Рецензия на фильм «Амстердам» / Amsterdam

год: 2022
режиссёр: Дэвид О. Рассел
в ролях: Кристиан Бэйл, Джон Дэвид Вашингтон, Марго Робби, Рами Малек, Андреа Райзборо, Аня Тейлор-Джой, Крис Рок, Алессандро Нивола, Майк Майерс, Майкл Шеннон, Роберт Де Ниро

Салют зрителям!

Давным-давно, в 60-х годах прошлого века, когда подросло целое поколение американцев, не помнящих лишений военных лет, мировая экономика безудержно стремилась ввысь и золотой миллиард начинал понемногу беситься с жиру, группа голливудских креативщиков, обожравшись ЛСД, которая в те годы считалась модным средством расширения ментальных горизонтов, выдумала новое направление кино под названием «camp movie». По-русски этот термин можно примерно перевести как «капустник», и фактически данный жанр представляет собой продвинутую версию КВН — куча скетчей и гэгов упаковывается в некое подобие сценария и никого не волнует тот факт, что логикой развития сюжета тут и не пахнет, наоборот, так даже смешнее, да и зрители, замечая нарочно оставленные логические дыры, получают квази-интеллектуальное удовольствие.

Как и с любым другим продуктом, уровень мастерства авторов напрямую влияет на конечный результат, но в случае с высокобюджетным капустником это фактор становится решающим, ведь никакой другой ценности, кроме функции развлечения зрителя, картина не имеет. К проекту «Амстердам» были привлечены громадные ресурсы и первосортные актёры — и всё равно получилось слабовато. Кто виноват? — Разумеется, повесточка.

Прежде чем перейти к сюжету фильма, недотёпам, зачем-то получившим классическое образование, следует усвоить важнейшую историческую аксиому — не важно, что вы там читали в своих энциклопедиях, по факту во все времена и на всех континентах вся мировая история вращалась исключительно вокруг негров. Вне всяких сомнений, жизнь на планете так бы и застряла на уровне мезозойской эры, если бы не облагораживающее влияние этих замечательных джентльменов. В частности, данный фильм повествует о том, как негры выиграли мировую войну, разоблачили фашистский заговор в Нью-Йорке и спасли демократию в США.

Режиссёр рассказывает нам о судьбах трёх друзей, встретившихся во время Первой мировой. Бёрт Берендсен — бедный еврей из Бруклина, который таки выучился на хирурга, нашёл себе невесту из хорошей семьи с Парк-Авеню, и уже собирался спокойно практиковать вместе со своим тестем, как вдруг немцы потопили «Лузитанию» и богатые родственники решили, что Бёрту следует послужить родине и пойти на офицерские курсы. И как не протестовал Бёрт, справедливо указывая на тот факт, что на войне, между прочим, могут и убить, в начале 1918 года он уже был в окопах на линии Мажино. Тут он и познакомился с афроамериканцем по имени Гарольд Вудман, причём при весьма интересных обстоятельствах. Гарольд, а вместе с ним и весь 106-й пехотный батальон, состоящий целиком из негров, неожиданно взял и отказался идти в атаку, мотивируя это тем, что их командиры — расисты и относятся к солдатам без должного уважения. Мало того, наиболее наглые афросолдаты во всеуслышание заявили, что если им не понравится их новый комбат, они его тупо убьют — чем не махновцы в Гражданскую? 

За такую выходку на передовой белых бунтовщиков без всяких церемоний бы расстреляли, но поскольку права качать начали негры, генералу ничего не оставалось, как униженно упрашивать афроамериканцев всё-таки помочь родине в деле борьбы с кайзером, обещая в числе прочего выплатить им репарации за 400 лет рабства и подобрать политкорректных командиров. Тут на глаза генералу попался интеллигентный Бёрт, который и был немедленно назначен новым комбатом. Впрочем, чтобы сразу поставить снежка на место, Гарольд заявил, что мол, командир, у тебя есть выбор — или ты делаешь всё, что мы говорим или мы говорим тебе, что делать.

Однако карьера Бёрта на высоком посту была недолгой — не успел он познакомиться со своими подчинёнными, как немцы, узнав о том, что США выставляют против них афроамериканские войска, применили секретное оружие — снаряды, наводящиеся на запах арбузов и куриных окорочков, в результате чего Бёрта с Гарольдом слегка посекло шрапнелью. Попав в госпиталь, друзья знакомятся с медсестричкой по имени Валери, которая немедленно влюбляется в негра, ибо зачем любой здравомыслящей девушке белый офицер, если есть чёрный рядовой? 

Подлечившись, герои хватают Валери и едут в Амстердам, где образуют любовный треугольник, наиболее тупым углом которого становится Бёрт — пока Валери и негр занимаются сексом, курят опиум и пьют абсент, Бёрт просто курит опиум и пьёт абсент. В какой-то момент такое положение ему всё-таки надоедает и он уезжает назад в Нью-Йорк.

Проходит 15 лет и друзья встречаются снова — Гарольд, успевший к этому времени стать адвокатом, просит Бёрта провести неофициальное вскрытие трупа одного из его клиентов — генерала армии, подозревая отравление. В этот момент на Бёрта и Гарольда начинает охотиться некая таинственная нацистская организация, и друзья вынуждены вступить в борьбу с негодяями. Оказывается, крупнейшие американские индустриалисты, прочитав брошюру Генри Форда «Международное еврейство», не просто решили захватить власть в США с помощью путча ветеранов, но ещё и посмели покуситься на святое, решив стерилизовать всех негров. Сможет ли Бёрт помочь другу и спасти объект вожделения Валери — покажет время.

