Ло Гуаньчжун, «ТРОЕЦАРСТВИЕ»

Доброго всем времени суток, друзья. Сегодня у меня для вас не просто классика. И даже не просто культовая книга. Это и классика, и культовая книга для целого огромного региона. Более того, для целой цивилизации. И является таковой уже семьсот лет. Это одна из главных книг для культуры Китая, Японии и всей Юго-Восточной Азии. Её читают и постоянно цитируют. Её исследуют. О её героях пишут литературные произведения, снимают фильмы и даже анимэ-сериалы. Прошу любить и жаловать:

Ло Гуаньчжун, «ТРОЕЦАРСТВИЕ»

Если коротко, то это книга о китайской смуте, имевшей место во II-III веках нашей эры. То есть за тысячелетие до написания самой книги. Но описания событий, в основном, довольно точные, ибо автор основывался на летописях и народных сказаниях. Так что книга, с одной стороны, документальная. Но с другой — это огромный художественный и приключенческий роман. Более того, это один из четырёх классических китайских романов (к своему стыду, узнал об этом только в процессе чтения), на которых стоит практически вся китайская литература. Да, в общем-то, и азиатская тоже. И вот теперь, знаете ли, у меня завелось малость безумное желание прочитать их все (кроме этого ещё «Речные заводи», «Путешествие на Запад» и «Сон в красном тереме»). Почему это желание безумное? Ну, помимо, прямо скажем, необычного формата, они ещё, мягко говоря, по размеру немаленькие. Да чего уж там: они просто огромные. «Троецарствие» из них самое скромное, при том, что тоже обладает весьма солидным объёмом. Чтоб вы понимали: самая большая книга, что я читал («Иосиф и его братья» Томаса Манна) была по объёму примерно 1200 листов; так вот, «Сон в красном тереме» — это 2088 листов, если верить выходным данным типографии. Неплохо, да? Так что, если Бог даст и у меня дойдут до этого руки, то читать я их буду не чаще, чем по книге в год. Впрочем, вернёмся к основной теме.

Итак, «Троецарствие» (三国演义). Знаете, что меня поразило практически сразу? А то, что с первых страниц мне было просто охренеть, как интересно. Да, друзья, именно так. Я этого не ожидал и настроился на откровенно непростое чтение. Забегая вперёд, скажу, что оно и было непростым, но иначе, чем я думал. Сам же стиль написания оказался лёгким, а содержание — захватывающим. Что, опять же, удивительно: это книга из средневековья, причём, китайского.

Хотя, это тоже наложило отпечаток. Единственное, что лично меня откровенно смущает в книге — китайские имена. Ты начинаешь в них откровенно путаться, не будучи погружён в культуру хотя бы минимально. При этом же персонажей в книге сотни. Буквально. И повествование невообразимо стремительное, энергичное и плотное, раскрывающее, опять же, буквально сотни событий. И ты запоминаешь только основные имена и несколько десятков основных персонажей, с прочими же ориентируешься по контексту.

А персонажи там ух, какие колоритные. Настоящие дети смутного времени — на таких, к примеру, воочию можно было полюбоваться в Донецке в 2014-2017 годах. Не ангелы, не все со знаком плюс (спойлер: практически никто), но все — красавцы. Например, мой любимый персонаж Чжан Фэй — полнейший отморозок, принципиально не видевший берегов. Хоть во что-то он ставил только своих названных братьев: Лю Бэя и Гуань Юя. Да в принципе вся эта троица братцев-акробатцев — те ещё персонажи. Реально, один другого краше. И они там не одни такие. К примеру, Цао Цао — главный антагонист романа и одно из главных действующих лиц смуты. Автор его страшно не любит (он вообще ни разу не беспристрастен и откровенно болеет за одну из сторон). Но вот лично я не стал бы его мазать чёрной краской. Да, Цао Цао — не самый приятный пассажир. Ну, так они там все такие. Вот, хотя бы, самый культовый персонаж всего повествования — советник и полководец Чжугэ Лян (Кунмин). Если разобраться — то это хитрая, циничная, вероломная мразь, перекидавшая всех своих союзников. Хотя, историческим деятелем он был, судя по всему, и правда блестящим. Что до Цао Цао, то он также вполне вызывает уважение, хотя бы за то, что окружал себя умными людьми и умел их слушать. Ну, а то, что при этом сам был редкой сволочью — а кто из них ей не был? Повторюсь — они там все хороши. Персонажи из серии «нарочно не придумаешь». Просто кунсткамера. Да и не выжили бы в тех обстоятельствах люди другого типа.

А обстоятельства были совершенно однозначные — война всех против всех. Длинной в столетие. Разной интенсивности. Ну, первые лет тридцать — в наиболее активной фазе. А групп, группок и группировок был много. Вот и представьте себе, какой это был «царь горы». Самый настоящий фестиваль вероломства, фантастического коварства, запредельного предательства и прочих замечательных черт рода человеческого. Кстати, занятная деталь: эту книгу я читал одновременно с просмотром «Дома дракона». Так вот, описываемое в «Троецарствии» никакому Джорджу Мартину не снилось — ответственно это говорю. Там «Игра престолов» на таких максималках, что местами от их кульбитов голова кружится. Впрочем, сам Джордж Мартин, если мне память не изменяет, когда писал свой эпос, вдохновлялся аналогичной английской смутой — войной Алой и Белой розы. Но замечу — масштаб там совсем разный. Причём, явно не в пользу Англии. А сходства с «Игрой престолов» добавляют ещё и, так сказать, элементы фэнтези. Поскольку речь идёт о временах далёких и почти легендарных, то Ло Гуаньчжун не мелочится, и между полководцами у него там, местами, происходят самые натуральные магические битвы в стиле Перумова. Хотя, помимо этого есть ряд весьма интригующих моментов совсем иного рода. Например, явное указание на то, что в тех войнах использовались какие-то боевые машины и механизмы, для такой древности, казалось бы, совсем не характерные. Но тем не менее, они описываются («деревянные быки» и «самодвижущиеся кони»). Впрочем, это не единственный такого рода пример в мировом культурном наследии (в индийских текстах ещё и не такого насмотреться можно). Фантазиям придаваться я не стану. Скажу лишь, что о древности мы знаем куда меньше, чем это утверждается современной наукой.

