Джек Лондон, "Мартин Иден"

Я научился читать в пятилетнем возрасте. Спасибо бабушке. С тех пор я читаю и читаю. Художественная литература всевозможных жанров: приключения, мистика, фэнтези, фантастика, сказки, эзотерика разного толка, околонаучные издания и справочники, даже пара-тройка любовных романов — всё это я поглощал ещё до совершеннолетия. Были годы, когда к беллетристике я не прикасался, отдав всё своё время и силы постижению научных дисциплин. И всё равно читал — учебники, научную литературу, познание эзотерической теории и практики шло параллельно.

Сегодня я счастлив, что дожил, что дозрел до таких книг, как "Мартин Иден" Джека Лондона, "Источник" и "Атлант расправил плечи" Айн Рэнд. В них прославляется Великий Человек! Не полубог, не сверхъестественный герой, не маг, но Человек, которым хочется восхищаться, чьи намерения, размышления, устремления и действия высокого полёта.

Читая "Мартина Идена", я сохранил себе десяток цитат, каждый раз поражаясь точности и глубине мысли. Цитаты длинные, но их нельзя лишать и строчки — так они прекрасны и цельны в своём естественном написании. Они бьют прямо в сердце. Я в восторге!

У людей, благодаря природному свойству экономичности нервной системы, есть склонность быстро привыкать к новым стимулам и раздражителям. И независимо от их уровня развития, социального класса, направления основного внимания, у многих рано или поздно наступает момент пресыщенности, когда "шарики не радуют". Людям становится скучно, кажется, что уже всё испробовано, всё изучено, начинается прогон того же колеса по новому кругу. Мозг жадничает выбрасывать дофамин на старые триггеры. У кого есть возможность, те начинают погоню за дофаминовым выбросом, ищут новых ярких эмоций — с помощью веществ, с помощью разных развлечений. Чаще это дорога в один конец, особенно если себя не тормозить. Дальше начинаются извращения разного толка. Противовесом может служить нарочное волевое дофаминовое голодание. Но это немного оффтоп и по объёму достойно отдельной статьи. Всё это я веду к тому, что в какой-то момент кажется, что в книгах можно найти что-то интересное, весело, либо полезно и познавательно провести время за чтением — в зависимости от жанра издания. Но ярких вспышек восторга не ощущаешь. Зажратость — она такая.

Труды Стивена Кинга и Генри Лайон Олди для меня почти все сродни реликвии. Они глубоко философские и эзотерические, несущие фундаментальные глубокие истины и символы. И от них и не ждёшь другого. И потому я ощущал двойной восторг, когда читал незнакомую мне ранее Айн Рэнд, читал знакомого Джека Лондона, узнавая его с новой стороны, и увидел масштаб, размах и величие персонажей!

Радостно встретить высокоинтеллектуального умного человека, умеющего зрить в суть вещей, с широким кругозором и щедрыми взглядами, допускающими многообразие человеческих мнений и точек зрения. Прекрасно встретить человека, тем или иным качеством которого хочется восхищаться. Редко и чудесно встретить эзотерика-проводника, который выдаёт свои идеи, свои размышления, своё творчество, особенно если это всё резонирует тебе. И удивительно приятно встретить Великих Людей в качестве персонажей книг. Мартин Иден — один из них.

Конечно, без резонанса с главным героем романа Лондона у меня бы не родились столь бурные эмоции. Но я снова будто глядел в зеркало, читая слова и мысли Мартина Идена. Да, он тоже начинающий писатель, вкладывающий частицы своей души, себя, настоящие эмоции и чувства в священные символы текста. И он долго был не признанным редакторами, этими любителями азартных игр без риска с подкупленным крупье.

"Руфь мигом приметила противоречие в словах возлюбленного и обратила это против него.

— Но, Мартин, если так, если все двери на запоре, как ты сейчас убедительно доказал, откуда же взялись знаменитые писатели?

— Они достигли невозможного, — ответил он. — Они работали так блистательно, с таким огнем, что испепелили всех, кто стоял на их пути. Успех каждого из них – чудо, выигрыш там, где ставка тысяча против одного. Они добились успеха потому, что они закаленные в битвах гиганты Карлейля, против которых никому не устоять. Вот и я, я должен достичь невозможного".

И в своём писательском творчестве, и во вдохновенных муках, и в настоящести вкладываемого в произведения, и в честности перед собой, и в бесславности Мартин близок мне и мил сердцу. Единственно, что я не настолько идеалист и романтик, желающий жить впроголодь в ожидании, когда же, наконец, его неблагодарный труд окупится. Вполне себе можно иметь заработок на более приземлённом поприще и параллельно писать. Особенно, как в моём случае, когда творить постоянно не получается (в художественном жанре), а только в  периоды щедрости Музы, что сбрасывает иногда горящие Идеи.

