Один из ключей к пониманию творчества Иосифа Бродского

Вероятно, то, чем я хочу поделиться, уже давно известно. Я бы рад поднять массу текстов и понять, был ли вопрос освещён, чтобы не изобретать велосипед. Но велосипед уже готов, а исследовать хочется другое, честно говоря. Прошу прощения у тех, кому придётся не по душе такой подход, но мне нужно думать, а думать порой проще, если результаты записаны и эмоционально закрыты, так сказать. А чтобы они были эмоционально закрыты, мне нужно ими поделиться.
Перейдём к ключу. Я думал над строкой «глаз, засоренный горизонтом, плачет» из стихотворения «Одиссей Телемаку» и представил, что горизонт находится в глазу и вызывает слезоточивость. Произведение сразу заиграло новыми красками, более печальными, чем те, что я видел в нём раньше.
Итак, горизонт в глазу это признак следующей особенности. Образы, логика построения лирической последовательности фраз, сами фразы ― у Бродского всё это в значительной мере интроспективно. (Интроспекция ― это наблюдение за своей собственной психикой.) Чтобы понять неясную мысль в его тексте, иногда стоит учесть, что это может быть не сообщение факта реальности, а нечто опосредованное интровертом. Бродский наблюдает за механическими и/или абстрагирующимися от чувственной и фактической реальности собственными психическими актами. Это его личный внутренний мир, и факты внешнего мира воспринимаются поэтом через призму внутреннего. (Конечно, это не всеобъемлющий принцип. Психические акты поэта не только механические и не только отвлечённые.) В принципе, так происходит не с ним одним, и вообще, это можно сказать о многих людях. Такая особенность восприятия это, скорей, общее правило для множества людей. Но в случае с Иосифом Бродским эта особенность очень выражена и прослеживается во многих его стихотворениях. (Не говорю, что во всех, все я не читал. :) ) К тому же, его внутренний мир очень необычен, поэтому в случае с его текстами эту особенность легче отследить, понять, что это именно она. В ином тексте, у другого автора будет тоже интроспективность, но мы не заметим, потому что сами схожим образом смотрим на мир.
Подведу итог. Всё это — холодная, в чём-то механическая и активно использующая абстрагирование, высокоинтеллектуальная интроспекция.
Примеров замков, к которым подходит вышеописанный ключ, можно привести много. Если вы знакомы с творчеством Бродского, то, наверное, и сами что-нибудь найдёте или вспомните.
Приведу только два.

Это абсурд, вранье: 
череп, скелет, коса. 
«Смерть придет — у нее 
Будут твои глаза.»

Смерть с косой ― объект из внешнего поэту мира. Народный мотив, можно сказать. А смерть с глазами, собственно, того, кто умирает ― как раз и отражает тот факт, что речь в тексте не столько об объективной реальности, в частности, о народном образе смерти, сколько о психике наблюдателя за своим умиранием. 
Второй пример.

Я сознаю, что предо мною пропасть,
И крутится сознание, как лопасть,
Вокруг своей негнущейся оси.

Тут и догадываться не нужно было, замок, по сути, уже открыт.
А почему был нужен такой ключ? Ну, кому-то он и не нужен, и я искренне рад за таких способных людей. Мне же без него было намного сложней понимать, о чём говорит поэт в тех или иных строках. Я воспринимал многие его слова, как загадку из реального мира, нечто непонятное, но существующее на планете Земле, вне отдельных голов. А нужно было совместить определённую меру реалистичности, зеркально отражённую действительность, с субъективным восприятием автора, с порождениями его призм, и тогда только я приблизился бы к пониманию. Возможно, сам этот ключ субъективен и не является чем-то истинным. Ну, бывает. :) 
Кстати, порождения призм и весь остальной внутренний мир поэта, возможно, более точно отражают реальный мир, чем может показаться. Возможно, отражают менее точно, чем можно решить.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 10
    9
    235

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • plusha

    Бродский глыба, такая, шикарная, какие ещё ключи к нему, и так все звучит, играет, отзвук вызывает..... ИМХО, конечно....

  • petrop

    Ща подумаю за своего корифана Йосика...

  • Otmena

    Поэзия не воспринимается логично, на уровне мозга, скорее уж тела: костьми, хрящами, сухожилиями. 

  • bastet_66

    Всегда считала и считаю, что бесполезно пытаться копаться в голове творческих людей. Все размышления в статье – только догадки. Если ты на одной волне с поэтом, так и без всяких ключей поймешь, что он хотел донести до читателя. А если он чужд, уже никто и ничто не объяснит смысл сказанного. Но за размышления спасибо. Прочитала с интересом. Грамотно, обстоятельно, доходчиво.

  • Arhitector

    Я вам открою большой секрет полишинеля - поэзия интроспективна, и даже, представляете, не только у Бродского, но и у всех поэтов. Есть ещё более страшная тайна: произведения практически всех видов искусства - от кино и живописи до зАмков и умения прибивать яйца к мостовой - также по большей части интроспективны. Представляете - даже политика интроспективна, благодаря чему мир периодически подкатывается к состоянию "в труху".

    Велосипед Вы действительно изобрели. Не то, чтобы познавательно, но капельку интересно было, спасибо.

  • drozh_vstrukture

    Arhitektor 

    Спасибо за отзыв! Я тут подумал... А какие вообще есть доказательства того, что поэзия интроспективна? :)