cp
Alterlit

На тебе свет клином не сошелся, или Как всё пошло не по плану

Оскар Фельцман и Михаил Танич подарили ассоциативный ряд, ностальгическую реакцию к названию фильма Игоря Поплаухина «На тебе сошёлся клином белый свет».

Эдита Пьеха, Тамара Миансарова, Ольга Воронец – не могу выбрать, чей клин света  был мне ближе. Вероятно, именно это сподвигло меня к просмотру очередного «биопика» (как я тогда думал) о Янке Дягилевой и Егоре Летове.

Кто-то даже говорил, что название фильма взято от «кавер-версии одноименной песни», хотя, сколько я не искал, никаких «кавер-версий» я не нашел. Было только весьма посредственное исполнение оригинала.

Мало мне было «кина про «Кино» («Лето» от Серебренникова)!

Только промыл глаза «Развидином», только прочистил уши и отплевался матерной слюной, как тут же вляпался опять.

Дата премьеры: 17 ноября 2022 г.

Режиссер: Игорь Поплаухин

Операторы: Евгений Родин, Дмитрий Татарников

В главных ролях  Кира Пиевская,  Георгий Кудренко

 

Prélude

В мае 1991 года Янка Дягилева была найдена погибшей при невыясненных обстоятельствах, намекающими одновременно и на самоубийство, и на загадочное убийство. Немного не дотянула до пресловутого «Клуба 27». Её смерть обросла слухами и домыслами. В рок-тусовке тех лет произошедшее с Янкой однозначно рассматривали под углом несчастной любви. Или слишком счастливой…

С лидером «Гр.Об» Егором Летовым Янку связала сама судьба: «девушка на лестнице» пришла на концерт, а попала в роман. Бурный. Как у всех творческих людей. И он должен был чем-то разразиться. Оба, и Янка, и Егор, выдающиеся личности, индивидуальности.

Как писал позднее Егор «поехали за лекарствами, за чем-то там еще, за шприцами – и вот тогда мы действительно нормально познакомились, была какая-то мистическая последовательность в том, что происходило – то ли у нас обоих была на ногах капелька крови, откуда ни возьмись появившаяся, то ли что-то такое… В общем, на Янку это подействовало очень сильно, – что на обоих одновременно упало, на одно и то же место».

Такая она – Любовь. Химия. Биология. Мистика.

 

Вот на этот фильм я шел.

А пришел…

Сейчас я вам расскажу весь фильм сразу.

Внимание! Далее один сплошной спойлер!

Янка бесцельно слоняется по темному лесу, встречает на пути мертвых, записывает на диктофон слова живых.

Конец.

Неожиданно?

Ожидаемо!

А чего вы, собственно, хотите, если ни одной песни - ни Янки, ни Летова, вы в фильме не услышите?!

 

Начало фильма нам кагбэ об этом намекает: заунывные, как шаманские камлания, завывания в микрофон самой Янки, невнятные эксперименты  на непонятной рок-тусовке и там же передоз Летова. Зачем? Почему?

 

Святые пyстые места — зто в небо с моста,

Это давка на тpанспоpт, по гоpло забитый тоской.

Изначальный конец,

Голова не пpолазит в стакан.

(Я.Дягилева, «Ангедония»)

 

Вероятно, чтобы настроить всех зрителей на восприятие фильма как некую аллегорию, тонкую материю, связывающую миры живых и мёртвых. Мол, смотрите на то, что мы вам тут придумали, а не на то, что вы помните.

Стиль яхудожникятаквижутм.

Ничего общего ни с Летовым, ни с событиями тех лет, ни с музыкой, ни вообще с «тем временем». Только фотографически похожая Янка.

Многим  этого явно не хватит.

 

Я неуклонно стеpвенею

С каждой шапкой милицейской, с каждой ноpковою шапкой

Здесь не кончается война,

Hе начинается весна, не пpодолжается детство

Hекуда деваться — нам остались только сны и pазговоpы

(Я.Дягилева, «Стервенею»)

Единственное, за что я бы похвалил фильм, так это за работу операторов. Ну, действительно, таких мрачных пейзажей и в таких ракурсах – ещё поискать!

Эти пейзажи еще больше запутывают зрителя в плане: это действительно происходит с Янкой или она перемещается по своим мирам и снам.

 

Hезасеянная пашенка,

Hедостpоенная башенка.

Только yзенькая досточка

Только беленькая косточка.

Hезавязанная ленточка,

Hедоношенная доченька.

