Рецензия на фильм «Аватар: Путь воды» / Avatar: The Way of the Water

год: 2022
режиссёр: Джеймс Кэмерон
в ролях: Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Стивен Лэнг, Кейт Уинслет, Клифф Кёртис, Джоэль Мур, Иди Фалько


Я вижу тебя, зритель!

Русские классики Ильф и Петров недаром считаются одними из величайших мастеров иронии и сатиры. Лишь гении могут в одном абзаце предельно чётко, ясно и концентрированно высмеять суть столь свойственной массам слабохарактерности. Бессмертный образ ленивого продавца, выбрасывающего на прилавок пыльную кепку булыжного цвета, и приговаривающего «берите, берите, а то и этого не будет», идеально уравновешивается образом столь же аморфного покупателя, пришедшего за модной шляпой, но при этом готового при первых же трудностях признать правоту оппонента.

Джеймс Кэмерон прошёл долгий творческий путь, в самом начале его громко обозначив себя в качестве креативного гения, способного за две копейки снимать живую классику. Но примерно с периода «Титаника», когда Кэмерон рискнул поставить свою репутацию и состояние на кон и снял банк, у него одновременно пропала какая-либо мотивация играть по чьим-то правилам. У каждого человека есть свои небольшие фетиши: у Донасьена Альфонса это было галантное обращение с женщинами, у дель Торо — шестерёнки, у Тарантино — ступни, а у Кэмерона — трибализм и океаны. 

Поэтому публике, обречённо осознающей, что надо хватать, что дают, приходится со вздохом наблюдать за трёхчасовой оргией режиссёрского подсознания и натягивать на голову запылённое изделие ширпотреба.

Фабула второй части «Аватара», со свойственной Кэмерону арогантностью продолжает сюжет вышедшей 13 лет назад первой части. Публике, которая посмела подзабыть работу гения и пребывает в недоумении, увидев прыгающих по веткам инопланетного леса синих хвостатых обезьян, предлагается покаяться и немедленно купить 4К Blu-Ray с коллекционным изданием всего за USD 39,99. Остальным же объясняется, что после победы над экспедиционным корпусом мега-корпорации, вырубавшей леса планеты Пандора и добывавшей ценный минерал, предатель Джейк Салли, чьё сознание с помощью биотехнологий племени На’Ви было перенесено в трёхметрового синего биоробота, стал жить-поживать в экологически чистом и глубоко этичном лесу вместе со своей синей жёнушкой Нейтири. В результате интенсивного спаривания под сенью вековых разумных деревьев и романтический аккомпанемент визга разноцветных летающих ящеров, у Джейка с Нейтири родились дочка и два сына, а кроме того, они удочерили малолетнюю дочь доктора Грейс, сознание которой после смерти тела в предыдущей серии поселилось в разумном светящемся баобабе. Тут, кстати, нельзя не вспомнить знаменитый эпизод из «Убить Билла» — поскольку сознание Грейс находится в лимбо, а её аватар, соответственно, в коме и при этом всё равно беременеет, то выходит, что кто-то подкрался и изнасиловал бесчувственную даму. Ишь ты, какие, оказывается, затейники эти туземцы На’Ви! Интересно, а как же вопрос с обоюдным согласием будут решать? Также после войны кроме Джейка на Пандоре остаётся небольшая группа ренегатов-учёных, которых прельстила эко-жизнь на «нравственной» планете, и малолетний пацан по имени Паук, например, которого отступавшие люди не смогли забрать с собой. 

Ну а пока Джейк развлекается, летает на драконах и воспитывает детей, злобное правительство планеты Земля не дремлет. Узнав о поражении экспедиционного корпуса, земляне снаряжают целый космический флот и снова пытаются захватить Пандору. На этот раз, поскольку командует парадом не корпорация, а правительство, в распоряжении людей имеется оружие массового поражения, и начальный этап кампании проходит чрезвычайно успешно — вместо того, чтобы лезть в джунгли под град стрел, флот просто выжигает деревеньки туземцев плазменной пушкой с низкой орбиты. Но когда люди всё-таки приземляются и строят укрепления, Джейк Салли начинает партизанскую войну. На свою беду, вместо того, чтобы учесть исторический опыт и объявить На’Ви, что всякая деревня, укрывающая партизан и не сдавшая курки и яйки, будет уничтожена с орбиты, командование посылает для поимки Джейка отряд специально обученных аватаров, под командованием полковника Куотрича. Для тех, кто ещё помнит, что в первой части полковника и его людей убили, разъясняется, что при наличии технологий будущего скопировать сознание человека и засунуть его в биоробота — плёвое дело. Так что теперь у протагониста появляется враг, не простивший предательства и лично заинтересованный в мести. 