Как и положено крайне несерьёзному кино, «Амстердам» представляет собой нагромождение плоских шуток, претендующих на остроумие диалогов, гиперболизированных персонажей и идиотских ситуаций. На первый взгляд, данный факт ни в коем случае не является преградой для успешного развлечения зрителя — в конце концов, целая плеяда фильмов, начиная с классики жанра blaxploitation вроде «Boss nigger» и заканчивая «Бесславными ублюдками», наплевательски относилась к вопросам исторической достоверности и реализма, что совершенно не мешало им быть шедеврами. Да и в случае «Амстердама» явно наигранная и сказочная атмосфера вызывает ассоциации с эстетикой нарочито примитивного подросткового комикса вроде «Бэтмена» Адама Уэста. Декорации как будто специально излишне стилизованны, актёры явно рисуются и переигрывают. Ещё немного и начинает казаться, что нам подарили римейк великолепных «Пуль над Бродвеем» Вуди Аллена, и тут изящно построенный замок тонкой иронии рушит грубейшее применение политкорректной повесточки.

Во-первых, создаётся впечатление, что Нью-Йорк образца 1930-х был населён исключительно неграми-адвокатами, медсёстрами, частными детективами и ветеранами. Во-вторых, едва зритель преодолевает изначальное изумление, начинает входить во вкус и разбираться в хитросплетениях сюжета, как ему немедленно, с периодичностью в 5-10 минут, начинают напоминать о страданиях негров, белой вине и необходимости непременно покаяться. В-третьих, дьявольский план злодеев по стерилизации негритянского населения США разработан настолько дебильно, что я начинаю серьёзно волноваться за средний уровень IQ в Голливуде. Судите сами — нацисты открывают клинику, приглашают туда негров и предлагают добровольно (-sic!) стерилизоваться «для блага общества» — а негры берут и соглашаются. Поразительно, но даже в явно пародийном «Black Dynamite» персонажи вели себя умнее.

Однако после изучения состава съёмочной группы, всё быстро встаёт на свои места — оказывается, исполнительным продюсером картины выступил никто иной, как известный рэпер Drake. Соответственно, и удивляться тут нечему: когда за стиль и историческую достоверность проекта отвечает Майкл Питт, в результате получается «Позолоченный век», а при наличии на руководящей должности афропесняра не стоит ожидать особой утончённости произведения. 

Впрочем, не всё так печально — те элементы фильма, до которых не дотянулась рука рэпера, выполнены с душой и на высочайшем профессиональном уровне. В первую очередь это касается любовно созданных, объёмнейших и смешных персонажей, а также мастерски проведённого кастинга.

Кристиан Бэйл — великолепный актёр, способный играть абсолютно любую роль, и в данном случае он талантливо изображает Бёрта — классического интеллигента не от мира сего, общую придурковатость которого усиливает полученная на войне контузия и пристрастие к самодельным опиоидам, после приёма которых так хочется бороться за правду и великую справедливость. К тому же учитывая то, что за верность глобалистским идеалам ему в конце выдают утешительный приз — б/у мулатку — непритязательный соевый зритель будет рад такому завершению арки персонажа. 

Ну а настоящий главный герой фильма это, разумеется, негр Гарольд в исполнении Джона Дэвида Вашингтона. Выгодно отличаясь от остальных персонажей собранностью и адекватностью, Гарольд играюче решает любые проблемы, заодно наглядно демонстрируя аудитории, за кого в наше время следует болеть. Кстати, «Амстердам» является одним из первых примеров эволюции старейших голливудских традиций — теперь белый выступает в роли клоуна, оттеняя серьёзного и крайне положительного негра.

Валери в исполнении Марго Робби — это едва ли не самостоятельное произведение искусства. В своё время крайне удачно сыграв дурочку в «Отряде самоубийц», Робби нашла своё призвание, и подобно Шварценеггеру, регулярно великолепно изображавшему очередную гору мышц, Марго в каждом втором фильме выдаёт свежую версию Харли Куин. Бешеная экспрессивность, увлечение декадентским искусством, прото-феминизм, борьба за всевозможные права и желание быть сильной и независимой, не думая о последствиях — всё это создаёт умилительный образ эталонной глупышки.

Но и актёры второго плана в «Амстердаме» не только не уступают звёздам первой величины, но и зачастую успешно перетягивают одеяло на себя. 100% нордический араб Рами Малек прекрасен в роли главного американского нациста, у которого ещё до прихода Гитлера к власти в кабинете появились портреты фюрера и его соратников, Аня Тейлор-Джой восхитительна в роли архетипичной салонной злодейки, а Андреа Райзборо в роли стервозной жены уморяет своими фетишами. Майкл Шэннон и Майк Майерс стопроцентно попадают в образ интеллигентных контрразведчиков, и лишь абсолютно деревянное камео Роберта Де Ниро слегка разочаровывает.

Итог: изумительно стильный, прекрасно сыгранный, яркий и весьма смешной капустник, который повесточка испортила не меньше, чем квартирный вопрос москвичей. Несомненно стоит внимания аудитории, но наиболее чувствительным к политкорректности зрителям после просмотра может понадобиться освежить в памяти «Рождение нации» Гриффита — для баланса.

#новые_критики #амстердам #дорогой_артхаус #кристиан_бэйл #марго_робби #джон_дэвид_вашингтон #комедия_абсурда #негры #нацисты #blm

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 6
    4
    331

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.