Когда я читал это прекрасное творение Лондона, в памяти всплыла ассоциация со старым фильмом "Газонокосильщик". Там один учёный ставил инъекции экспериментального препарата (как в тему здесь моё недавнее сравнение книг с ампулами мутагена) для увеличения интеллекта слабоумному косильщику лужаек. И тот постепенно превратился в сверхчеловека. Этот сюжет во многом списан с романа Дэниела Киза "Цветы для Элджернона". Так же и Мартин Иден, получивший невероятный стимул в виде любви к Руфь, начал ускоренно работать над собой, стал поглощать неимоверное количество книг, впитывая их, как губка. Причём, он не просто механически прочитывал: каждая книга вплеталась нужной на своём месте прочной нитью в мировоззрение Мартина. И он начал писать, имея богатейший для своих молодых лет житейский опыт. Руфь, конечно, так себе дамочка, с пустой душой и плоскостью суждений, что автор не раз подчёркивает. Но она сыграла свою роль как ключевой триггер для рывка Мартина в развитии.

"— Ты был такой же как все, парень, — усмехнулся Мартин. — Ничуть не нравственней и не грамотней. Ты думал и действовал не по-своему. Твои мнения, как и одежда, были скроены по тому же шаблону, что у всех, ты поступал так, как считали правильным другие. <... > Ну вот, прошли годы, что же теперь ты об этом думаешь? Словно в ответ, видение мигом преобразилось. Шляпу с широченными полями и двубортный пиджак сменила не столь топорная одежда; не стало грубости в лице, жесткости во взгляде; и лицо, очищенное и облагороженное общением с красотой и знанием, просияло внутренним светом".

За рекордно короткие сроки Мартин преобразился. Это было сродни чуду, в чём можно осмелиться подозревать излишне богатую фантазию автора. И я бы так подумал, если бы не видел подобные изменения вживую. Я наблюдаю за собой, за неофитами и адептами, моими братьями и сёстрами по духу, и отмечаю, какое чудесное преображение произошло с нами всеми всего лишь за несколько лет. А разгадка в огромном потенциале. Мартин Иден — обладатель великой души, у него огромные заложенные способности, и эти зёрна уже были в нём, нужно было только посадить их в благодатную почву и полить... И вот перед нами уже величественный лес огромной мудрости и величия Человека.

Да, безусловно, протагонист романа ещё был подобен подростку, он жаждал спорить, мечтал доказать правоту свою и выбранных кумиров, не позволяя великодушно всем катиться в свою могилу. Но все проходят через эту стадию. И в какой-то момент устав от жизни, герой вошёл в Долину Теней, ускоренно двигаясь к смерти. Он быстро развивался с невозможной для большинства скоростью, он вспыхнул и погас, как метеор, всю тягу к жизни исчерпав за раз. И его выбросило в некоторое безвременье и пустоту, где он не мог найти себя и покоя — а этому тоже надо учиться, и, бывает, немало лет.

"Многие знания — многие печали" — я не устану повторять этот афоризм. Легко жить, когда кипят страсти, когда цели горят и манят перед взором, когда желанны. А ты найди в себе силы жить, потому что надо, потому что должен, закинь своё мелкое эго куда подальше и живи! Живи, твори, меняйся! Найди в себе силы гореть, когда всё потухло, отыщи глубинные резервы духа и воспрянь, научись ставить новые рубежи и цели, живи вопреки пустоте и нежеланию жить, в конце концов, роди в себе мужество бороться дальше! Или сумей упрямо переждать пустоту, если того требует логика затишья внутреннего и внешнего мира. Вот в этом огромный труд и достижение.

"Надежды и тревоги

Прошли, как облака,

Благодарим вас, боги,

Что жить нам не века.

Что ночь за днем настанет,

Что мертвый не восстанет,

Дойдет и в море канет

Усталая река".

Суинберн, "Сад Прозерпины"

P. S.: признаюсь, когда я читал книгу, меня разрывало двоякое чувство: с одной стороны я получал несравнимое удовольствие, и хотелось его продлить, оттянуть момент полного прочтения и прощания с Мартином. С другой стороны, почувствовав вкус к описываемым в романе событиям и людям, я разогнался, я закидывал целые главы в своё горнило, скорость чтения достигла предельных величин. Я стремился испить эту чашу до дна в один миг. В таком же раже я проглотил "Атлант расправил плечи" за шесть дней.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 5
    5
    105

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bitov8080

    Закинула в свое горнило и этот обзор. Благодарю

  • swordfish

    Я обычно говорю так: Меньше знаешь, крепче спишь. А выражение Соломона употребляю гораздо реже.

    Тоже когда-то давно писал о своем опыте знакомства с этой книгой

    http://litprom.ru/thread42011.html

  • udaff

    Вы не одиноки — я тоже в пять лет вовсю читал самостоятельно. 

  • chey_tuflya

    Выбраны далеко не лучшие цитаты. Но это дело вкуса.

    В обзоре/рецензии присутствует элемент самолюбования

  • crazyfrog

    На мой взгляд, из всех романов Лондона самый удачный "Мятеж на "Эльсиноре". Он написан так, что понимаешь, автор это видел сам. А "мартин Иден".... Ну простите меня, но скучноватый сюжет, картонные персонажи, которых не видишь. Я думаю, что автор им не сочувствует. Не зря в конце он просто топит своего героя в океане. Это произведение из того же ряда, что и "Время-Не-Ждет" и "Маленькая хозяйка большого дома". Написано потому что надо. (Как известно, Лондон сам себе залавал дневной урок - написать во чтобы то ни стало столько-то слов0. Ну вот и результат.