igor_funt Игорь Фунт 11.01.23 в 09:03

Обзор фильма «Улыбка» / Smile (2022)

«Однажды ты увидишь “Это”, но будет поздно…»

Режиссёр/сценарист: Паркер Финн

Актёры: Сози Бэйкон, Кайл Галлнер, Джесси Ашер, Робин Вайгерт

Оператор: Чарли Саррофф

Композитор: Кристобал де Веер

 

Знаете, дорогие друзья, я не любитель ужастиков как таковых, особенно в массовом секторе: неостановимом конвейерном потоке. Прекрасно понимая, что жанр «Хоррор» — гигантская индустрия с огромной фан-зоной перед сценой, где творится «Зло» с большой буквы.

Тем не менее каждый проект — отдельная чудесная галактика: Млечный Путь в мириадах звёзд. И всегда находятся жемчужины даже и в илистом дне, для них не приспособленном.

Такой жемчужиной я бы мог назвать сей без преувеличения роскошный, богатый эмоциями хоррор. Учитывая пять факторов, мной отмеченных: режиссура-сценарий, актёрское мастерство, музыка + операторское искусство. Оценка: пять из пяти возможных!

Отложив в сторону блестящие музыку с операторской работой, сделавшие не менее чем треть атмосферы ленты, приступим…

 

Формула успешного триллера, в общем-то, несложна. Это — чтобы ужас не перешёл в дешёвую страшилку. Плюс — трогательно-сердечная история. Вот и всё. Но — не всё так просто, как мнится на первый взгляд…

В хорошем качественном фильме встроено ещё и множество подкастов-подсмыслов. [Тут и чисто бытовые проблемы — эгоцентричность-приспособленчество, эгоизм. И бывший супруг, и помолвка. Запутанные отношения с сестрой.] В том числе вшитые в сюжет нарративы психиатрии, настоящее врачебное расследованное: природа травмы, посттравматический синдром, влияние на организм антидепрессоров. Что-то из детских обид — на уровне подкорки...

И это — сильно давит на психику зрителя. Засасывая, втягивая — подобно чёрной дыре, заволакивающей в себя сопротивляющиеся вовне галактики. Заставляя страдать дальше, дольше, — лишь бы избавиться от чувства неловкости от того, что с первых секунд просмотра поймал себя на беспричинном(!) страхе.

Ничто не трогает впечатлительную публику сильней, чем холодно-серые декорации больницы. Точнее, психиатрической неотложки, где трудится главная героиня — д-р Роуз Коттер (актриса С. Бейкон). Куда «горячих» пациентов завозят отовсюду. С этого начинается картина.

Сценарий, кстати, многослойный. Нерезонно описывать, — т.к. внимание сосредоточено на внутренних переживаниях героев, не на экшн. (Чего в избытке, чессговоря.)

Например, молодая девушка-доктор, кандидат наук, попадает в эту клинику, — прекрасно понимая: с ней творится что-то неординарное. «Ненаучное»: не вмещающееся в строгие медицинские рамки.

Видит то, чего нормальный здоровый человек видеть не может. Но — она уверена, что ни в коем случае не больна!

Задаётся вопросом: почему с ней, учёным, такое происходит? Ответа нет. Точнее, ответ есть, и он — ужасен. Неадекватное поведение кончается изощрённым самоистязанием.

Режиссёрская находка П. Финна налицо — в фильме орудует некое «нечто». Вроде бы апробированное, даже «затасканное» в кавычках кинематографом: «Оно»-2014, «Бабадук»-2014, «Прочь»-2017, целая серия «Звонков», 2002—2017. Но нет — тут другое. Исподнее. Глубинное. Оттого — ещё более враждебное. Страшно-мучительное. До дрожи в коленках.

Проблема же как раз в том, что соседствующие по лечебнице коллеги д-ра Коттер пытаются повернуть «психо»-инцидент в профессиональную колею. Мол, поскольку на твоих глазах ушла из жизни больная, — значит, сегодняшняя ситуационная оценка очередному пациенту — пристрастна. Просто заряжена на негатив. Ты — в панике от вчерашнего.

Дескать, иди выспись — и всё пройдёт. Доктора́ не вправе уподобляться своим клиентам-параноикам: в плане поведения.

Увы, так могут говорить люди, не заражённые «Им». А инфицирует «Оно» отнюдь не всех…

«Оно»

Тут уместней по пунктам:

  • Не галлюцинация. Не призрак. Не паранормальность. «Оно» завладевает мозгом жертвы;
  • Похоже на разных людей, знакомых-незнакомых, неважно;
  • В «Него» никто не верит, кроме «инфицированного»;
  • Вмещает в себя одновременно сонмы личин, меняя их как маски (ещё не стало страшно?);
  • И — не секрет, судя по названию — «Оно» улыбается. Сказать, что лыбится жутким кровавым оскалом — значило бы не сказать ничего.
  • Овладев тобою раз, уже не отпустит. Посему с первых мгновений вселив в персонажей ленты и «несчастного» зрителя страх, — «Оно» держит в напряжении до финала.
  • Научный факт: психический недуг передаётся по наследству (у героини мать кончила самоубийством). Что только усложняет ситуацию.
  • У заболевших «Этим» отшибает, переворачивает с ног на голову память, — будто перетасованные карты. С ними трудно спорить, что-то доказывать. Убеждать.

