romanvolikov роман воликов 02.12.22 в 10:03

FUCK КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Честно говоря, давно ожидал появления нечто подобного документальному сериалу «История бранных слов» (США, 2022). Тема уж больно сладкая. Наивно полагал, что инициаторами глубоко научного анализа бранных слов выступят наши, учитывая богатую историческую традицию: от стыдливо скрываемых от широкой публики матерных стихов солнца нашей поэзии и бессмертной поэмы Ивана Баркова «Лука Мудищев» до манифеста непотребства в жизни, быту и искусстве — повести Юза Алешковского «Николай Николаевич» (кстати говоря, автора знаменитых строк — «Товарищ Сталин, Вы большой ученый...»)

Но первыми, как обычно, оказались американцы. Капиталисты, нутром чувствуют, на что народ клюнет.

Итак, снятый по заказу Netflix сериал «История бранных слов». Шесть серий по двадцать минут каждая, оптимальный формат для документального кино. Потомственный голливудский аристократ Николас Кейдж (дядя — режиссер всех времен и народов Френсис Форд Коппола, двоюродные братья и сестры — режиссеры София Коппола и Роман Коппола, продюсер Джан-Карло Коппола, дедушка по отцовской линии композитор — Кармайн Коппола, дедушка по материнской линии Отто Фогельзанг, бухгалтер фильмов Хичкока, очень важная и нужная в кинопроизводстве профессия, основная задача которой укоротить безумную режиссерскую фантазию и обрубить непомерные аппетиты жадных до денежных знаков кинодив простенькой, на первый взгляд, фразой: «А Вы смету давно смотрели, дружище?») в роли ведущего.

Когда Кейдж с холеным барским лицом и замашками французского дворянина предреволюционной эпохи, ругается матом как ломовой извозчик, это впечатляет. Нет, это убивает напрочь, заставляя бросить к чертовой матери все прочие дела и нырнуть в сериал с головой. На мой взгляд, лучшая на сегодняшний день работа пятидесятивосьмилетнего актера, который до того бродил из одного боевика в другой (за исключением, пожалуй, ремейка «Плетеного человека» и «Плохого лейтенанта» Вернера Херцога). Кейдж ироничен и циничен, и не забывает привести примеры бранных слов из собственной обширной фильмографии. В общем, видно, что парень тащится, а это такая редкость в наше прагматичное время. 

Режиссером сериала «История бранных слов» выступил Кристофер Д«Элия, до того снимавший фильмы, названия которых говорят сами за себя: «Капсула времени», «Это ваша смерть» и прочее в том же духе. Дело понятное, рейтинг надо зарабатывать и деньги не помешают.

Элия по происхождению стендап-комик, и, конечно, в «Истории бранных слов» он развернулся по полной программе. Приглашенные эксперты не только мастерски матерятся, но и подробно рассказывают о происхождении самых известных английских бранных выражений. Настолько убедительно, что их словам хочется верить. 

На самом деле, происхождение бранных слов во всех языках мира (английский не исключение) настолько мифологизировано, что разобраться, как было в реальности и отделить плевела от зерен, сегодня не берется ни один серьезный исследователь. На эту тему есть потрясающая научная работа «Вся правда о мате в истории мира» величайшего русского лингвиста двадцатого столетия Дитмара Эльяшевича Розенталя, написанная в 1973 году. В интернете эта работа отсутствует, но теоретически можно заказать пересылку по почте из Научной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова. Интересующимся вопросом — рекомендую!

Для режиссера Элия сериал «История бранных слов» — стендап высшей пробы, он сумел пройти по шаткому веревочному мостику над бездной пошлости и примитивизма, не оступившись. Хотя, безусловно, не все со мной согласятся, противников использования нецензурной лексики в искусстве хватает в этом мире.

Отдельный респект следует высказать переводчикам и актерам дубляжа. Довольно однообразный в английском языке мат они вдохновенно адаптировали к русскому. Получилось супер, хотя иногда довольно далеко от оригинального значения. Ну что ж, фантазия русского человека не имеет пределов, а уж послать по матушке или в направлении фаллоса наш народ умеет как никакой другой, без всякого различия на занимаемые социальные ниши.

Вообще, этот сериал — редкое на сегодня явление, когда фильм заставляет задуматься. Почему-то сразу вспоминается фраза, приписываемая маршалу Г. К. Жукову: «Матом мы не ругаемся, матом мы разговариваем». 

Не только мы, но и они, западные люди, тоже. А, собственно говоря, почему. Ведь стараемся же себя сдерживать. При детях не ругаемся, и женщине на первом свидании тоже вряд ли придет в голову ляпнуть: Ну, ты такая, а дальше сплошное многоточие.

Что же этакого происходит в нашей жизни, что всё чаще и чаще мы бранимся на эту самую жизнь и окружающих нас людей, опрокидывая сложившиеся за века табу. 

Происходит стандартизация человеческого поведения, сначала на уровне бытовых обстоятельств, плавно перетекающая в канонизацию философских представлений и моральных установок. Это хорошо, а это плохо. Нюансы остаются за кадром, и постепенно теряют смысл, как ненужные и даже вредные мотивы. «Бегом обратно в Средневековье», — хорошо сказал по этому поводу Курт Воннегут еще в 1982 году. 

Но человеческая психика устроена таким образом, что возвращаться в болото невежества и глупости никому не улыбается. Совершить поступок, например, взять наган в руки и крушить складывающийся миропорядок, страшно. Вот и материмся с каждым годом всё злее и злее, частенько не отдавая себе отчета, а чего мы так взъелись.

Смотреть ли сериал «История бранных слов»? Обязательно!!! Ржач искромётный. И есть все основания задуматься.

#креатив_маркет #историябранныхслов #николас_кейдж

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 8
    8
    218

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • igor_funt

    обзор отличный. лучше моего. но - насчёт ржача не согласен. мне показалось всё довольно унылым.

  • Arhitector

    О. А есть ещё один обзор? Сейчас пренепременно прочту. За данный обзор - автору огромное спасибо: было искромётно, интересно, и даже со ссылками на научные работы и попыткой экскурса в анализ исторического возникновения мата. Читался на одном дыхании.)

    Да, умеют халливуды в актуальщину, когда захотят.)) Хотя.... может сам сериал не такой ох@енный, как обзор?)

    Единственное, с чем чуть не соглашусь, что Кейдж (эх, мой любимый старина Кейдж, тебе уже 58? - летит времечко...) - постоянно кочевал из боевика в боевик. Вот допустим фильмище "Семьянин" - очень, для меня, хорож. Ну а боевичка "Без лица" - вообще не забыть. Талантливый актёр.

    За обзор ставлю одно сердце, поскольку нет технической возможности поставить три.) Данке. Мерси. Фенк ю.)

  • Psychoscum

    "На мой взгляд, лучшая на сегодняшний день работа пятидесятивосьмилетнего актера, который до того бродил из одного боевика в другой (за исключением, пожалуй, ремейка «Плетеного человека» и «Плохого лейтенанта» Вернера Херцога)."


    А как же Морячок в милейшем "Wild at Heart" Линча?

  • capp

    ©Довольно однообразный в английском языке мат они вдохновенно адаптировали к русскому. Получилось супер, хотя иногда довольно далеко от оригинального значения. 

    * * * 

    Ну. И в чём прикол? Кто молодцы-то? 

    Создатели фильма, или переводчики-отсебятники?

  • vpetrov

    Солидно о несолидном.