igor_funt Игорь Фунт 26.11.22 в 13:21

Утоление скорби душевной… К 305-летию Александра Сумарокова

К 305-летию русского поэта, литературного критика и драматурга А.П. Сумарокова. Одного из крупнейших писателей русского классицизма XVIII века. 

Портрет работы мастерской Фёдора Рокотова, 1762 г.

Молодой Фонвизин имел жуткий успех, когда исключительно артистично попугайничал. Пародируя пожилого уже тогда «шута горохового» — А.Сумарокова. Причём попугайничая в его присутствии. [Как Сумароков в свою бытность подначивал «русского Гомера» Тредиковского.]

Аристократическая публика, падкая до низменностей, неудержимо веселилась: «Передражнивал я покойного Сумарокова, — отмечал позже Фонвизин. — Могу сказать, мастерски. И говорил не только его голосом, но и умом. Так что он бы сам не мог сказать другого, как то, что я говорил его голосом».

Но приступим…

Семь тысяч* знаков! О Сумарокове! «Мало!» — по-пушкински бросаю брюзжащий глас, исчезающий во «тьме пустой». По-пушкински…

«Ай да Пушкин, — думаю, — ай да сукин сын: — Выручил». — Знаменитые table-talks.

Вот чем я займусь в этом небольшом юбилейном блоге. Ёрнически порывшись в многочисленных исторических сундучках, стреляя в стену (по ковру) из дуэльной пневматики. Тем более что сам Пушкин травил анекдоты «за всех» почём зря. В том числе и о Сумарокове. И за Петра травил, и за Екатерину, и за Потёмкина. И так же, — зверски гримасничая, — палил по стенам из писто́ли.

Вообще Сумароков — первый русский сочинитель, изобретший и оставивший потомкам мифологизированную репутацию со своей ярчайшей поэтической, художественнически обработанной индивидуальностью. [А не «мёртвый» срез, — как было принято до него: — социализированных положений и должностей. Коих лично С. заработал пруд пруди.] Оставивший блистательную секвенцию folk-stories наподобие средневековых трубадуров, вольной биографии Данте, Вийона. Либо властителей душ эпохи Возрождения Марло, Тассо, