kseniakomarova Комарова 27.12.22 в 18:16

Достать ножи: Стеклянная луковица

ОСТОРОЖНО! СПОЙЛЕРЫ!

Детектив как жанр появился в начале ХХ века. Сначала он был близок к мистике, а развязка подчинялась случайности. Когда пришел Конан Дойл, жанр радикально изменился благодаря всего одной детали – улике. И хотя сам Конан Дойл своим изобретением воспользоваться толком не сумел, другие писатели подхватили идею и сделали детектив не просто историей об убийстве, а вызовом для читателя, который, если будет достаточно внимательным, разгадает историю быстрее сыщика. Отсюда, как я думаю, происходит схематичность чисто детективных историй: писатель продумывает логические ходы, а живые отношения упускает из виду. Получается описание партии в «Cluedo», а не книга.

Примерно то же случилось со «Стеклянной луковицей». Прошлая история из этой серии была неплохо сделана и показала, что герметичный детектив еще не исчерпал своих возможностей. Он уже немножко ретро, но в этом его изюминка, в отличие от детективов-триллеров, детективов-фэнтези и прочих комбинаторных жанров. Создатели вторых «Ножей» изо всех сил пытались не упасть в грязь лицом. Что ж, в грязь они, конечно, не упали, но обаяние из фильма ушло.

Сюжет шаблонный, «Десять негритят» на минималках. Миллиардер приглашает своих именитых друзей на остров поиграть в детективную игру. У всех полно скелетов в шкафу, а у миллиардера там вообще целое кладбище. Убит один из гостей, полиция ехать не спешит, начинается паника и беготня. К счастью, на остров, вроде как случайно, вместе с гостями прибывает детектив, который все разруливает, убийцу находит и даже помогает его наказать. История настолько не новая, что единственный шанс быть интересной – продемонстрировать ловкую трехэтажную интригу. Но ее не получилось. Была заявлена сюжетная луковица, с многочисленными слоями, снимая которые, все будут плакать. В результате слой был один, довольно тонкий. Но герои и правда плакали. Богатые. Тоже. Плачут. Особенно на дорогих частных островах.

Миллиардер – штампованный богатый отморозок, стащенный с Марса за хвост полу-Илон Маск. Он обманом отнял у партнера права на компанию, которая принесла им обоим богатство. Единственный способ изобличить коварного миллиардера – найти доказательство того, что идея компании ему не принадлежит. И это доказательство – салфетка… што?

Как только салфетка появляется в сюжете, с него слетает оберточная ткань, становится видна картонная конструкция и неуклюжие попытки свести концы с концами. Те, кому салфетка нужна, чтобы погубить миллиардера, не пытаются спрятать ее понадежнее. Миллиардер, которому салфетка угрожает, не пытается ее уничтожить, а прячет, причем как кощей – так, чтобы все-таки нашли, на дубе, в утке, в зайце. Давайте по чесноку, вы бы стали прятать свою смерть в утке?

Ходульной выглядит и история с близнецами. У партнера миллиардера, Энди, была сестра-близнец, но про нее почему-то друзья Энди не помнили или не знали. А сама Энди, все еще богатая женщина даже после потери компании, жила в отдаленной избушке в лесу. Видимо, идея компании у нее была всего одна, она расписала ее на салфетке и на том креатив кончился. Сценарная цепь допущений на этом не обрывается. Когда Энди погибает, весть о ее смерти не распространяется мгновенно по всему интернету. Великий детектив, подключив какие-то свои связи (какие?), ухитряется задержать новость на неделю. Хелен, сестра покойной, решает под видом Энди приехать на остров, чтобы найти убийцу и отомстить. Миллиардер, который точно знает, что Энди умерла, почему-то не разоблачает лже-Энди, а делает вид, что все нормально. Он мог тайно послать запрос и выяснить, жива ли Энди. Он мог притвориться, что только что получил сообщение о смерти Энди, и поднять скандал. Он мог договориться, чтобы самозванку вывезли с острова. Он мог ее даже запереть где-нибудь. Но он молчит, чего-то ждет. Даже не пытается вызвать лже-Энди на разговор. Я готова поверить, что таким недалеким может быть миллиардер, который унаследовал богатство, но этот-то заработал, пусть и вместе с партнером. С нуля!

