Karakum Karakum 03.12.22 в 13:35

Обзор фильма «Пэрл» / Pearl

премьера: 3 сентября 2022 года
1 ч. 43 мин.
сценаристы: Тай Уэст, Миа Гот
режиссеры: Тай Уэст
в ролях: Миа Гот, Дэвид Коренсуэт, Тэнди Райт, Мэттью Сандерленд, Эмма Дженкинс-Пурро, Алистер Сьюэлл

«Штирлиц подошёл к окну. Из окна дуло. Штирлиц закрыл окно — дуло исчезло».
Анекдот 

Знаменитое окно Овертона не распахивается настежь одномоментно, впуская в квартиру вихрь нового дискурса. Его створка приоткрывается незаметно, миллиметр за миллиметром, терпеливыми стараниями многочисленных заинтересованных рук. Формирование нового социального фрейма, наполнение его смыслами и моделями поведения дело кропотливое, с расчетом на будущее. Такая игра всегда ведётся вдолгую, и вынуждена соблюдать рамки приличий, мимикрировать под что-то приемлемое, известное, подо что-то «старое доброе».
Согласно незабвенным «Банд’Эрос», психологическому слэшеру «Пэрл» «теперь рукоплескает Канн и весь калифорнийский берег», только вместо Канн в нашем случае — Венеция. Мартин Скорсезе одаривает продукт восторженным откликом. Авторитетные сайты Rotten Tomatoes и Metacritic награждают высоченными рейтингами.

В 1918 году, когда на европейском театре военных действий ещё бушует WW1, в американской живописной провинции, на ферме борется за выживание семья с немецкими корнями. Набожная строгая мать, парализованный отец, и их дочь — мечтательная Пэрл. У Пэрл есть муж Говард, но он на фронте. Ситуацию усугубляет пандемия испанки. В ближайшем городке жители ходят в масках, а понаехавшей немчуры сторонятся. Одухотворенную Пэрл мало волнуют насущные заботы и увещевания авторитарной матери. Она мечтает стать танцовщицей, сниматься в кино и ездить по стране с гастролями. Ещё юная женщина страдает душевной болезнью. Она склонна к насилию, извращениям и наркомании. На первых минутах немотивированно закалывает гуся вилами и скармливает аллигатору. Пэрл ездит в город смотреть кино в пустом зале (вопреки запретам матери), пьет морфин (купленный для отца), знакомится с киномехаником, который показывает ей чёрно-белый немой порнофильм, в кукурузном поле снимает с шеста человекообразное пугало, целуется с ним, умело используя язык, самозабвенно имитирует половой акт. Дома — обмывает немощного отца, и тут же, при нем, принимает голая ванну. Эта странноватая обыденность заканчивается, когда Пэрл узнает от свояченицы (прекрасноликая блондинка) о том, что в местной церкви вскоре состоится отбор в кордебалет. Никогда ещё бедная провинциалка не была так близка к исполнению своей заветной мечты, к успеху. Но на ее пути встаёт очевидное непреодолимое препятствие — ежеворукавичная мать, неподвижный и немой отец, а также муж, могущий вот-вот возвратиться домой. Какой выход предпочтет Пэрл объяснять не нужно — во все тяжкие.

Концепция кино тараном ударит по неокрепшим мозгам молодых любителей развлекательного трэша. Вы хотели крови? Будет вам кровь и гора трупов, но впридачу получите (и распишитесь) нехитрую конъюнктурную мораль нового мирового порядка. Вырваться из семьи, из её тоталитарных, угнетающих тисков возможно лишь полностью разрушив традиционное, христианское, патриархальное. Каждый второстепенный персонаж заслоняет собою дорожку из жёлтого кирпича, что ведёт в большой мир свободной любви и безответственного счастья. Ранимая женская сущность молодой Пэрл непременно должна освободиться, стряхнуть пыль прошлого. Верующая мать (жертва диктата мужчин) — долой. Овощеподобный отец как метафора отмирания. Ничего не решает и не помогает. Он только требует для себя времени и ухода. Бесполезный атавизм. Долой. Молодой киномеханик — соблазнил и бросил. Долой. Свояченица — белокурая красотка и конкурентка на предстоящем отборе, «настоящая американка». Долой. Дайте дорогу иным. Времена настоящих американцев прошли. Муж — сдерживающий фактор, навязанный выбор, тормоз самостоятельности. Долой.

