Герман Гессе, "Степной волк"

Мы будем играть, пока есть силы. А потом… будем играть дальше!

Я снова взялся за перо, дабы излить накопившиеся переживания и мысли при прочтении проблеска из другого, "немещанского", мира, что приобрела во плоти форму книги с названием "Степной волк".

Читаю я довольно быстро и немало, периодически впадая в библиозапой, когда триста страниц с экрана телефона буквально проглатываю в течение одного дня и всё равно не пьян. В иные дни, бывает, цежу свой наркотик из бесконечного источника Логоса и Нуса понемногу, не торопясь. В любом случае общее число книг, прочитанных за сорок лет, не поддаётся подсчёту. И только некоторые цепляют настолько, что хочется оставить на них отзыв.

Какие-то произведения читаются с трудом, без должного упоения, лишь бы ознакомиться. Некоторые — например, труды моего любимого Стивена Кинга — неизменно приятны и теплы, будто при их прочтении я поговорил с близким другом или братом. Но даже многие сокровенные оккультные истины, которые умудряется поместить Кинг в свои творения, которые вызывают во мне живейший отклик и интерес, не сподвигают меня написать полноценный и развёрнутый отзыв с обилием собственных рассуждений. Потому что Стивен Кинг пишет художественную картину, добавляя в неё мистические и эзотерические мазки. А по моим струнам души гораздо сильнее ударяют эзотерические трактаты, подёрнутые вуалью художественной прозы. В "Степном волке" чуть ли не в каждом абзаце я встречаю идеи, бьющие не в бровь, а в глаз. Хочется встать и крикнуть, что всё так и есть, нельзя было написать точнее! Хочется броситься к автору в любое из времён, где он проживает, и горячо пожать ему руку, выказать почтение, заглянуть в глаза и сказать: "Ты брат по духу мне! Возблагодарю безмерно за твой нелёгкий труд, за маячки для посвящённых, что разбросал ты по пространству мыслей между слов..."

Люблю себя любимого. Потому, чувствуя духовную и душевную близость к главному герою Гарри Галлеру, сейчас пишу эти строки. Я вижу себя в нём, не идентичность, но значительную схожесть.

«Если всякая сила может (а иногда и должна) обернуться слабостью, то типичный самоубийца может, наоборот, превратить свою кажущуюся слабость в опору и силу, да и делает это куда как часто. Пример тому и Гарри, Степной волк. Как и для тысяч ему подобных, мысль, что он волен умереть в любую минуту, была для него не просто юношески грустной игрой фантазии, нет, в этой мысли он находил опору и утешение».

В протагонисте романа, в описании его внутреннего мировосприятия как центрального стержня истории можно выделить три основные черты, его характеризующие: это сильная инаковость, отчуждение от людей, это сильная тяга к разрушению и саморазрушению, которая логично выливается в тягу к самоубийству. Как мне это знакомо. И отдалённость от людей, и пропасть, которая с годами только увеличивается, если не предпринимать никаких шагов по сближению. И равенство, а то и преобладание мортидо над либидо, танатоса над эросом, тяги к смерти над тягой к жизни. Действительно, хочется уничтожить всё вокруг в соответствии с внутренним кричащим диссонансом и несогласием, как устроена жизнь и люди. Сильная тяга к деструкции и уничтожению направляется и на себя, когда ты просыпаешься с утра, а первая мысль нашептывает спросонья: "Когда ж я сдохну?.." И мысль эта порождена даже не усталостью от постоянной борьбы, а от того, что периоды боёв с судьбой и самим собой затягиваются в равновесной внешней неподвижности, и ты не видишь хотя бы промежуточных побед, ощущаешь своё никчёмное бессилие.

Выражаясь языком древней науки астрологии, я бы назвал Гарри Галлера восьмидомником, скорее всего, у него стеллиум в Скорпионе. Большая вероятность, что управитель первого дома в восьмом доме или управитель восьмого дома в первом доме. Силён в нём и Хирон в восьмом доме с его вечными незаживающими ранами, особенно в аспектах с Нептуном, который усиливает ощущение боли от жизни в разы. А ещё, что скорее всего, несколько планет находятся у Гарри в самоубийственных градусах. Да и Сатурн своими напряжёнными аспектами на минорные планеты приложил руку к страдающему и мрачному мировоззрению главного героя. Путь, отмеренный судьбой такому человеку, напоминает полосу смертельных препятствий, при прохождении которой герой неоднократно гибнет, страдает, мучается, терпит, совершает великие жертвы, воскрешает вновь и продолжает свой нелёгкий квест. Немало постов и статей я написал про жизнь как тренировочный плацдарм, про  сильный танатос и возможность прервать воплощение, принеся себя в жертву, уходя из-под действия кармического закона о самоубийстве. Я понимаю главного героя, я слышу его мысли как свои. Но не разделяю полностью.

«…значит, я — сумасшедший, значит, я и есть тот самый степной волк, кем я себя не раз называл, зверь, который забрел в чужой непонятный мир и не находит себе ни родины, ни пищи, ни воздуха».

«Всегда так, как сегодня? Всегда мир только для политиков, спекулянтов, лакеев и кутил, а людям нечем дышать?»

Если вы чувствуете отчуждённость в человеческом обществе, если вы ощущаете свою инаковость с самого детства, если большинство ваших идей, интересов и устремлений слишком далеки от обывательских и мещанских, то впору задаться вопросом: "Какова цель?" Почему вы, такой особенный и странный, выбивающийся из общего ряда, родились здесь, в месте и времени, где вы чувствуете себя одиноким и чужим, почему вы не дома? Найти точный ответ будет означать половину дела. Вторая половина — неуклонно следовать целевому вектору этой ответа.

Причин рождения в человеческой расе при одновременном невероятно сильном чувстве собственной чуждости может быть несколько:

1) вы посланник далёкой звездной расы, прибыли сюда совершить свой вклад в дело эволюции человечества;

2) вы старая душа, близко подобравшаяся к Вознесению и поэтому далеко убежавшая от среднего человека и его жизни;

3) вы родом из далёкой высокоразвитой расы, но плохо себя вели, поэтому здесь вы в тюрьме в наказание. И у вас есть обязательные работы в количестве N-трудолет;

4) вы старая или неместная душа, но вам нужно получить опыт взаимодействия с большим количеством людей, научиться жить среди них, отдавая себя, пусть даже это непросто и не всегда приятно.

Пункты 1, 2 и 4 могут быть в одном флаконе.

«Погоди, я дам тебе кусочек от этой славной ножки, ты увидишь. Вот так, открой-ка рот!.. О, какое же ты чудовище! Боже, теперь он косится на других людей, не видят ли они, что я кормлю его с вилки! Не беспокойся, блудный сын, я не опозорю тебя. Но если тебе непременно нужно чье-то разрешение на твое удовольствие, тогда ты действительно бедняга». 

Станьте богом самим себе, найдите и почувствуйте прямой канал связи со своим Высшим Я. После этого ваш путь в его особенности будет виден чуть яснее, будут понятны личные критерии эффективности и недейственности, индивидуальные градации пагубных и полезных, добрых и злых мыслей и поступков именно для вас. Тогда вы сможете позволять себе многое и будете  запрещать себе тоже немало. Но без оглядки на шаблоны и традиции социума, без опасливого преклонного взгляда в сторону обобщённых и усреднённых норм известных религий. Вашим главным судьёй будет ваш Дух! И любое деяние вы станете рассматривать с точки зрения личной полезности, нейтральности или вреда для Него и, соответственно, для вас.

«Разве идеалы существуют для того, чтобы их достигали? Разве мы, люди, живем для того, чтобы отменить смерть?»

Вспомнился мне кстати или некстати постмодернизм, вечные отсылки и цитаты к нетленным творениям прошлого. Я и сам сыплю аллюзиями и изречениями из прочитанного или увиденного, причём, зачастую, неосознанно, потому что чужая мысль вросла в меня и стала моей частью, и я уже не помню, где и когда её читал, читал ли вообще, а, может статься, выудил из всеобщего поля идей. Вот и сейчас мне на ум пришло: "У самурая нет цели. Только Путь". Зная концовку одного из отрезков вашей бесконечной дороги, будете ли вы продолжать идти, даже если финиш вам совсем не нравится? Чувствуете ли вы в себе ложное право лишить свой дух на получение опыта, который происходит в динамике, в движении, на Пути, а не лишь в миг завершения, достижения малой цели?

