vasyukhin Влад Васюхин 28.12.22 в 14:41

Под занавес года

Разумеется, всё субъективно. Всё. Субъективно. 

Когда-то сыну, который вообще-то учился в тот момент в Высшей школе экономики на бизнес-аналитика, но вдруг — гены! — стал писать колонки, правда, о футболе, я дал два нехитрых профессиональных совета. 

Первый: избегать длинных фраз. «Ты — не Лев Толстой». 

Второй: перестать в каждое третье предложение вставлять «по-моему», «на мой взгляд», «по мнению автора» и тому подобное IMXO. Я сказал тогда: «Текст подписан твоим именем. Значит, всё, что ты там излагаешь без ссылок на других экспертов, это и есть твое собственное мнение». 

И все-таки еще раз подчеркну: этот выбор лучших московских спектаклей 2022 года — мой, и он заведомо субъективен. Начиная с того, что я видел много премьер, но далеко не все. И даже из тех, про которые театралы говорят друг другу «must see», то есть, обязательно к просмотру. И в какие-то необязательные театры я по разным причинам не хожу и что там происходит не знаю. 

Ну и, конечно, напомню, что театральный год не равен календарному, он измеряется сезонами, а значит в мой топ-10 попали спектакли из второй части прошлого сезона и из первой части сезона нынешнего. Кстати, о половине упомянутых ниже спектаклей я более-менее подробно писал для Альтерлит.ру и желающие эти тексты легко найдут. 

Итак, лучшие спектакли Москвы 2022 года по версии доброго зрителя Влада Васюхина. 

10. 
«Генерал и его семья», Театр им. Вахтангова (премьера состоялась 9 декабря)

Советская сага по роману Тимура Кибирова, получившему премию «Большая книга». 

Режиссер Светлана Землякова неспешно, подробно и честно представляет счастливую и трагическую жизнь провинциального военного (Максим Севриновский), его домочадцев, друзей и сослуживцев. Действие происходит в 70-е годы. Один из ключевых и, возможно, самый драматичный эпизод спектакля — отъезд генеральской дочери с мужем-евреем и маленьким внебрачным сыном в Израиль. Генерал не хочет отпускать любимого внука...

Максим Севриновский в роли генерала в спектакле «Генерал и его семья»

9.
«ШекспирГамлет», Театр Моссовета. (премьера состоялась 1 октября)

Худрук театра Евгений Марчелли не ищет легких путей. Его Гамлет (Кирилл Быркин) представлен не просто истеричным, а еще и злобным, мешающим матери и дяде купаться в любви. Да-да, Гертруда (Евгения Крюкова) и Клавдий (Сергей Юшкевич) безумно вожделеют друг в друга, а полоумный принц, влюбленный в нестандартных размеров Офелию (Анна Галинова), им мешает. 

8.
«Гамлет in Moscow», Театр на Бронной (премьера состоялась 21 июня)

Еще один вариант бессмертной трагедии. От шекспировского сюжета режиссером Константином Богомоловым, он же автор пьесы, оставлен только скелет и «вечные вопросы». Действие происходит в наши дни, в богатой московской еврейской семье Гамлетманов. Гамлет здесь не принц, а мажор (я смотрел спектакль дважды — с разными составами, оба исполнителя — и Александр Шумский, и Владислав Долженков играют отлично) снимает про своих родственников фильм и показывает его в Каннах. Много шуток на злобу дня на уровне КВН и капустника. Сильное звено спектакля — неожиданный Игорь Миркурбанов (его Полоний, по воле Богомолова, дворник-таджик).

«Гамлет in Moscow»: сцена из спектакля

7.
«Скоморох Памфалон», Центр режиссуры и драматургии (премьера состоялась 19 ноября)

Самый длинный спектакль года — он идет 6 с половиной часов с тремя антрактами. И, как говорится, не всякая птица долетит до середины, не всякая даже попробует. И, возможно, самый необычный. В этом зрелище смешались жанры и стили — от цирка до ток-шоу, от балета до психологического театра. Что для зрителей, что для артистов он — и испытание, и удовольствие. 

