«СЕМЬ САМУРАЕВ», Япония, 1954 год
«СЕМЬ САМУРАЕВ», Япония, 1954 год.
Режиссёр: Акира Куросава.
В главных ролях: Такаси Симура, Тосиро Мифунэ, Дайскэ Като, Минору Тиаки.
Всегда тяжело делать обзоры на шедевры. Тем более, когда это шедевр абсолютный и признанный всеми, причём, давно. Тем не менее, это один из моих любимых фильмов, который я смотрел, наверное, раз пятнадцать. Так что почему бы и нет?
«Семь самураев» — один из фильмов, определивших развитие всего мирового кинематографа не только в ХХ веке, но и вообще. Таких фильмов очень мало. Их можно пересчитать по пальцам одной руки. Этот из числа. Каноническим в нём стало всё: режиссура, операторская работа, постановка мизансцен, построение сюжета, раскадровки, и многое другое. Я уж не говорю о том, что этому фильму в принципе бесконечно подражали (и продолжают подражать), снимали на него ремейки (в том числе и сами по себе очень известные, такие, как «Великолепная семёрка»), что именно он (в числе других самурайских фильмов Акиры Куросавы) лежал в основе жанра американского вестерна. Что именно на нём прославился и сам великий японский режиссёр Акира Куросава, и великий японский актёр Тосиро Мифунэ, и многие другие, принимавшие участие в производстве. Но это пояснения. Поговорим о самом фильме.
Чтобы оценить его крутизну в полной мере, смотреть необходимо строго в полной режиссёрской версии на три с половиной часа. Это важно. И это принципиально. Только такой просмотр даст возможность полностью увидеть и оценить ту панораму, которую автор вам показывает. Фильм мрачный. Потому, что время и ситуация, показанные в нём, неимоверно мрачны. Заканчивается период Сэнгоку — самый чёрный момент в истории Японии, столетняя война всех против всех. А это вырезанные города, целые опустошённые области и банды бывших солдат и опустившихся ронинов, терроризировавшие население. И вот одна из таких банд грабит деревню. Раз за разом. Мучает людей, уводит женщин в рабство, отнимает урожай. Власти нет. Управы нет. Люди один на один с этим. В один прекрасный момент крестьяне понимают, что больше так не могут, собирают всё, что у них есть, и отправляют в город людей, чтобы нанять самураев. Они хотят дать отпор. Такова завязка сюжета.
А дальше разворачивается та самая картина, в которой, по сути, счастья нет ни у кого. С одной стороны, самураи. Которые не знают ничего, кроме бесконечной резни. Родители которых уже несколько поколений участвуют в бесконечной бойне (многие из них поколениями же не знали своих отцов — те просто не доживали до их осознанного возраста). И которых впереди ничего хорошего не ждёт. Потому, что замки, деньги и слава — всё это у даймё. У тех, кто во главе. А простые самураи — это расходный материал. Тем более те, кто стал ронинами — то есть потерял господина. А тогда это было запросто. Вот уж кто действительно был никому не нужен. С другой стороны, крестьяне. Которые ненавидят самураев. Которые грабят и добивают раненых на всех полях сражений. Для которых самурай — воплощение всего плохого в их мире. Потому что самураи вытаптывают поля, сжигают деревни и убивают. Для крестьян они ничем не отличаются от тех же бандитов. Ну, или почти ничем. И вся их надежда как раз на это «почти». А с третьей стороны бандиты. Которые, по сути, те же самые самураи и крестьяне. Просто перешагнувшие грань, отделяющую человека от твари. А это не так уж и тяжело. Можете мне поверить — я на войне на таких насмотрелся. И вот на всё это ты смотришь. И всё это показано ярчайших красках, даром что фильм ещё чёрно-белый.
Режиссура и актёрская игра — отдельный момент. Как минимум, сцена, где Тосиро Мифунэ в роли Кикучиё произносит свою дико эмоциональную речь о крестьянах и самураях. Это вообще драматургическая классика. А есть ещё сцена с женщиной в доме бандитов. Когда она просыпается и понимает, что дом горит. У неё ведь по сценарию даже слов нет. Ни единой реплики. Она всё играет лицом. Но как играет! Сцена длится меньше минуты. Но ты понимаешь всё. Вообще всё. И это настолько пронзительно, что вот я сейчас пишу, а у меня реально мороз по коже и ком в горле. Там вообще много такого — того, что без слов. Ну, или финальная сцена, где Камбэй и Шичиродзи беседуют (мол, снова мы с тобой выжили), а потом стоят перед холмом и смотрят на могилы. Они вообще спиной стоят. Но какая это выразительная сцена. Тот случай, когда всё «сыграно затылком».
Я даже не знаю, что добавить, ребята. Этот фильм категорически смотреть. Тем более, если вы его не видели. А если видели — пересматривать. Он из тех, которые можно смотреть много раз. Так что хорошего просмотра, друзья.
-
Эх, кто б еще, япона мать, "Легенду о Нараяме" обозрел... Я б почитала )))
-
-
Года три назад пересматривала, пока больше не хочу) А вот Последний самурай можно бесконечно смотреть, особенно сцены боя, они бесподобны. А музыка Циммера, ах. Даже Круз , при всей моей нелюбви к нему, фильм не особо портит, хотя и смотрится как девчонка)
Я бы почитала разбор на На западном фронте без перемен 2022года.
1 -
Анютка бы его да оп..расила бы знатно. Павлик бы потом от психологической травмы роман бы напесал . бесстеллер взял бы букера и гремми сразу и вместе
1 -
-
-
Как и всякий японо/корейско/китайский боевик - визгливо-крикливое нечто "крутых" самцов.
Сколько вариантов "семи самураев" не делай - в результате пафос и понты. А уж последний вариант с негром и китайцем/японцем, так тот еще похуже, чем с Юлом нашим Бриннером.
-
Не имеет, конечно, за родинузасталина это боевой клич, как у индейцев наподобие. Речь про войну шла изначально, во дворах каждый день пачками убивают?)
-
Как же далеки вы от народа /почти цитата/
Это сейчас мальчики и обнимашки сбили вас с толку
Мужики вырастают из пацанов, из мальчиков вырастают мужчинки.
1 -
Ай, я от всех далека- у меня остеохондроз)*махнула рукой
1 -
"Режиссура и актёрская игра — отдельный момент"
Прекрасная фраза в обзоре фильма. -
Туд кроме восхищённого "Ы" не добавишь. Тем, кто всё же умудряется найти недостатки, можно порекомендовать котегов.
https://www.youtube.com/watch?v=Li6hbKLAqvE&ab_channel=JapanSocietyNYC
1 -