Последняя роль королевы
Когда меня спрашивают: какой спектакль посмотреть, в какой театр сходить, нередко отвечаю: смотрите великих. Великих артистов. Это только кажется, что успеете. И что они вечны...
Мой приятель, театральный критик Олег Вергелис (увы, в прошлом году он в 55 лет ушел из жизни), любил уточнить — в телефонном трепе или в переписке: ну, кто сейчас великие? Имея в виду российских актеров. Была у нас такая игра. Правда, с заведомо известным результатом. Потому что список, который мы начинали накидывать, почти не менялся из года в год. Разве что добавлялось одно или другое имя.
Если брать женщин, то первой неизменно упоминалась Татьяна Доронина. Олег её обожал! Следом — в произвольном порядке — Алла Демидова, Алиса Фрейндлих, Марина Неелова и Инна Чурикова. К этому топ-5 мы могли добавить то Маргариту Терехову, то Наталью Гундареву, то Наталью Тенякову, то Зинаиду Славину, то вдруг Чулпан Хаматову, то еще кого-то, но после уточняли: нет, а вот эта все-таки не великая, эта — большая, эта — значительная.
Сегодня про артистов чаще говорят: медийные. Кто спорит, участие в сериалах, ситкомах, ток-шоу, пиар-скандалы или мелькание в соцсетях приносят известность, монетизацию, способствуют продаже билетов и получению рекламных контрактов. Но подлинные гранд-дамы отечественного театра не мелькают где попало. Не царское это дело.
На днях из нашего с Вергелисом списка выпало одно легендарное имя: не стало Инны Михайловны Чуриковой, примы театра «Ленком» времен его золотого, «маркзахаровского» века, звезды фильмов Глеба Панфилова, Андрея Кончаловского, Петра Тодоровского, Георгия Натансона, Владимира Меньшова, Карена Шахназарова.
Сама-то Чурикова себя великой или гениальной не считала. Ну или ей хватало мудрости не заявлять об этом публично. В одном интервью призналась: «Мне так трудно бывает. Ужасно. Иногда надо в тысячу комнат заглянуть, чтобы найти ту единственную, где лежит разгадка роли».
Сейчас могу лишь корить себя за то, что пропустил или не посмотрел еще раз какие-то спектакли с участием Инны Михайловны. Но рад, что многое видел — начиная с «Мудреца» 1989 года по Островскому и кончая её последней премьерой — «Аудиенция», поставленной в 2017 году. Про «Аудиенцию» и расскажу.
Чурикова играла Елизавету II. В основе сюжета — официальные приемы, которые августейшая особа на протяжении шести десятилетий «каждый вторник, в шесть часов» устраивала британским премьер-министрам. И они — от Черчилля до Мэйджора — докладывали ей, что происходит в стране и в мире. А королева, выслушивая их, порой оказывалась в роли психотерапевта.
Это был спектакль, скроенный по меркам большого стиля — густонаселенный, с монументальными декорациями, с тщательно воссозданными деталями — той же короной, старомодный по режиссуре. И шел он более трех часов. Актриса меняла не только парики, костюмы, шляпки, брошки, обувь, но и грим, пластику, интонации. Для Чуриковой это была еще и физически нелегкая работа, где она не имела права на ошибку, ведь, по сути, именно на ней и держалось зрелище, она была его мотором, на неё, магическую, и шла публика — сперва в Театр Наций, а после спектакль перенесли в Вахтанговский театр.
Пьесу англичанина Питера Моргана, большого знатока жизни британской королевской семьи (это же он написал сценарии к фильму «Королева» и сериалу «Корона»), поставил муж актрисы, Глеб Панфилов, а продюсером выступил их сын Иван, который и увлек родителей этой идеей.
«Аудиенция» на тот момент была уже хорошо известна в мире — в Лондоне, а затем на Бродвее, в главной роли выступила оскароносная Хелен Миррен. И тот спектакль в постановке Стивена Долдри даже транслировали в кинотеатрах, в том числе и в России.
Но для постановки в Москве пьесу существенно изменили. «Я попросил автора сделать ряд дополнений в текст, — признавался Глеб Панфилов. — Так появились сцены, где Черчилль говорит о Сталине, Макмиллан — о Гагарине, Тэтчер — о Горбачеве, а Кэмерон — о Путине. В британской версии единственное упоминание о России было в словах королевы: "Русский царь считал, что в Шотландии гораздо холоднее, чем в Сибири"».
Разумеется, эти вставки приблизили «Аудиенцию» к российскому зрителю, однако отодвинули её от исторической правды — складывалось впечатление, что на встречах в Букингемском дворце только и делали, что взахлеб обсуждали нашу страну и её лидеров. Из пьесы заметно исчез тонкий английский юмор, стало больше пафоса.
