ruukr ruukr 04.12.22 в 17:32

Мужчина и женщнина: способ применения

Мужчина и женщина: способ применения, 1996

Размышление по фильму Клода Лелуша.

«Женщины — это цветы. Не торопитесь их срывать, чтобы они не завяли!» — фраза, с которой начинается и заканчивается фильм, только применительно к мужчинам.

— Если у врача хватит смелости сказать больному, что он здоров, а здоровому, что болен, то здоровый заболеет, а больной выздоровеет! — говорит французский профессор-гастроэнтеролог. Наверное, из-за нее я довольно часто рекомендую этот фильм. Ведь никто не отрицает, что искусство обладает лечебными свойствами, пусть и не такими заметными, как таблетки инъекции, но по эффективности и длительности воздействия эффект от нее может ощущать на протяжении десятка лет. К сожалению, достижения медицины ограничиваются лишь одним пролонгом, да и то для лечения психоза с продолжительностью воздействия лишь три месяца. А так стандартно: «по одной таблетке три раза в день».

— Наш мозг — это суперсовременный лекарь! — повторяет он молодому коллеге на ужине в парижском ресторане, — и в тоже время, мозг — это самый главный трус, способный увлечь человека на дно. И девяносто процентов болезней происходят от мозга...

Мне вспомнилась концовка советского фильма «Ученик лекаря», где ученик до смерти молниеносно травит своего учителя родниковой водой«. Я подумал, что не зря Клод Лелуш стажировался на «Мосфильме» и вероятно что-то где-то подсмотрел и привнес во французский кинематограф.

Он — преуспевающий адвокат, влюбляющий в себя женщин по традиционной схеме. Ужин в ресторане с рубцом и жареной картошкой, катание на автомобиле или вертолете, ночь в люксе пятизвездочного отеля и случайно выпавшая купюра в двести евро. Она — молодой врач, вероятно жаждущая мести. Ведь чувства не затухают по велению разума. И они способны, как разрушить объект желания, так и сделать из любящего настоящего героя. Первое встречается чаще, и режиссер придумывает коварную месть.

— У тебя обнаружены атипичные клетки, но уровень современной медицины позволяет остановить прогрессирование и даже замедлить течение болезни! — невозмутимо произносит врач.

Все психологические и теоретические защиты рушатся от слов молодого эскулапа. Вся самоуверенность разбивается вдребезги. Конечно, бывает и так, как она говорит, и мне встречаются такие, кому поставили онкодиагноз и тридцать и сорок лет назад, а иногда и не один. Но по статистике все же чаще случается то, что случается. И главного героя направляют по наиболее распространенной схеме с мучениями и представлениями о близкой кончине, с паническими атаками и кошмарными сновидениями, с депрессивным аффектом и общей астенизацией.

Он — стажер полицейский и начинающий актер. У него тоже болит живот и ему тоже необходимо ЭГДС, но страх в ожидании заключения биопсии выстраивает в нем невероятную систему защиты и атрибутов. От обещания съездить в Лурд до непременной женитьбы в гражданском браке.

— Сколько у меня есть шансов, доктор?

— Девять из десяти! — вселяет в него уверенность профессор.

— Девять из десяти?! — это ведь так мало! Почему вы даете такой пессимистичный прогноз? — не унимается ипохондричный полицейский.

То, что для врача кажется хорошим статистическим показателем, — для больного звучит подобием приговора. Я вспомнил питерского пациента, который в тридцать два года убеждал, что болен тяжелой формой остеохондроза и демонстрировал ограничения в движениях спины. Увы, таблетки и наши убеждения оказались слабы для него. И после выписки и посещения частного мануального терапевта, он решил не обременять этот мир своими страданиями.

Но слово врача — это целебный эликсир даже в конце XX века, и у горе полицейского с дипломом артиста, который вместо игры на сцене выбрал охоту за преступниками, появился шанс, который невольно дал ему заблудший в своих чувствах врач. Настоящий бы ипохондрик конечно бы не поверил и выбрал другого врача, но мы в кино и здесь другой жанр. Оно лишь частично отражает действительность, развлекая зрителей, а не слепо копирует её.

Его дела идут вверх и то, что раньше не получилось по причине восприятия окружающего со знаком «минус», теперь выходит на ура. Он довольно успешно ловит преступников, улучшает отношения в браке и дает дельные советы собрату по несчастью — адвокату, который еще сорок минут назад учил его премудростям жизненного успеха. 

Фильм не только о болезнях и путях по их преодолению. Первично он об отношениях между «цветами, которых не следует торопиться срывать». Мальчик и девочка, не успевшие за пятиминутное железнодорожное знакомство, назвать свои имена, ищут друг друга на улицах Парижа. Восьмидесятипятилетняя мама адвоката приглашает сына на свою первую в жизни свадьбу. Абсурдно, когда ты не влюблен. Из этих лоскутов в отношениях и строится фильм.

Финал переносит главных героев в Лурд, где они на пару делают гастроскопию, и слова профессора гастроэнтеролога «о силе слов» наполовину разбиваются в пух и прах.

— Ты же обещал, что пойдем пешком? На вертолетё не летают к Богу и от него.

— Нет. Я тороплюсь сделать заявление, что есть только одно лекарство и чудо! Это Вера!

— Но о чудесах не принято трубить на каждом углу, иначе они перестают быть таковыми. Да и Бог может разгневаться на то, что не соблюдаешь свои обещания, и во второй раз тебя не простит! — стремится образумить адвоката

Болезнь заставляет нас почувствовать по настоящему, что такое жить, а выздоровление порой опять возвращает на грешный путь на пути к новым заболеваниям. Может быть, поэтому мне и запомнился этот фильм, так как в окружающем нередко нахожу подтверждения увиденному на экране.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 7
    5
    164

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • chey_tuflya

    Типа эссе. 

    Ну-ну

    Но смотреть всеравно не буду 

  • ruukr

    Чей туфля? 

    Спасибо Понимаю. 

  • udaff

    Обзор интересный. Но фильм явно не для меня. 

  • ruukr

    Дмитрий Соколовский 

    Спасибо за оценку и внимание. Вспомнил, что когда жил в Питере, возле метро Василеостровская был магазин иного кино. По пути на работу иногда покупал там диски. Там и познакомился с Питером Гринуэй и Ингмаром Бергманом. Что-то стало любимым , а что-то так и пылится в запасниках.

  • plusha

    Я смотрела, я люблю такое. Спасибо.

  • ruukr

    plusha 

    Спасибо. Лелуша пересмотрел всего. Конечно любимый у него Прекрасная история. После него поехал в Израиль в поисках меда диких пчел, да перепутал с кибуцем

  • bastet_66

    Мне показалось, маловато размышлений.  И еще, если первичны в фильме отношения между мужчиной и женщиной, как утверждает автор, то почему в размышлениях об отношении к болезни? Но мысли правильные. Во многом согласна с автором. Особенно в том, что «болезнь заставляет нас почувствовать по-настоящему, что такое жить». Немножко бы подредактировать статью, а так написано интересно. Прочитала с удовольствием.