За Полярной звездой
Нет, не все театры продолжают яростно мусолить и осовременивать классику, вытворяя невесть что с текстами Островского, Гоголя и Чехова. Иные на свой страх и риск ставят и современные пьесы. Почему — риск? А просто публика неохотно идёт на незнакомые имена — неофобию, то есть боязнь всего нового, еще никто не отменял. К тому же, так называемая «новая драма» даже у продвинутых театралов исторически ассоциируется с чернухой, злобой дня и всевозможными бытовыми проблемами. А этого добра много и в телевизоре. И потому удел нынешних драматургов — маленькие залы, частные труппы.
И тем не менее недавно посмотрел я две премьеры в больших театрах, и обе — по сочинениям современных и довольно молодых авторов (точнее, как принято сейчас говорить, авторок).
Режиссер(ка) Марина Брусникина отправила зрителей МХТ им. Чехова, все еще главного театра страны, в лихие 90-е. Героини пьесы Марии Малухиной «Полярная болезнь» — три челночницы, которых общий нелегкий бизнес делает на время чуть ли не тремя сестрами. Хотя коммерция, конечно, у каждой своя — дружба дружбой, а табачок врозь.
Бывшая студентка Любаша (Елизавета Орлова), бывшая учительница Таня (Ольга Литвинова) и просто базарная женщина трудной судьбы Валя (Юлия Чебакова) трясутся в автобусе по ледяной пустыне со своим нехитрым товаром — детскими вещами и женским бельем. Путь их лежит в отдаленные северные городки и поселки. Волей-неволей общаются, открываются, изливают друг другу душу... Казалось бы, опять женские истории. Опять привычный набор беспросветных ситуаций: у одной — муж-алкоголик, у другой — мама с онкологией. Опять бытовуха с уголовщиной — челночниц и грабят, и поджигают, и дряхлый автобус глохнет среди дороги. Но они сильны духом и даже вынесенную в заголовок полярную болезнь преодолеют.
Но, во-первых, среди персонажей вроде бы обманчиво простой пьесы есть загадочные духи Севера (Алена Хованская и Алексей Варущенко, облаченные в латекс, они похожи на турецких аниматоров из найт клаба), то есть современность связана с архаикой и фольклором. А во-вторых, постановщик рассказывает этот сюжет, время от времени поднимаясь над суетой, соединяя землю и космос, в том числе — через музыку, гламурные костюмы и декорации.
Сама Мария Малухина написала в соцсетях, что «это смешно, это трогательно, и это на разрыв». Да, некоторые зрительницы плакали, некоторые недоумевали, сочтя зрелище «немного провинциальным». А я бы пересмотрел «Полярную звезду» с другим составом, где заняты прекрасные артистки Янина Колесниченко, Дарья Юрская и Маргарита Якимова.
Второй спектакль называется «Черная пурга». Его по пьесе Анастасии Букреевой поставил (довольно предсказуемо) Денис Азаров, недолго поруководивший после смерти Романа Виктюка театром его имени, а теперь — свободный художник.
Премьера выпущена в Электротеатре, известном своей страстью к нестандартным текстам. А пьеса Букреевой — это современный отечественный абсурд и вечная русская тоска. И она — самое сильное звено в спектакле, хотя я, если честно, не большой любитель подобной драматургии, когда одни и те же фразы или ситуации гоняют по кругу.
Здесь действие тоже происходит на Севере, куда из столицы прилетает расследовать гибель шахтера некий персонаж, офисный планктон по фамилии Свердлов (Евгений Капустин) и застревает в этом городе, где черная пурга и медведь перекусил кабель...
Подобные спектакли — специфическое удовольствие, так ведь на каждый товар найдется купец. Тем более, в Москве.
#новые_критики #театральный_обзор #театр #мхт_чехова #полярная_болезнь #электротеатр #черная_пурга
-
-
И потому удел нынешних драматургов — маленькие залы, частные труппы...(с). Прочёл, было: "удел нынешних драматургов - маленькие залы, частные трупы..." А ведь верно! И так, и так.
-
В последнее время часто ошибался, думая, что пишулщие пьесы современники все как на подбор дебилы.
Нет, не все.
Некоторые просто не умеют писать пьесы.
Не припомню за собой такого, чтобы я запоем прочел современную пьесу
-
Наконец-то, нашлись произведения современных авторов для постановки на сцене. В умелых руках режиссера, мне кажется, любой текст может заиграть нужными красками. Свое дело сделают и актеры. А их, талантливых и не очень, полным-полно. Должно быть движение вперед. Классика никуда не денется, она просто есть. Новое обязано появляться на подмостках. Спасибо автору за открытие, будем смотреть.