В итоге (по сюжету) главной героине дают оплачиваемый отпуск: «…отдохни чуток, займись собой».

Она же — стараясь мыслить аналитически — нащупывает следы аналогичных смертельных эпизодов. В надежде найти «разумный» выход. Ведь окружающие ей не верят.

 В перерывах между приступами «бешенства» Роуз постепенно и трезво выискивает связь меж убийствами, схожими одно с другим. Каким образом «Это» изливается от человека к человеку. Как включается момент, когда — щёлк!! — реальность становится инобытием? — И наоборот.

Оказалось, что транзит «сумасшествия» вершится в минуты самоубийства очередной жертвы. [Не имевшей ранее суицидальных наклонностей.] И тот, кто невольно окажется свидетелем трагедии — следующий носитель «сущности»: автоматически.

Копая далее, Роуз внезапно обнаруживает единственно спасшегося «заражённого». Который поведал, что именно надо сделать, дабы избежать смерти от проклятия. «Прокажённый» тянул срок за убийство.

Освободиться от анафемы

Есть ли оттуда выход, — даже философу не понять: — откуда «оттуда»?! Поистине, нерешаемый вопрос.

То, что наука объясняет пока не все явления бытия — факт. Планета извека смирилась с параллельной жизнью естествознания с теологией. Ну, вроде как Бог, Дьявол, ангелы-демоны — обретаются сами по себе: в преданиях-легендах и священных книгах. Но…

В том-то и дело — фильм ставит дилемму, как смириться с тем, чего нет? И что, какие силы влияют на «приговорённых» в действительном, не шизоидном, мире? [«Сущность» может в реале задушить кота и подбросить его гостям в разгар вечеринки.]

Более того, это «что-то» — апокалиптически злое, отрицательное до вселенского мороза: абсолютного нуля. Холодне́й нету в принципе. «Оно» — непознаваемое, невидимое. Внутренняя хтонь внеземного вакуума.

Оттого становится страшно с увертюры картины. Чего обычно не бывает в ужастиках, подогревающих публику постепенно: до кипения. Вследствие чего каждый операторский кадр (а они, повторюсь, великолепны!) — вынуждает трепетать в ожидании-предвестии склизкой жути. Жирно стекающей по лобовому стеклу авто.

Что это — злой дух, неведомая доселе энергия, былинная хтонь? — нам неизвестно.

В свою очередь, в психиатрии есть определение галлюцинаторному бреду — паранойа, параноидальность, панические атаки etc. Что давно растолковано в мед. учебниках и вполне поддаётся лечению. В отличие от неестественно жёстких происшествий кино, представленного на суд фанатов «жареного».

И стержневое.

Если «Оно» рядом: кричать, убегать, звать на помощь бесполезно. Сторонний обыватель ничего не ощутит. «Его» обнаружит тот, кто должен. Пока не получит посылку из мёрзлого вакуума смерти… — морга преисподней. Эту «улыбающуюся» способность лицезреть то, чего не хотел бы коснуться ни за что на свете!! Но увы…

Повстречавшись с «Улыбкой» раз, — ты непроизвольно ищешь «сущность» везде, где находишься: гуляешь-работаешь, отдыхаешь, кушаешь, спишь, в конце концов. Понимая, что той старой благополучно-спокойной жизни уже не будет никогда.

 

Alles… Страх закрался, и выхода нет. «Он» — пришёл.

#creativemarket #что_смотреть #обзор_фильма #хоррор #ужастик #улыбка

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 10
    7
    202

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • jatuhin

    Спасибо. Надо глянуть. В данном жанре редкие удачи 

  • max_kishkel

    Текст понравился, но я его бросил читать сразу, когда дело дошло до подробностей. Иначе будет не интересно смотреть фильм. Вообще, бывают ли обзоры без пересказа? Или это уже не обзоры? Прошу разъяснить. 

  • udaff

    Макс Кишкель 

    Ну, если не рассказывать, о чем фильм, то как вообще писать обзор?

  • chey_tuflya

    Дмитрий Соколовский 

    Можно тормознуться в пересказе сюжета на определенном этапе. Тут, мне кажется, автор слегка передознул количество инфы о фильме.

    Что, конечно же, не умаляет  достоинств обзора.

    И да, я тоже научился останавливаться в прочтении обзоров, если там присутствует спойлер (в том случае, если буду смотреть).

  • chey_tuflya

    Если это "стол заказов", то попытка весьма удачна.

  • udaff
  • horikava_yasukiti

    Уже давно этот фильм на горизонте маячит. Всё руки не доходили глянуть. Ваша рецензия сподвигла. Потом, не исключено, что напишу антирецензию (или не напишу).

  • Arhitector

    Застилать простыни - легко, читать - тяжело (©). Не всегда количество текста переходит в качество (не ©).

    Касаемо фильмо́шки - не люблю ужастики. Говорил уже об этом: мне кажется, их снимают психически больные люди для психически больных людей. Более того, в ряды психически нездоровых массово вовлекаются психически здоровые, решившиеся взглянуть "из интереса".

    Короч, явно не моё. И вы - не кушайте такое. Козлёночком станите.

  • igor_funt

    Arhitektor 

    да. я б не стал смотреть