Худрук ЦДР Владимир Панков подробно, образно и с эпическим размахом перенес на сцену не самое известное сочинение Николая Лескова (обычно ставят «Леди Макбет Мценского уезда»). Это «поучительная сказка», сказание о христианском праведнике. В программке указано более 60 имен артистов и музыкантов, но нельзя не выделить Павла Акимкина, играющего заглавную роль — скомороха, развлекающего богачей и их любовниц, и народного артиста России Игоря Ясуловича в роли старца Ермия. 

6.
«Новая оптимистическая», МХТ им. Чехова (премьера состоялась 1 октября)

Возможно, это самая скандальная премьера года. От Всеволода Вишневского (в начале работы анонсировалось, что Константин Богомолов поставит там классическую «Оптимистическую трагедию») там нет почти ничего, всё написано режиссером. Действие происходит в вымышленном столичном театре, где играют одни мужчины (жирная пародия на Театр Романа Виктюка и «Гоголь-центр»). После внезапной смерти основателя труппы, туда присылают женщину-офицера (я видел два состава, больше понравилась в этой роли Василиса Перелыгина), чтобы она навела порядок. В уста персонажей вложено много длинных богомоловских размышлений о театре, а потому часть зрителей жалуется на скуку. 

Сцена из спектакля «Новая оптимистическая», МХТ им. Чехова

5.
«Мой Брель», «Мастерская Петра Фоменко» (премьера состоялась 4 ноября)

Один из самых трогательных, ироничных и неожиданных спектаклей года. Актер, он же и режиссер постановки, Юрий Титов вместе с Николаем Орловским и Юрием Буториным рассказывают о своем отношении к выдающемуся шансонье Жаку Брелю и поют его песни. Им помогает живой оркестр. И это не просто байопик, а попытка исповеди. Потому что не только о Бреле говорят артисты в стиле стендапа, а о времени и о себе. 

Сцены из спектакля «Мой Брель», Мастерская Петра Фоменко

4.
«Кабаре», Театр наций (премьера состоялась 12 мая)

Один из своих лучших спектаклей худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев поставил на чужой сцене. Театр наций получил в свой репертуар еще один бестселлер. С одной стороны, материал беспроигрышный и шикарный — мюзикл Джона Кандера, во многом благодаря фильму Боба Фосса, давно стал классикой. С другой стороны, во все времена актуальный — действие происходит в Берлине 30-х годов. 

В спектакле много сильных актерских работ, но, конечно, основная нагрузка ложится на центральных персонажей — прекрасная Александра Урсуляк (певичку кабаре Салли Боулз) и блистательный Денис Суханов в роли фриковатого Конферансье. Есть и второй, говорят, не менее сильный состав. И это повод пересмотреть спектакль еще раз. О другой причине даже и говорить не хочу. 

Сцена из спектакля «Кабаре»

3.
«Моня Цацкес — знаменосец», театр «Шалом» (премьера состоялась 22 сентября)

Худрук театра Олег Липовецкий поставил трагикомедию по повести Эфраима Севелы минималистично, почти без декораций и при участии четырех молодых талантливых артистов, которые практически не сходят со сцены, исполняя по несколько ролей. И это получилось так здорово, что многие критики уже признали спектакль одним из «гвоздей» сезона. 

Время действия — Великая Отечественная война, место действия — стрелковая дивизия, сформированная по приказу Сталина из литовцев, а по сути — из литовских евреев. Жизнелюбивый юноша Моня, Соломон Цацкес, этот еврейский бравый солдат Швейк — один из них. В роли главного героя — Антон Шварц, но стоит назвать и трех его коллег, таких же харизматичных: Николай Тарасюк, Антон Ксенев и Карина Пестова. 

2.
«Душа моя Павел», РАМТ (премьера состоялась 14 апреля).

Худрук Молодежного театра 81-летний Алексей Бородин еще раз подтвердил, что он в хорошей творческой форме, представив густонаселенный спектакль по роману Алексея Варламова — про начало 80-х, которые были переломными для страны. Главный герой — 17-летний наивный провинциал Павел Непомилуев (Даниил Шперлинг) поступает на филфак МГУ, но первые свои университеты парень проходит «на картошке». История взросления рассказана просто, бесстрашно и беспощадно. И при этом с легкостью умудренного мастера. 