Такой вот психологизм теперь практикует американское жанровое кино. До самого финала я питал надежду, что авторы стебутся над современностью, с ее ковидом, войнами и культурой отмены, но последний монолог Пэрл, где она продолжительно и с чувством оправдывает свое поведение, предстает жертвой, отрицает материнство и проповедует аборт, все поставил на место для меня, а для фильма открыл авиаперелёт в Венецию. 

Сама позиция Пэрл не вызывает протеста. Понятно, что каждый человек достоин счастья. Понятно, что преступлением было бы заставлять женщину рожать против ее воли. Понятно, что жить в семье с людьми яростно отвергающими твою индивидуальность — невыносимое испытание. Софизм заключается вовсе не в нравственных страданиях Пэрл, а в подспудной попытке оправдать ее кровавый бунт, в стремлении дать жертве индульгенцию на любой произвол в отношении угнетателей. Статус «жертвы» постепенно приобретает культовый, сакральный смысл. Становится модным. Быть не таким, как все, быть меньшинством предпочтительнее, почетнее и престижнее. Феномен «жертвы» перестает быть психологическим и обретает социальную, политическую значимость. И в обществе эта новая роль постепенно заменяет роль «героя». Непонятый мститель важнее одномерного рыцаря на белом коне (или в черном костюме). Он интереснее.

Такое соотнесение себя с психопатичными кинострадальцами удивило меня ещё после премьеры «Джокера» с Хоакином Фениксом, когда интернет взорвался бесконечной чередой олицетворения — «Я/мы — Джокер». 

Техническая сторона фильма радует красочными пасторальными пейзажами. Кино завернуто в стилизацию под классику Голливуда («Волшебник страны Оз»). Титры, музыка, манера операторской работы и монтажа, саундтрек. Все работает на лубочность происходящего, как бы сообщая нам — «Не воспринимайте всерьез. Это же кино». Мы делаем вид, что поверили и ставим пометку на полях — «Ага, щас!». Изображение тягот и лишений выживания на ферме сводится к показу амбара, в котором Пэрл единожды дернула корову за вымя. Трудно быть достоверным, когда ты ничего не смыслишь в работе руками, а на толковых консультантов денег нет.

В целом это бенефис Миа Гот. И значит её нельзя обвинить в перетягивании одеяла на себя. Все остальные персонажи сыграны ноунеймами и не достойны упоминания в обзоре. Чего ещё ждать от бюджета в один миллион?

Миа Гот («Суспирия», «Нимфоманка», «Лекарство от здоровья») прилично выполнила работу — на нее неприятно смотреть, местами просто отвратительно. Только не совсем ясно чья это заслуга, актерского мастерства или непривлекательной внешности госпожи Гот? Болезненный взгляд, вялые капризные губы, безвольный подбородок — хорошо подходят для воплощения патологических личностей. Но плохо вяжутся с тяжёлой жизнью, которая не только закаляет характер, но и меняет внешность в сторону огрубения. Но пусть их. Главного удалось добиться — в глубокое нарушение душевного равновесия верится безоговорочно. 

Благодаря Creative Market я узнал, что этот фильм хронологически первый из трилогии. Спасибо Альтерлиту. Предупрежден — значит вооружен. Смотреть такое не собираюсь.

Итог. Штирлиц, закрой окно. Сквозит.

#alterlit #мияготт #перл #creativemarket #imhoch

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 13
    13
    269

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • capp

    остальные персонажи сыграны ноунеймами и не достойны упоминания в обзоре (с) 

    ---- 

    по мне, так главная исполнительница от этих *ноунеймов если и отличается, то чисто гомеопатически. 

     

    Фильм хорош. Особенно, если не знать содержания, не смотреть его, и вообще забыть об его существовании. Только почитать обзор.

  • 4mp

    Из энтернетов узнал, что эта Мия является женой Шаи Лабафа. Штош, это многое объясняет. 

    Фильм возможно гляну. 

  • horikava_yasukiti

    Написано отлично, но с твоей трактовкой я не согласен. Посмотрел фильм с удовольствием. Более того, как я полагаю, то что героиня сходит с ума, как раз таки и показывает, что подобный бунт некоструктивен, это путь в никуда. В общем Тай Уэст не так прост, как может показаться.

  • jatuhin

    Будем посмотреть 

  • YaDI

    уговорили, посмотрю