Когда в сценарий проникают допущения, их приходится множить. Пуля не убивает человека, потому что застревает в ежедневнике, который лежит во внутреннем кармане. Пистолет, который туповатый друг миллиардера носит в трусах, на острове только один, и его надо, конечно, красть при всех. Кнопку отключения защиты ценной картины торчит на виду у всех, и нажать на нее может даже уборщица. Миллиардер – непроходимый тупица, бездарь и вкладывается в очевидно опасную технологию, хотя до этого он как-то ухитрился сделать популярными своих не слишком удачливых и талантливых друзей. Полиция не может ни приплыть, ни прилететь на остров, потому что там причал ведет себя, как Атлантида. Весь сыр-бор в итоге исключительно из-за денег, другого мотива ни у кого нет. Короче, не луковица, а горе луковое. Такой сюжет можно нагенерить в течение пары часов на даче от нечего делать.

Зато все остальное, кроме сюжета, сделано неплохо. И снято красиво, и роли сыграны отлично, и динамика создана. Смотреть в целом приятно. Неприятно понимать, что вместо сложной многоходовочки тебе предложили одноходовочку, простенькую, как два пальца об асфальт. Но есть нюанс. Не сложно рисовать так, как рисовал Ротко, сложно продать картину за ту ж цену. Думаю, такого послания не предполагали создатели фильма, но оно отчетливо видно. Ценно не то, во что вложено много труда, а то, что люди соглашаются считать ценным. Это договор и отчасти заговор. Продать хлопковые треники по цене шубы, продать идею токсичной маскулинности как сакральное знание. Куда ни посмотри, везде лохотрон. Но мне всегда казалось, что мир чуточку сложнее. Он и правда стеклянная луковица – слоистая, но хрупкая. И черт его знает, что там внутри.

#обзор_фильма #что_смотреть #стеклянная_луковица

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 12
    10
    181

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Issaeva77

    Мне очень нравятся ваши обзоры, они умные. Всегда есть собственные выводы и интересные умозаключения, за которыми стоит хорошая интеллектуальная база. Даже если и спорно, но когда своё - мало кто так умеет.

  • kseniakomarova

    Николь Каппель 

    Спасибо вам большое за добрые слова!

  • horikava_yasukiti

    https://ok.ru/video/1723633699431 - к вопросу о "герметичном" детективе. Злостный гомосека Франсуа Озон, отвлёкшись от созерцания мальчиков-анальчиков сделал достойную экранизацию пьесы Роже Тома.

  • chey_tuflya

    Смотреть желания не возникло.

    "Достать ножи" был очень неплохим фильмом, если бы не абсолютно глупая фабула. Но смотреть было интересно. Чем-то на английский детектив походило.

    У Романа Газеты тоже обзор с аллюзией на "Достать..", хотя он о них не упоминал.

  • Arhitector

    Николь Каппель 

    , эка Вы составили комментарий. Как будто аккуратно взвешивали каждое слово и десять раз репетировали фразы на черновике. Но подкат к аффторше не засчитан - слишком шит белыми нитками)) "...интеллектуальная база...", "...мало кто так умеет..." Вы, часом, не в лудшие подруги набиваетесь? или не в подруги...)

    Фильм можно глянуть не ради самой истории, которая отнюдь не оригинальна и вдоль и поперёк изъезжена - а ради красивой картинки. Тут же у нас в сибирЯх суровые пьяные от водки медведи с баллалайками в шапке-ушанке по тайге косяками бегают - а тут вон какие стареющие фифы с ещё годными ляжками на шезлонгах. ) Это тебе не зануда Комарова....)))

  • bitov8080

    Arhitektor вообще-то я согласна с этим определением обзоров Комаровой, которое "составила" Николь, но в подруги к авторше обзоров не набиваюсь. И как тут быть? (можно не отвечать) 

  • kseniakomarova

    prosto_chitatel 

    А я к вам хотела бы набиться! То есть... нужен какой-то другой глагол. Набиться можно, пожалуй, только в автобус. Давайте дружить :)

  • Psychoscum

    Ради трёх "Х" - Ханн, Хенвик и Хадсон, может и стоит глянуть.

  • kseniakomarova

    Хадсон хороша!