Команда Куотрича застаёт Джейка врасплох и едва не захватывает в заложники всю его семью, но в итоге отступает, уведя в плен одного Паука. Джейк, несколько расслабившийся после 15 лет мирной жизни, принимает решение — сложить с себя полномочия вождя племени На’Ви и бежать вместе семьёй на дальний архипелаг, в надежде, что люди, узнав о том, что глава сопротивления пропал с радара, оставят племя в покое. Стратегия, разумеется, a priori идиотская, но без неё у режиссёра не было бы повода показать неимоверное количество крупных планов экзотических океанов и всяческой морской фауны. Так что семейство Салли грузит свои пожитки на драконов, прощается с близкими и летит на юга. Прибыв на архипелаг, они узнают, что местные племена обезьян не синие, а прямо натурально голубые и каждое воскресенье проводят прайд-парады, поэтому влиться в коллектив семье Джейка будет непросто. 

Весь быт островного племени Меткаина завязан на море — под водой растут разумные водоросли, в которых живут души предков, туземцы братаются с разумными кашалотами, вместо разумных драконов катаются на гигантских крылатых морских коньках, словом, всё то же самое, что в первом фильме, но с элементами аквапарка. Дети Джейка учатся нырять, общаться с подводными тварями, приобретают новых друзей среди различных каракатиц и наслаждаются идиллическими закатами.

А тем временем полковник Куотрич, признав в Пауке собственного сына, узнаёт у парнишки дислокацию противника, формирует броневой кулак и идёт в наступление. Джейк с его бравыми аборигенами и колонизаторы сходятся в эпической битве, результат которой определит судьбу всей планеты.

«Путь воды» относится к категории фильмов, в которых немедленно можно выделить два противоположных начала. Чисто техническая сторона, как и положено режиссёру класса Кэмерона, однозначно и безоговорочно великолепна и выводит понятие «классная картинка» на качественно новый уровень. Не ограниченные какими-либо рамками реализма графические дизайнеры создали в видеоредакторе изумительно красивые декорации и населили их замечательными фантастическими тварями. Скрестить барракуду и плезиозавра, приделать ему полдюжины крыльев и окрасить в кислотные цвета? — Пожалуйста! Подрисовать кашалоту четыре глаза, семь плавников и пасть с тремя челюстями? — Никаких проблем! Вот вам утопающие в прекрасно отрисованном тумане острова, вот здорово подсвеченные подводные джунгли, вот весёлые стаи рыб, так и норовящие поиграть с протагонистами — дети всех возрастов, для которых, собственно, и снимался фильм, будут в восторге. Тем более и сопровождаются эпические пейзажи крайне духоподъёмной музыкой, в лучших голливудских традициях режущей ухо циничному человеку и вызывающей экстаз у простака.

Но вот с населением вышеупомянутого фантастического мира, а также с общей логикой развития сюжета получилось совсем плохо. Тайлер Дёрден в своё время ввёл в оборот крылатое выражение «a copy of a copy of a copy», и в полном соответствии с ним сценарные ходы второго «Аватара» представляют собой комбинацию тупизны, деривативности и морализаторства. Начнём с основного сценарного конфликта — люди прилетели и безжалостно колонизируют земли туземцев. В первом «Аватаре» у людей была хотя бы очевидная мотивация — поиск редкого металла, позволяющего запустить реакцию термоядерного синтеза. Теперь о металле все забыли и начали массово охотиться на разумных кашалотов, чтобы добывать особый китовый жир, якобы останавливающий процесс старения человека. Кроме того, поскольку экосистема Земли гибнет, мировое правительство приняло решение основать на Пандоре постоянную колонию и перевезти туда население. Если кто не помнит, то воздух на Пандоре сильно токсичен и вне помещений люди вынуждены постоянно ходить в герметичных кислородных масках. Соответственно, надо будет либо полностью терраформировать планету, уничтожив все местные формы жизни (заодно с ценным металлом, который производят разумные деревья и китовым жиром), либо жить в закрытых биодомах. Почему нельзя сделать это на Земле? Где после терраформирования люди будут брать кислород? Найдут комету и обрушат на планету? Или будут испарять воду в которой полно смертельных для человека бактерий? Есть ли у Пандоры магнитосфера и сможет ли она удержать достаточное количество воздуха? По крайней мере на Арракисе, с которого Кэмерон в значительной степени списал Пандору, была пригодная для дыхания атмосфера. А в «Танцующем с волками» Костнера, с которого режиссёр содрал основу сюжетной канвы, царили жёсткий реализм и железная логика.

