igor_funt Игорь Фунт 10.01.23 в 15:22

Париж живёт женщиной

Небольшое эссе к 140-летию А.Толстого

Париж начала XX века… Это что-то особенное, необъяснимое, не поддающееся прочтению и осязанию. Ну помилуйте, как можно осязать воздух, как можно рассказать ощущение, как можно рассказать любовь? Гийом, Аполлинер, Пискассо, Сальмон, Макс Жакоб, Маноло, Поль Фор, Модильяни… — все они пытались это сделать: рассказать Париж начала века. Красками, глиной, словом. Рассказать Любовь с большой буквы.

«Меня ошеломляли пивные, рестораны, кафе, кареты и вечное лихорадочное оживление Парижа. У меня было ещё очень мало знакомых. Когда я усаживался в каком-нибудь кафе или баре и смотрел на женщин, они мне внушали скорее удивление и восхищение, чем желание, — и я не смел к ним подойти», — описывал своё первое свидание с Парижем «певец Монмартра» Франсис Карко.

Монмартр, бульвар Клиши, бульвар Сен-Мишель со множеством литературных мест. (Что в Питере только в зачатке — в виде замкнутых кружков «избранных».)

В парижские уютные кафе ходят для того, чтобы встретить приятелей, посудачить о политике, поспорить, посмеяться. Насладиться чьей-нибудь «французской странностью».

Так, в кафе «Вашете» на бульваре Сен-Мишель работал официант по имени Клод. Он прославился тем, что показывал свежеиспеченным посетителям продавленный диван и говорил: «Здесь сидел господин Верлен». — Тут же повествуя про него какую-нибудь байку.

Завсегдатаи забегали сюда именно за тем, чтобы вкусить очередной экспромт про Верлена. Которые халдей, скорее всего, просто выдумывал. Но выдумывал великолепно! Раз за разом присовокупляя к биографии поэта новые превосходные, — но, увы, несуществующие страницы.

А если вы прямо сейчас заглянете в «Клозери де Лиля», — то увидите Поля Фора. Непременно что-то пишущего, сняв и положив рядом сомбреро. Чёрные масляные волосы как всегда причёсаны в пробор. Галстук, заколотый блестящей булавкой, скрывает, очевидно, плохое бельё (до белья ли ему?).

Вдруг вынув листки из кармана, он их цепко просматривает, синхронно стреляя взглядом в пространство заведения, на нарядных гостей. Глаза у него не то чтобы старые, усталые, — а как-то преждевременно стосковавшиеся, что ли. Такие бывают у грудных детей и собак. Да… забыл добавить, что это кафе — его. Он тут хозяин и владелец.

По вторникам здесь собирается богема — многочисленные сочинители, художники. Спорят о пользе или вреде «научной» поэзии, изобретённой Рене Гилем. Восхищаются фантазией Сен-Поль-Ру. Ругают издателя «Меркюр де Франс».

Безмерно пьют, полемизируют, дурачатся напропалую!

Поль Фор, расхаживая от возбуждения вперёд-назад, несметно выплёскивает истории. Тут же громко хохочет, без удержи вливая в себя стакан за стаканом. Непосредственный как дитя, обнимается со всеми по очереди.

Надо слышать, как этот «король поэтов» импровизирует после полуночи в своём королевстве. Выдавая стих за стихом, балладу за балладой. Коих — о боже! — он никогда не записывал. Надо слышать, чтобы понять: — что такое богатство можно тратить без счёту. Не боясь (ведь впереди — вся жизнь!), — что богатство оскудеет. Что Любви хватит на всех.

«Париж живёт женщиной… Париж живёт женщиной… Париж живёт женщиной…» — в прострации повторяет А. Толстой в конце 1908-го. Вынужденный покинуть этот уголок земного рая, который через два года станет второй Венецией из-за мощнейшего наводнения. Где он (в свои тридцать!) числится «молодым автором». И куда он, конечно, ещё не раз вернётся.

Толстого никто не знает. Его не знает Франция увертюры XX столетия. И у него всё-всё, абсолютно всё ещё впереди — разочарование, падения, счастье, слава, прозрение, взлёт… Сталин.

#алексейтолстой #париж #писатель #монмартр #польфор #поэзия #веселье #богема

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 7
    6
    121

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • vpetrov

    Париж двадцатых вызвал у гр. Толстого неколько иные чувства.

  • Arhitector

    Игорь, умеете Вы всколыхивать... . Талант!) Подумал... а ведь и правда интересно понять.. чем живёт каждый город. Если Париж живёт женщиной... то чем живёт, например, Петербург-Ленинград? Москва? Лондон? Нью-Йорк?... Наверное это можно сказать, только пожив достаточное время в том или ином городе. Вот например мой город живёт ...(задумался на пару минут) студентами, университетами и сильной купеческо-дельцовой традицией. А ваш, уважаемые читатели?

    Однако, дорогой мой, Вы слишком уж идеализируете Париж тех лет начала 20 века. Вот что писал упомянутый Вами А. Толстой в целом о периоде своей эмиграции (1918 -1933 г.). "...В открытом письме Николаю Чайковскому (1922 год) Алексей Толстой писал: «В эпоху великой борьбы белых и красных я был на стороне белых. Я ненавидел большевиков физически. Я считал их разорителями русского государства, причиной всех бед». Однако жизнь вдали от родины была для него невыносима: «Жизнь в эмиграции была самым тяжёлым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины, невесомым, бесплодным, не нужным никому ни при каких обстоятельствах»".

    Хотя я в целом соглашусь, что сбежавшие из страны интеллигенты-эмигранты - сделали весомый вклад в развите русской культуры и наук (отчасти - используя тоску по родине как движущую силу своего творчества, отчасти - находясь просто в относительно спокойной обстановке, среди сотен таких же сбежавших) - тем не менее им жилось и не сладко, и нелегко.

    Не верите? Берите загранпаспорт в зубы и свалите-ка из страны на годик-другой в Америку, или в любую европейскую. Думаете, там вас ждут с распростёртыми объятиями, виллой и пятиразовым питанием за казённый счёт?)

  • Gorinich

    Arhitektor 

    Зависит от визы, от страны и умения попасть в нужную волну. В Европе с цыганами носятся. У них по 2-3 гражданства, куча фондов, им помогающим, и ... Украинские живут бесплатно, их кормят, у них все базовые социальные гарантии. И материальная помощь в огромном количестве.

  • natalya-bobrova
  • Gorinich

    Сразу вспомнилась "Колетт"... И "Парижанка" еще

  • bastet_66

    Красиво, печально. Наверное, именно так видит Париж творческий человек. В каждом взмахе пера автора – тоска по Родине. Одиночество в толпе незнакомых, чужих по духу людей. И надежда на то, что у него еще все впереди. А сколько восхищения от увиденного! Просто реально представляешь себя на этих улочках и в уютных кафе.