Положа руку на сердце, спектакль Панфилова нельзя отнести к его вершинным работам (все-таки, в первую очередь, он — кинорежиссер, а мировая практика показывает, что смена съемочной площадки на сценические подмостки мало у кого выходила удачной). Но «Аудиенция» — безусловный триумф Инны Чуриковой. Она сыграла женщину, которая не теряет выдержки при любых испытаниях, ставит на первое место долг и остается королевой. В общем-то, в чем-то сыграла и себя саму.
#новые_критики #театральный_обзор #театр #чурикова #аудиенция
-
-
чурикова из той породы женщин которая с возрастом становилась краше и привлекательнее внешне
1 -
Аюсолютно согласна, и это присуще всем женщиам, что называется, с высоким IQ. Как говорила незабываемая Секретарша в в "Служебном романе", наставляя Людмилу Прокофьевну, как хорошо выглядеть: Нет ничего невозможного для человека с интеллектом )))
-
во первых - чурикова действительно очень запоминающаяся...многогранная...универсальная и наверное гениальная актриса ..."наверное" потому что не мне судить о гениальности или негениальности кого бы то ни было...
во вторых - автор статьи упомянул достойных отечественных актрис но среди них не увидел по настоящему вершины мирового женского вктерства , - мордюковой...... и тут уже смело говорю - гениальной мордюковой... потому что о ее гениальности говорили вл всем мире.. (ну разве что автор перечислял только здравствующих поныне актрис...тоже кстати в хороших компаниях играем в игру "вот раньше актеры...а ща...)...
ну и в третьих чо вы так прям прикопались к бабушке водолей ? (еще вопрос ...бабуушка ли там гг).. по сути человек высказал свое мнение на грани но не переходя ее как мне кажеццо...на личности вроде не переходила в этом мнении...чо так реагировать... не пойму)
1 -
безусловно....и васильевы упомянутые ниже инессой.... я просто говорю о некоем признаном пьедестале на котором если место для одной...то доя кого... и для меня это мордюкова... вспоминать ее роли ни к чему...они в классике всех жанров....я помню что в английской энциклопедии какой то она включена в топ 10 мировых актрис двадцатого века..(не помню правда было ли там разделение типа актрис только кино...или в целом).... и как по мне то чурикова следующая после нее в отечественном топе....практически рядом.... а потом как раз татьяна и екатерина васильевы...гундарева.... ну и пожалуй федосееву шукшину ....
из молодых да ранних чота резко никто не приходит на ум....все эти лизы боярские да чулпанки ...на мой вкус сверкнут. где нить и снова в гавно....чулпан до сих пор пожинает плоды "страны глухих"... про лизу так упомянул....деревянная актриска...но может выдать красиво как в "контрибуции"... собственно если актеры мужчины нынешние есть такие фамилии которые сразу приходят на ум при мысли "где же смена тем монстрам?"... то женщин актрис чота не припоминаю осоьо нынешних....все какие то сериальные... в своем жанре хороши и даже великолепны ...но шаг в сторону и все....не оо пальто)
сорри что тут типа "умничаю"*))... это все просто на потрандеть
-
Шубин Чурикова в "Ширли-мырли" переигрыванет так, аж неловко смотреть"
-
даже спорить неохото...потому что сам фильм снят в таком жанре буффонады...гротеска и комедии положений...
так же можно сказать что и яковлев переигрывает в "иван васильевиче .."... и ливанов в "шерлок холмсе..."... и воще все в "интервенции".... но ведь это ни так..... они играют в ремках жанровости.
-
Мордюкова лицедействует в "Ширлях" в "Родне" в соответствии с жанром "Мениппова сатира", и вызывает восторг своей неподражаемой игрой
-
Афанасьева-Гришина Ирина А королеву, у которой каждый миг - протокол, изобразит любая актриса.
-
Спасибо за достойное прощание с великой. Там кто-то сказал , что жаль Чурикову... Неправда. Это нас жаль, зрителей. Жаль русский театр, Это у нас горе и потеря.
1 -
К сожалению, уходит поколение великих актеров. Может, и есть среди молодежи перспективные, но их множество, а представители старой школы – штучный товар. Чурикова одна из тех, о ком можно говорить только с придыханием. Благодарна автору за теплые слова о ней. Сейчас ведь принято поднимать всю грязь, не щадят даже ушедших, лишь бы получить одобрение окружающих. В каждой строчке статьи чувствуется сожаление о том, что не стало великой актрисы. Спасибо.