(Я.Дягилева, «Выше ноги от земли»)

Невысокий рейтинг фильма (5,6) предупреждает, что просмотр будет тяжелым. По фильму разбросано куча намёков на скорое раскрытие /тайны/ судьбы/ преступления/, но ничего не происходит. Я всё силился понять, для чего мне даётся та или иная «подсказка», которая потом таковой не являлась.

Можно, с большой-пребольшой натяжкой, рассматривать то, что мы видим на экране, как визуализация всех скопом песен Янки – уныние, печаль, тоска, непонЯтность и непОнятость.

 

Столетней бессонницей в горле гудят провода

Болит голова. Это просто болит голова

А вот и цена, и весна, и кровать, и стена

А вот чудеса, небеса, голоса и глаза

            (Я.Дягилева, «Крестом и нулем»)

Стар я стал.

Суперстар.

Раньше, не моргнув глазом, мог спокойно «выкушать» пару-тройку авторских фильмов, закусив арт-хаусом. Легко мог объяснить по одной-двум безумным фразам и состояние исполняющего, и чувства исполнителя, и, даже, политическую обстановку в стране.

Сейчас всё больше о думаю мирском да понятном.

Вот и от фильма хотел того же.

А ещё в молодость вернуться хотелось.

Где Янка и Егор ещё не допели свою лебединую песню.

Видать, не судьба.

 

А при коммунизме всё будет за%ись

Он наступит скоро — надо только подождать

Там всё будет бесплатно, там всё будет в кайф

Там наверное вообще не надо будет умирать

Я проснулся среди ночи и понял, что — ВСЁ ИДЁТ ПО ПЛАНУ!

                                            (Е. Летов, «Всё идёт по плану»)

#creativemarket #егор_летов #янка_дягилева #обзор_фильма

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 75
    19
    314

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • natalya-bobrova
    Татка Боброва 12.01 в 15:20

    О, здравствуйте! Рада вам) 

  • goga_1

    Татка Боброва 

    хехе

    очень редко кто мне бывает рад, спасибо

    взаимно

  • Karl
    Kremnev207 12.01 в 21:18

    Здрово автор, спасибо Вам)))

    Песня Янки звучала в фильме ( ни стого ни сего ) Просточеловек.

  • chey_tuflya
    Чей туфля? 16.01 в 12:40

    Я вдруг вот о чем подумал - я знаю, почему этот фильм обречен на неудачу.

    Он "вне времени". Молодёжь, которая увлекается авторским кино, не слушает Дягилеву или Летова. Это для них замшелая старина.

    А стариканы, жившие в эпоху расцвета русского панк-рока и андерграунда, желают видеть байопики о своих кумирах и не хотят экспериментов над своим прошлым.

    Это я частично сейчас свои чувства в мысли оформил. Просто представил, что я пришел на фильм о "Дженезисе", а вместо Фила и Питера мне будут показывать, как некие личности  небольшого сходства с Коллинзом и Гэбриэлем собирают клюкву на болотах Финляндии. 

  • motecusoma

    Чей туфля? 

    Да никто ж не спорит. Я еще официально сам молодёжь по современным докУментам, но я уже, порой, в той же музыке чувствую себя дедом. Я об этом. Ума, дай Бог, прибавляется с возрастом. В 30 даже понимание, что родители нормальные вещи советовали, появляется, например. А разрыв с новым поколением растёт. 

  • motecusoma

    кличка гога повесился 

    Запрещаю вам запрещать, в свободной стране живем!

  • bard-punk-shanson

    Антоша Думмкопф 

    Слабовато набрасываеш, но ничо . Форма вернётся. 

  • moro2500
    moro2500 16.01 в 12:59

    спасибо за обзор, к стыду вообще не знал абнем.. к череде Лето-Цой (учительский, богомерзкий) пожалуй добавлю ощущений в ближайшее время. все на своей шкуре!

  • moro2500
    moro2500 16.01 в 14:15

    Антоша Думмкопф дык не заглох - Цой называецо, Учителя (к череде Лето-Цой (учительский, богомерзкий) - об нем жы я)

    не смотри! он тебя поломает.. мне было на это смотреть больно..

  • motecusoma

    moro2500 

    А. Ой. Мои пардоны. Я думал, что если я об этом не слышу - значит его больше не существует. 

  • moro2500
    moro2500 16.01 в 14:23

    Антоша Думмкопф ну там Саша Ц. кочевряжился (и не зря, там именно его и маму показывали), но таки старичок выплюнул это.. зачем вот только? а впрочем, понятно зачем - за хайпом! на имени..

  • USHELY
    Ушеля 16.01 в 13:08

    я читал "русское поле эксперементов" - ничо так.