Говоря же об отвратительно морализаторском аспекте фильма, сразу необходимо отметить красную нить повествования — нравоучения о необходимости жить в гармонии с природой. Мысль, в целом, вполне достойная, но трибалистический фетиш Кэмерона и его острое желание отбросить человечество с уровня цивилизации прямиком в каменный век вызывает немедленное отторжение. Безапелляционная уверенность автора в высшей нравственности законов природы как минимум наивна, поскольку очевидным является факт того, что бесконечное насилие и естественный отбор лежат в основе взаимодействия видов. Столь же смешны попытки Кэмерона идеализировать жизнь сферических индейцев в вакууме, хотя зумеры, не читавшие исторические источники, могут и не знать, что после появления пилигримов в Северной Америке все местные индейцы немедленно потащили в сторону виргинских колоний тонны пушнины, чтобы обменять её на мушкеты и томагавки и более эффективно убивать соседние племена.

Вышеупомянутые двойные стандарты прекрасно проявляются в характерных эпизодах; к примеру, кто там нам говорил в первом фильме, что ик’ран выбирает своего наездника и связь между драконом и На’Ви сильнее родственной? А вот семейство Джейка, прибыв на архипелаг, тупо пнуло своих драконов под зад, мол, спасибо за сотрудничество, товарищи ик’раны, валите куда хотите, мы теперь на барракудах кататься будем. Так же и с разумными кашалотами, которые настолько этичны, что принципиально не отнимают жизнь и не проявляют агрессии — но не успевает аудитория всплакнуть от умиления, как нам демонстрируют тех же нравственных эко-кашалотов, пожирающих целые косяки рыб. Это, как я понимаю, другое? Или рыба выразила согласие на то, чтобы её съели? Словом, сплошные загадки.

Про то, что учёные-ренегаты, оставшиеся на Пандоре, где-то умудряются доставать запчасти для техники, баллоны с кислородом, а также про тупизну колонизаторов, постоянно использующих наиболее невыгодную тактику и игнорирование элементарных законов физики не хочется даже распространяться, но от Кэмерона, лично нырявшего в Марианскую впадину, ожидаешь несколько большего понимания того, что представляет собой взрыв глубинной бомбы и гидроудар. Но один особо идиотский момент нельзя не отметить — ещё в первом фильме режиссёру понравилось эффектно облетать камерой туземцев, без проблем пробивающих из лука фонарь кабины вертолётов и экзоскелетов, что, разумеется, приводило к смерти пилота и крушению. Допустим, что во время первой кампании поставить везде бронестёкла не было возможности, но к моменту начала второго вторжения наверняка была проведена работа над ошибками. Неужели в будущем не нашлось пары тонн баллистической плёнки, позволяющей в разы сократить потери квалифицированного персонала, не говоря уж о крайне дорогой технике? Да и в целом идиотизм ситуации напоминает известный баг из игры «Цивилизация», когда варварский лучник высокого уровня играюче побивал «зелёный» танк.

О столь важном аспекте любой картины как мастерство актёров, в данном фильме сказать практически нечего. Большинство персонажей сгенерировано на компьютере и вклад прекрасной труппы состоял в первую очередь в том, чтобы драматически озвучить свои реплики и шипеть, с чем они собственно, и справились.

Итог: визуально прекрасная, идеологически крайне левая, интеллектуально пустейшая сказочка для детей младшего возраста. Почтенной публике рекомендую не поддаваться стадному инстинкту и сэкономить три часа времени. Если уж очень горит, посмотрите лучше версию от «Южного Парка» — «Dances with smurfs». А ещё лучше послушайте песню группы «Дюна» под названием «Гринпис» — там все те же мысли выражены в компактной, трёхминутной форме.

#новые_критики #новое_кино #аватар_путь_воды #кэмерон #экология #сказка #детсад

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 42
    16
    454

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.