Затевая войну, даже будучи обречённым на поражение, осознанный человек вступит в бой и будет сражаться неистово, до конца, изо всех сил. Потому что победа далеко не всегда стоит во главе угла, а вот качества и опыт, которые приобретёт человек в процессе битвы и в поражении, — бесценны.

В этом аспекте можно рассмотреть любые рабочие прогностические системы, которые проливают свет на тёмное неизвестное будущее — Таро, руны, карты, астрологические инструменты, заказанные вещие сны — и увидеть двойственное значение такого знания для человека. С одной стороны, знание будущего поможет заранее внутренне принять субъективно негативное событие из тех, что невозможно скомпенсировать, отсрочить, искупить или избежать. С другой стороны, нужна большая смелость, сила и выдержка жить и делать то, что должно, зная о неприятной концовке. Потому что таков Путь! Потому что у самурая нет цели, только Путь. Представьте, каково это — жить с ожиданием и осознанием того, что однажды придётся убить свою Любовь, как это было у Гарри Галлера?

«Вы хотите умереть, трус вы эдакий, а не жить. А должны-то вы, черт вас возьми, именно жить! Поделом бы приговорить вас к самому тяжкому наказанью.

— О, что же это за наказанье?

— Мы могли бы, например, оживить эту девушку и женить вас на ней.

— Нет, к этому я не готов. Вышла бы беда.

— А то вы уже не натворили бед! Но с патетикой и убийствами надо теперь покончить. Образумьтесь наконец! Вы должны жить и должны научиться смеяться. Вы должны научиться слушать проклятую радиомузыку жизни, должны чтить скрытый за нею дух, должны научиться смеяться над ее суматошностью».

Желчь и природный яд Степного волка, как он себя называет, переполняя его через край, были направлены на саморазрушение (в силу аспектов планет или же в результате воспитания). Мне ли, заряженному энергиями Скорпиона, не знать об этом. Гарри невероятно мил мне из-за некоторой схожести. Но: я достану своё жало и буду безжалостно тыкать им в слабые места. 

Главный герой по-настоящему напоминает ребёнка, подростка с огромным потенциалом и колоссальным опытом прошлых жизней, который не раскрылся полностью в этой. Он постоянно грел в себе чувство собственной важности, искренне считая себя гигантом духа и мысли, высокоразвитым интеллектуалом. Он презирал плебс и простые развлечения мещанского рода. Но на самом деле — а об этом ему чёрным по белому указали в брошюре про Степного волка — Гарри поднялся не так уж и высоко. Он за свои сорок восемь лет будто карабкался по одной стороне лестницы, ни разу не заглядывая на вторую сторону. Его духовный опыт относительно богат, но при этом сильно узок. А его страдания от ударов жизни?.. Нет, я не испытываю сомнений, что его внутренние мытарства могли быть бесконечно глубокими, разрывающими душу и сердце, что он даже хотел покончить с собой. Но это же слабость — считать, что ты устал от постоянных падений, от препятствий и потерь, от одиночества, и пытаться прервать жизнь тела, чтобы перестать мучиться. Умереть именно так — в этом трусость. Хотя всегда есть вариант умереть во имя любимого бога, найти смерть на поле боя, принести себя в жертву, направить все великие разрушительные внутренние силы не на своё уничтожение, а на развитие, на самые страшные пороговые ритуалы, когда шансы умереть превышают шансы выжить, зато в случае успеха скачок вверх неимоверен, — вот достойный повод и способ закончить с воплощением!

Ведь Гарри даже не обрёл свою Аниму. В духовном плане он одинок, смотрит из своей маленькой и ограниченной бойницы на весь мир, будучи не в силах увидеть Жизнь и Бога во всех проявлениях бытия, пусть даже в самых низких с высоты его личных шаблонов. Да тот же музыкант Пабло в   поверхностной маске с его мелкой музыкой и «дешёвыми однодневками», по словам Галлера, в своей непосредственности и гибкости, в пребывании в настоящем моменте стоит на несколько порядков выше и ближе к Шуту, нежели главный герой, закостеневший в своей псевдодуховной и ложно возвышенной картине мира.

