Подложили свинью

Итак, речь пойдёт о фильме «Банши Инишерина» за авторством сценария и режиссурой небезызвестного Мартина МакДонаха (МакДона, МакДоноу? Короче, девочки с инъяза, ваш выход). Дабы насыпать перцу под хвост ненавистниками спойлеров, зайду с козырей: фильм посмотрел со смесью недоумения и разочарования.

В чём же дело? «Это же Мааартин МакДонах (МакДона, МакДоноу?)!» — заголосят всякие «продвинутые». А вот в чём.

Оставим размусоливания про «каартинку», «ааактёрскую игру» и прочую чепуху личностям, которые видят в этом смысл (ещё спойлер: его там нет). Тут всё просто — если режиссёр своё дело знает, он и каменного истукана поставит в кадр и снимет так, что высокодуховные всех мастей будут искать (и, что самое смешное, находить) всевозможный неистовый символизм. А МакДонах (МакДона, МакДоноу?) дело знает.

Поэтому речь пойдёт о трёх вещах, которые делают фильм великим: сценарии, сценарии и ещё раз сценарии. И тут возникают вопросы. Дано: три центральных персонажа — музыкант Колм (артист — Брендан Глисон), просто фермер Подрэйг (артист — Колин Феррел), инвалид Доминик (артист — Барри Кеоган). Место действия — остров Инишерин, у берегов Ирландии. Та ещё глухомань, по задумке автора. Персонажи Феррела и Глисона типа друзья, добродушный герой Кеогана — вроде как, местный дурачок. Сложности начинаются уже здесь. Мятущаяся интеллигенция, в лице Глисона, решила, понимаешь, что-то о себе заявить, экзистенциальный кризис, видите ли. Ладно, бывает. Но под раздачу попал недалёкий Феррел, видать в нём, музыкант увидел корень своих бед, рутина его, видите ли засасывает, некогда сочинить opus magnum, всё время у него беседы с типа другом под пивас отнимают. Ну-у, так себе заявка, по крайней мере, решить подобное затруднение можно без шоу с отрезанием пальцев, которое, в стремлении отделаться от компании односельчанина устроил горе-творец. И тут, возникает ещё один момент. В фильме часто пересекают персонажей Кеогана и Феррела. И причём первый на дурачка ну никак не тянет, больше на инвалида с ДЦП (в легкой форме). Его рассуждения куда более здравые, а оценки происходящего точны. А вот умственная полноценность фермера вызывает вопросы. В лучшем случае, его поведение напоминает поведение девятиклассницы, выебанной школьным заводилой, и потом избегающим её. А в худшем, поведение тяжёлого психа. Чёрт его знает, может это особенность «загадочной» кельтской души, но я с трудом представляю, чтобы закалённый трудностями фермер (а этот труд требует ещё и приличного здоровья), затеял череду истерик и откровенных пиздостраданий. Скорее бы, напившись навалял бы увальню-скрипачу (именно на этом инструменте играет герой Глисона), или просто перестал бы с ним знаться и занялся своими делами, обозвав бы его каким-нибудь гэльским аналогом высокомерного мудака (coiscín sotalach, или типа того). Кстати, его манера таскать в дом ослицу, а в дальнейшем даже коров (чай не средневековье), наводит на мысли о каких-нибудь формах шизофрении. В общем, либо автор заигрался, либо задумка не понята тупыми быдланами.

Где-то фоном маячит сестра обиженки в исполнении Керри Кондон (гы-ы). Типа любящая, заботливая, понимающая. Ну, любящая если только себя. В сценах, где она пытается урезонить или остановить братца больше видится её желание сохранить лицо перед соседями. Забота, разве что о себе (а в сценах, где она откровенно брезгливо ведёт себя с несчастным инвалидом Домиником, ещё наводит на мысли о довольно гаденькой натуре героини Кондон (гы-ы)). И всё, что она понимает, несмотря на педалирующиеся в фильме интерес к литературе, и вообще претензию на интеллектуальность, так это что «больше не может здесь» (произносится с нужным надрывом).

Кульминация так и вообще оторопь вызывает. Накидал, значит, скрипач пальцев своих во двор фермеру. А упомянутая ручная ослица этого гражданина возьми и подавись одним из них. А этот, значит, страдалец, возьми и спали дом скрипача. Симметричный ответ. Точно фермер — псих. А не затюканый гандоном-отцом калека Доминик (в исполнении артиста Барри Кеогана). Вопросы, за каким чёртом эта ослица стала бы есть палец (какое-никакое мясо, которое ослы не едят), и как Фаррел этот самый палец извлёк из пасти животного, да ещё в такой сохранности (ослы всё-таки жвачные), и как вообще произошла тогда асфиксия, ответов не получают. Но, наверное, зоошизики одобряют.

В общем, совокупность откровенно надуманных сюжетных ходов, натужной патетики и невнятного символизма гробят кино безжалостно. Впечатление, что довольно востребованный в театре драматург Мартин МакДонах (МакДона, МакДоноу?), как-то переработал чтоли, и на фильм сил не осталось. А вы говорите: «Левиафан» здорового человека. Ну-ну...

P. S. За банши в фильме работает актриса Шейла Флиттон в роли местной вредной карги миссис МакКормик. Вредную каргу исполняет хорошо, но убери персонажа — ничего не изменится. Ах, да. «Банши Инишерина» ещё назвал свой opus magnum герой Глисона, объяснив, что ему нравится такое обилие шипящих. Видать, сценаристу и режиссёру тоже.

P. P. S. Саундреком к написанию статьи была музыка великого ирландца Рори Галлахера.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 59
    13
    393

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.