В романе откровенно умиляет ряд моментов, свойственных всем древним нарративным источников во всех концах мира. В первую очередь, совершенно невменяемые данные о численности воевавших сторон. Опять же, Ло Гуаньчжун не мелочился от слова совсем: один у него семисоттысячные армии водит, другой двухсоттысячные, третий полумиллионные. Но, во-первых, заслуга это, скорее всего, не его, а древних летописей, на которые он опирался и которые, как правило, на эту тему вообще не комплексуют. А, во-вторых, повторюсь, такое свойственно всем древним эпическим повествованиям. Например, «Песнь о нибелунгах» (на которую «Троецарствие» в ряде моментов вообще весьма похоже) проявляет ровно те же черты. И даже в большей степени — она периодически вообще бывает похожа на рассказ в таверне не очень трезвого герольда, который периодически высказывается в том смысле, что мол «зуб даю, так всё и было!».

В чисто литературном плане книга также довольно примечательна. Я бы сказал, что она написана в формате огромного сериала на множество эпизодов. Или манги на множество глав. Причём, со всеми атрибутами: анонсами будущих серий, и так далее. Что ж, вероятно для такого случая это самый правильный формат. Я уже говорил — история там огромная, на сотни действующих лиц и сотни событий. Повествование плотное и динамичное. Да это всё непросто даже элементарно удержать в голове, чтобы не запутаться. Вот автор и делит на эпизоды. Получилось весьма удачно.

Тем не менее, книга весьма специфическая и это факт. Рекомендовать её всем подряд я бы не стал. Но если ты хочешь, что называется, погрузиться в контекст, нырнуть в историю и культуру — читать её обязательно. Пожалуй, «Троецарствие» — это главная книга, которую надо прочесть для знакомства с наследием Поднебесной. Да и Японии тоже. Как, впрочем, и всего региона Дальнего Востока. Ну, а помимо этого, она ещё и сама по себе довольно интересная, а, местами, даже весьма захватывающая. Я понимаю, почему они её так любят. Так что моё слово: читать.

Хорошего вам чтения, друзья.

#книжная_полка #изба_читальня #ло_гуаньчжун #троецарствие

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 25
    7
    192

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Sergeilaoshi

    Иногда читать книгу, от которой мозг плавится, не вредно. Я сейчас на голом упрямстве одолел "Бесов Лудэна" Хаксли. Умней не стал, но и бестолково потраченным временем не назову. Читать тяжело, но мозги чистит. 

  • neo_crusader

    Sergeilaoshi 

    Да ладно, отличная книга. После того же Томаса Манна или Стендаля словосочетание "мозг плавится" к "Троецарствию" никак не привязывается.)

  • sotona

    Sergeilaoshi 

    Простите, уважаемый, но Олдос Хаксли это мастрид. Этак Вы ещё возгордитесь, что Джона Фаулза «осилили».

  • Sergeilaoshi

    Кто-то гворил о гордости? Нет, но для меня история Китая и Японии ближе и понятнее, чем европейская. Хотя бы географически ближе. Есть любимцы литературные, та же Сэй Сёнагон. Манном и Стендалем гордиться не приходится. В списке обязательной литературы были. Не прочтёшь - не сдашь. Фаулз просто глотается после "Бесов", слишком для меня лично некопанных исторических и культурных реалий. Рад за Вас, что познакомились с "Троецарствием". Нет, завидую. В моём списке на прочтение она есть, и я очень рад, что есть те, кто не просто прочёл, но и напомнил мне о своих долгах перед самим собою же.  

  • Sergeilaoshi

    Павел Кухмиров 

    И на Муроками)) Думаю, Мите Коваленину и всей японской братии было бы приятно)))

  • Sergeilaoshi
  • neo_crusader

    Sergeilaoshi 

    На Мураками - тот обзор, который здесь, даже не второй, а третий.) Это любимый писатель.) Вот два других:
    "Норвежский лес" - https://vk.com/wall93077724_16985 
    "1Q84", "Крысы" - https://vk.com/wall93077724_17887 

  • Sergeilaoshi

    Приятно, что многие переводы моих друзей. Хотя 1Q84 не люблю. Кстати, в моей повествушке конкурсной Сунь Укун и Суанини присутствуют 

  • neo_crusader

    Sergeilaoshi 

    Из этих двоих знаю тольк царя обезьян. Увы, я не настолько погружён в китайский контекст.)

  • Sergeilaoshi

    Я 4 года отработал в Японии и 19 в Китае. В том числе ковидные три года на дистанционке

  • neo_crusader
  • Sergeilaoshi

    Если не добрались ещё, советую Мо Яня "Страна Вина". Меня впечатлила. 

  • neo_crusader