Сцена из спектакля «Душа моя Павел»

1.
«Таня», Театр на Бронной (премьера состоялась 27 апреля)

30-летний Алексей Арбузов написал эту камерную пьесу в 1938 году, спустя почти десять лет переработал, хотя «Таня» к тому времени уже была репертуарным шлягером. В наши дни это не самое востребованное произведение классика советской драматургии. И тем громче был резонанс, который вызвала премьера «Тани» в Театре на Бронной. 

«Великий и ужасный» Константин Богомолов уже не первый раз обращается к советским пьесам, давая им вторую жизнь и обходясь с ними неожиданно бережно (достаточно вспомнить «Славу», поставленную в БДТ им. Товстоногова). У критиков даже появился мем — «тихий Богомолов». 

Да, эта история о потере любви и обретении любви новой была режиссером сокращена, но не переписана и не осовременена, не нашпигована современными эстрадными хитами. Внятно рассказанная история, деликатная режиссура и тонкие актерские работы (Анна Патокина в заглавной роли и ее партнеры — Вера Майорова, Василиса Перелыгина, Даниил Чуп и другие) сделали этот спектакль бесспорным событием. 

Сцены из спектакля «Таня»

Подведем итоги? Нравится кому-то это или нет, но мой выбор такой:
Константин Богомолов и Евгений Писарев — режиссеры года.
Василиса Перелыгина и команда спектакля «Мой Брель» (Юрий Титов, Николай Орловский и Юрий Буторин) — открытие года.
Анна Галинова и Александра Урсуляк — актрисы года.
Игорь Миркурбанов и Максим Севриновский (на его счету в этом году ещё яркая главная роль в «Сирано де Бержераке» в театре «Около) — актеры года. 
Театр «Шалом» — возвращение года. 
Театр на Бронной — театр года.
Занавес!

#новые_критики #театр #театральный_обзор #богомолов #евгений_писарев #мой_брель #анна_галинова #александра_урсуляк #миркубанов #севриновский #театр_шалом #театрнабронной

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 7
    7
    695

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bitov8080

    Влад, с вами у нас появилось такое вот "окно" в театры, премьеры, закулисье. Это целый безграничный мир, и вы его нам показываете. Спасибо!

  • chey_tuflya

    Спасибо за итоги

    С радостью читаю, жду новых обзоров.

  • colbasa

    Влад, вот вам мнение профессионала. Театр - это шлюха публики. Лучшие режиссеры за последние года - это Погребничко и Могучий. Смотрите любой их спектакль. Бородин, Богомолов и Писарев - это жалкие потуги столичных баловней сцены. Спасибо вам за обзоры, но в принципе, вы тешите себя и читателей низкопробными рецензиями и обзорами. Драмтеатр - это философия, а не мюзиклы и заигрывание с публикой. 

  • Arhitector

    Victorius 

    Вот да. Что-то такое вертелось на языке, пока читал статью Влада. Как сказал автор - всё субъективно. Значит - моё мнение тоже. Тем не менее с моей колокольни большинство современных постановок столичных и экс-столичных театров - весьма посредственная, меркантильная бездарщина, основанная на разных формах паразитизма на прошлых постановках, авторах, произведениях и заигрывающая со зрителем с одной целью - вытащить монеты из его кошелька. "Философией" там и не пахнет.

    Владу за обзоры, в целом да, спасибо. Прорубает человек окно в неизвестную стране театральную тусовку, подсасывающую денежки на свои экзерцисы из госбюджета. Вопрос в том, нужны ли стране подобные сосуны, и то разное и разноцветное, что они несут в ширнармассы.

  • shelley

    Вот странно: каждый раз, когда вижу Богомолова - то ли в передаче какой, то ли в кино - поражаюсь тому, какой это скучный и душный мужик. Могу представить его только в одной роли: завскладом. Прямо так и вижу: подвальная подсобка в магазине, и он там очень скрупулёзно подсчитывает какое-то ящики, а в промежутках даёт презрительные советы грузчикам и продавщицам. 

    И совершенно не могу представить себе, что это - хороший режиссёр. Может, он просто эффективный менеджер? Ну знаете, бывает такой талант - клиническое занудство, чтобы всех подгонять, заставлять переделывать по сто раз... И конечно, всё подсчитывать, вести учёт. Таких любят в корпорациях. Но режиссёр? Нет, не могу представить.