Karakum Karakum 27.12.22 в 09:29

Обзор фильма «Странный: История Эла Янковича» / Weird: The Al Yankovic Story

премьера: 2022 год
1 ч. 48 мин.
сценаристы: «Странный Эл» Янкович, Эрик Аппель
режиссер: Эрик Аппель
в ролях: Дэниел Рэдклифф, Эван Рэйчел Вуд, Рэйн Уилсон, Тоби Хасс, Джулианна Николсон

Пародия рождается из сомнений в себе, страха перед авторитетами, вечного желания приобщиться к успеху, пусть и путем своеобразного унижения носителя этого самого успеха. Пародист не поднимается до уровня пародируемого, а опускает его до своего и низвергает в гротеск и фарс. Юмористический эффект не является целью (как в анекдоте), но становится средством. Комедия здесь инструмент, а результат — лишение объекта пародии власти. Обычно этого удается добиться лишь на краткое время и в локальном пространстве, в определенном пласте культуры. В обществе пародия играет скорее социальную роль. Как правило, её художественное и эстетическое значение не велико. Пародируемый не только получает профит в виде необходимого «приземления» — «Марк Аврелий, ты всего лишь человек!» — но и утверждается в своих достижениях и значимости. На рядовых граждан пародии не делают. 

«Странный Эл» Янкович прославился в США перепевками известных песен на слова собственного сочинения. Его «жертвами» становились многие популярные исполнители: Эминем, Боб Дилан, Nirvana, Леди Гага, Queen. И десятки других. Пришло время и Янкович сам забрался на вершину узнаваемости. Как честный и последовательный человек, «Странный Эл» делает пародию на себя. На свою биографию. Снимает байопик Эрик Аппель, вместе с которым Янкович сочиняет сценарий. И мне импонирует такой подход к делу, потому что у соавторов получается своеобразный комический и зеркальный доппельгангер-перевертыш. События реальной жизни в фильме превращаются в свою полную противоположность. К примеру, родители «Странного Эла» всегда поддерживали стремления юного музыканта, способствовали его развитию, купили аккордеон и оплачивали уроки игры. Отец особенно помогал и не раз повторял сыну: «Ключ к успеху — заниматься в жизни тем, что приносит тебе счастье». 

Фильм нам рассказывает совершенно другую историю. На глазах кудрявого мальчугана злобный папаша чуть ли не до смерти забивает коммивояжера предложившего купить аккордеон. В тайне от семейного тирана, который спит и видит сына работником завода, мама все же покупает музыкальный инструмент. Маленький Эл учится играть в туалете. Уже студентом колледжа пародийный самородок по настоянию друзей записывает первую песню, в которой вместо оригинального текста поет веселую чепуху про колбасу. Запись ребята отправляют на местную радиостанцию. После успеха в студенческом городке на крыльях предвкушаемой славы «Странный Эл» Янкович посещает лейбл звукозаписи. Студийные боссы высмеивают наивность героя и советуют ему больше выступать на публике. В рок-баре новоиспечённая группа исполняет кавер хита «I Love Rock ’n’ Roll» со словами про любимое мороженое — «I Love Rocky Road». По случаю на концерте присутствует радиоведущий Доктор Дементо. Он и предлагает Элу свои менеджерские услуги. Как вы понимаете, тут не обошлось без шутки про дементоров и Гарри Поттера. 

Нового подопечного Доктор Дементо представляет лос-анджелесской богеме на очередной вечеринке. Среди прочих присутствуют: Энди Уорхол, Сальвадор Дали и басист квинов Джон Дикон. Последний подначивает Янковича немедленно придумать пародию на «Another One Bites the Dust». Эл с честью справляется с испытанием и покоряет всех великолепной импровизацией «Another One Rides the Bus». В какой-то момент я ловлю себя на мысли, что все это вакханальное шапито сильно смахивает на родные сердцу «Маски-шоу» с примесью «Деревни дураков».

«Странный Эл» Янкович становится мегапопулярным, собирает стадионы, звёзды мечтают, чтобы он написал пародии на их песни. Это даст новый импульс буксующим карьерам. На такой волне к порогу Янковича прибивает соблазнительную, молодую и меркантильную эстрадную артистку Мадонну. Она мечтает добиться от Эла пародии на свою «Like a Virgin». Последующее повествование скатывается в откровенную и неадекватную фантасмагорию, удовольствие разбираться с которой я оставляю зрителям. На орехи достанется Пабло Эскобару, Опре Уинфри, Майклу Джексону и (внезапно) миролюбивым амишам.

Несомненной удачей картины нужно считать многослойность пародии. Янковичу удалось посмеяться над самим собой, над жанром музыкального байопика («Богемская рапсодия», «Рокетмен»), над стереотипами историй успеха, когда каждый второй селебрити вынужден был бороться с предрассудками семьи, выступающей против сомнительной творческой профессии, над недальновидными студийными функционерами, над музыкальными премиями, над звёздами, наконец.

С определенной долей колебаний к плюсам отнесу актерскую игру коллектива. Стиль фильма не требует большого творческого надрыва, потому его нет. Есть лёгкая, необходимая по сценарию, придурковатость всех действующих лиц. Дэниел Рэдклифф, ака «Странный Эл» Янкович давно открылся в качестве артиста комического амплуа и после «Пушек Акимбо» его способность сносно лицедействовать в юморном кино нареканий не вызывает.

Внешность Рэйна Уилсона («Бэкстром») создана для комедии и он успешно пользуется конкурентным преимуществом в роли Доктора Дементо. А вот Мадонна исполненная Эван Рэйчел Вуд («Мир Дикого Запада», «Тринадцать») совсем не впечатляет — жевать bubble gum и надувать пузыри явно недостаточно. В эпизодических ролях засветились Джэк Блэк и сам Альфред Янкович.

Техническая оснащённость кинопродукта удручает. Дешёвая бутафория уровня советской самодеятельности (не в обиду последней будет сказано) наследует черты более ранних поделок американской индустрии. Клоунада местами заставляет передернуться от аналогии с кошмарным «Аншлагом». Но и тут трудно предъявить создателям претензии — кино снято за восемнадцать (!) дней.

Как вы догадались, юмор в фильм опирается не на остроумные диалоги, не на точные жизненные наблюдения и даже (что странно) не на пародирование певцов-актеров-ведущих, а на гротеск и абсурд. Литературности в этом чуть, зато достигается такой «смех» относительно простыми средствами.

До просмотра фильма я слыхом не слыхивал ни о каком Янковиче и жил спокойно, потому замечу потенциальному зрителю (если только он не фанат), что «Странный: История Эла Янковича» — это кино для внутреннего американского употребления со специфичными шутками и, как отмечал во вступлении, сомнительной художественной ценностью.

Спасибо за внимание!

#creativemarket #обзор_фильма #эл_янкович #странный_эл

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 13
    9
    207

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • chey_tuflya

    Забыл сказать, что обзор интересный, спасибо.

  • yakov-36_

    Обзор не читал, фильм понравился

  • Venemars

    Об Янковиче знал давно, помню его пародию на "Smells like teen spirits" Нирваны и на песню Мадонны. Вообще, мне нравится жанр биографии, посмотрю фильм обязательно.

  • vpetrov

    ЖЗЛ в Янковнике плодит томики.

  • Psychoscum

    Спасибо за обзор. Как верно заметил автор, кино это для весьма специфической аудитории, и не знакомым с американской культурой скорее не зайдёт. 

    Единственное с чем категорически не соглашусь - это оценка образа Мадонны. Вуд отработала отлично, собирательный образ меркантильной твари, крутящей дураками, вышел 10/10.