romanvolikov роман воликов 20.01.23 в 09:57

Обзор фильма «Корсаж» / Corsage (2022)

«Корсаж» (2022 г., Австрия, режиссер Мари Кройцер, в главной роли Вики Крипс).

Вена, 1877 год. Это был конец прекрасной эпохи: дамы носили кринолин, мужчины — мундиры австрийского покроя с золотыми пуговицами в два ряда: до еврейских погромов, Октябрьской революции и двух мировых войн.

Один год из жизни Елизаветы Баварской — супруги императора Австро-Венгерской Империи Франца-Иосифа I, шикарным усам которого подражали Ницше, Горький, Буденный и миллионы ныне забытых мачо. Той самой знаменитой сумасбродки Сисси, ставшей во второй половине девятнадцатого века символом нарождающейся эмансипации. 

В 1877 году Елизавете сорок. Возраст конца жизни для простых женщин того времени. А для королевских особ пора увядания под пристальным присмотром всех и вся, готовых безжалостно низвергнуть своего кумира — за не слишком свежий цвет лица, появляющиеся морщины, талию, увы, не такую осиную, как раньше. И, казалось бы, единственная проблема, которая волнует Сисси — как похудеть. Портновский метр, туго обернутый вокруг талии императрицы, появится в фильме не один раз, пожалуй, с назойливой регулярностью. Но как в любом хорошем кино борьба с неизбежным старением всего лишь первый смысловой пласт, первый и далеко не самый главный.

«Корсаж», разумеется, женское кино, снятое женщинами (режиссер Мари Кройцер, оператор Юдит Кауфман, главная женская роль — Вики Крипс, саундтрек — французская певица Камий) для женщин, в первую очередь. Мужчины в фильме ярмо, обуза и вечный источник напряжения и непонимания. Все они — муж-император Франц Иосиф (Флориан Тайхтмайстер), сын и наследник Рудольф (Аарон Фриш), возлюбленный венгерский граф Андраши (Тамаш Лендьель) в жизни Елизаветы имеют, по большому счету, только одно предназначение: загнать мятежный дух императрицы в рамки государственной необходимости и придворного этикета. 

Елизавета всячески пытается этого избежать, подставляет вместо себя на официальных мероприятиях служанку с лицом, закрытым плотной вуалью. Она мечется, путешествует по Европе, главная её страсть — лихой галоп на лошади. Эту атомную энергию применить бы в мирных целях, только цель не просматривается. Налицо — увядание монархии, поезд истории мчится вперед, не обращая внимания на кортеж императрицы, который стоит на переезде в ожидании семафора и конная упряжь пугливо поводит гривами под грохот стальных колес. 

Всё чаще императрица посещает психиатрическую клинику для женщин, будто пытаясь рассмотреть в гримасах этих несчастных душевнобольных свое будущее. В этот год в её жизнь входит героин. Историю с героином режиссер Мари Кройцер придумала, ничего такого в реальной жизни Сисси не было, но как квинтэссенция смысловой нагрузки фильма находка предельно точная. 

Для люксембургской актрисы Вики Крипс роль императрицы Елизаветы — лучшая в карьере на сегодняшний день. Внешне совсем не похожая на настоящую Сисси, красавицу с ангельским личиком и очень стройной талией, Крипс сумела передать всю эволюцию разрушения аристократического образа: от верной жены императора и образцовой матери, теряющей одного за другим своих детей до маргиналки с коротко обрезанными волосами с сигаретой в руке, которая заваливается в лазаретную койку раненого на сербской войне солдата. 

В фильме есть характерная сцена. Некий англичанин фотограф предлагает императрице испробовать киноаппарат, который он изобрел.

«Будет только съемка? — спрашивает Елизавета. — Слова ведь никто не услышит?»
«Слова никто не услышит, — подтверждает фотограф. — Звук еще не научились записывать». 

Мы видим в кадре бешено танцующую императрицу с задранным подолом, злую и грубую пародию на красоток из кабаре. Её лицо в гримасе, по движениям губ можно предположить, что она произносит самые грязные баварские ругательства. 

Режиссер Мари Кройцер сняла свой фильм так, как редко кто сейчас снимает. Она отбросила в сторону логику сюжета, достоверность событий, поступки героев далеко не всегда объяснимы. Это кино намеков и полутеней, заставляющих зрителя включиться в повествование. Такое кино снимали когда-то Тарковский, Годар и Антониони. Кройцер не побоялась выглядеть несовременной, вполне осознавая, что очень многим её фильм покажется нудным и скучным. Для нее передать движение женщины от свободы внутренней к свободе внешней, публичной, которую никто не имеет права ограничивать, стало делом более важным, чем зрительское мнение. 

Реальная Елизавета Баварская погибла спустя двадцать два года в Женеве от заточки итальянского террориста Луиджи Лукени. В фильме финал её жизни вымышлен, режиссер, как уже писал, не считает достоверность событий догмой. Как он выглядит, этот финал, узнаете, посмотрев фильм. И, пожалуй, самое интересное начинается тогда, когда на экране высвечиваются конечные титры. Елизавета в китайском халате босиком танцует в помещении, напоминающем заброшенный склад. В этом танце сквозит простая мысль: когда смысл жизни так и не найден, когда близкие люди оказались не теми, кем хотелось бы их видеть, надо просто расслабиться и прекратить сражаться с ветряными мельницами.

В прошлом году «Корсаж» был удостоен гран-при Лондонского кинофестиваля (он позиционирует себя как площадка для интеллектуального кино, в первую очередь). Сейчас выдвинут на «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм». Пожелаем создателям фильма удачи. Всем, кто интересуется достойным европейским кино, настоятельно рекомендую этот фильм посмотреть.

#creativemarket #корсаж #вики_крипс #обзор_фильма #что_смотреть

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 13
    11
    226

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • YaDI

    австрия и и кино? да ладно

  • Arhitector

    Наконец-то хоть один автор статьи про бабакино прямым тестом сказал, что это - бабакино, снятое бабами про баб. Аудитория найдётся, в несметном количестве: коровок с бессмысленными глазами сейчас миллиарды. А ларчик-то просто открывается: им надо всего лишь понаделать детей, да почаще заниматься плотскими утехами. От отсутствия оного - и "пляски с бубнами", и "зоопарк дома" в виде многочисленных собачек и кошечек, и даже феминизм. Существа-то в целом - довольно примитивные. Даёшь каждой бабе - по паре!

  • TEHb
  • Psychoscum

    " «Корсаж», разумеется, женское кино, снятое женщинами"

    "режиссер Мари Кройцер сняла свой фильм так, как редко кто сейчас снимает. Она отбросила в сторону логику сюжета, достоверность событий, поступки героев далеко не всегда объяснимы. "


    Ну, вторая фраза вообще-то лишняя.

  • TEHb

    Ваще не так восприняла фильм.

    Для меня корсаж - это рамки условностей.

  • Gorinich

    Сиси любима и почитаема. И рассказывают о ней совсем не то, что в фильме. Мне не нравятся многочисленные попытки вылезти на чужой славе и добром имени, попутно максимально извратив действительность. Но если найду нужный перевод, посмотрю. Спасибо за обзор.