Вот так наш протагонист, неофит духовного пути, уткнувшись в кризис и границу собственноручно выстроенной скорлупы, хотел лишь умереть, не видя возможности двигаться дальше… C'est triste! НО. Так продолжалось до одной поры, до рубежного момента, когда Гарри Галлеру, самоназванному Степному Волку, повстречалась его Анима. Слава всем богам и Провидению, а, может быть, и хранителям, что вели его по судьбе, за такое событие, за столь щедрый подарок! Великая мать в своём светлом и тёмном лике — возможно, это даже была ономэ, кто знает? — взяла Путника за шкирку и в добровольно-принудительном порядке потащила вперёд и вверх, погружая маленького волчонка в ширину и глубину житейского опыта. И он сыграл в Жизнь в миниатюре, прошёл в Лабиринте Теней, изучил сонм собственных отражений в магическом театре, погрузился в Лилу, взрослея быстро, очень быстро, как доступно немногим посвящённым на Земле. Эта музыка будет длиться вечно, господа присяжные заседатели, поэтому рано считать себя уставшим и смотреть на мир с обманчивой вершины всезнания.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 10
    8
    128

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • swordfish

    В 2003 (или 2004) мой рабочий компьютер подключили к интранету. У нас в Казцинке были форумы - официальный и просто для общения. Были разные чатики. Производительность труда похоже очень сильно снизилась )) Хотя может просто время раньше потраченное на другие "рабочие развлечения", стали тратить на общение в сети. Кстати, именно тогда я приобрел первый опыт размещения в сети своих творческих потуг. Один из виртуальных знакомых мне настойчиво рекомендовал прочитать "Степного волка". Но как-то до сих пор не сложилось. Надо, наверное, таки прочитать. Этот парень советовал прочитать Гиперион. Вот его я осилил. И даже перечитывал несколько раз.

    А по тегзду. Когда-то я написал такие строки, чувствуя в душе какие-то неясные томления ))))

    У меня миллионы глаз,
    У меня миллионы лиц
    Я рожденьем своим принес
    Разрушение старых границ.
    У меня миллионы рук,
    У меня миллионы ног
    Я по разным мирам прошел
    Миллиарды различных дорог.
    По Земле мы печатаем шаг
    Нас позвали и мы пришли
    Разжигаем в сердцах людей
    Мы желаний иных угли
    И когда разгорится огонь
    И пожар по Земле пройдет
    Каждый в мире из чаши хлебнет
    Горькой истины сладкий мед
    Небеса нам подарят свет,
    Чтобы видеть, а не смотреть
    Небеса нам подарят звук
    Чтобы души смогли запеть
    Я пишу эти строки тем,
    Кто услышит и кто поймет
    Я пишу эти строки тем,
    Кто в строю свое место займет …


  • USHELY
  • swordfish

    Ушеля 

    Ага. Илион тоже норм зашел

  • USHELY

    Усталый Тракторист 

    я тоже всего хлебнул. слышал ,что фильм хотели снять. на але даже дискусс давно был ,что это невозможно. (хотя ,"основание" же сняли)

  • chey_tuflya

    Ну, тут даже и не знаю что сказать.

    По-молодости я пытался читать всякую мишуру, которая мне активно не нравилась. Просто чтобы развиваться. Потом стал ценить время. Потом устал от "развития" и "времени" и перешел на беллетристику.

    Читать такое сейчас не стал бы под страхом казни.

    Автору сочувствую.

  • plusha

    Чей туфля? 

    Там ещё колоссально от перевода зависит. Первые были крайне неудачные. А эти вот - мне друг хвалил, советовал прочитать - это уже о новых переводах, хороших. Воспринимается уже как совершенно другое произведение. Интересный такой очень феномен.

  • udaff

    Присоединяюсь к комментарию Чей туфля?  

  • jatuhin

    За Гёссе зачот автоматом 

  • Hakim

    Уважаемый автора, астрология не наука. Наука имеет доказательную базу, астрология нет.