре (я об этом).
**Ладно, хоть спросил. Мог вообще сказать "спиногрызы не нужны, твои проблемы". Жалко только, что дети ещё и обвинят мать, что отца не удержала. И что отец то для них хорош в любом виде, потому что деньги даёт и подарки дарит. А мать воспитывает и ругает((
-
Гегель называет справедливой войной Троянскую. Хотя завязка конфликта - частный интерес Менелая, от которого сбежала жена. А справедливая она потому, что ахейцы пришли забрать свое, и большинство богов их поддержало. В кино справедливая война - это то, что поддерживает зритель. Я сейчас исключительно про искусство говорю.
Что касается ситуации с детьми, оказалось, что если не ругать при них отца и подчеркивать все хорошее, что он сделал, им не понадобится его защищать от матери. Тогда его фигура будет видеться более объективно. Да и вообще, если он хороший отец, все только выиграют. А если плохой - дети это увидят. Сами. -
Дети не защищают отца, они защищают себя прежде всего, свою безопасность((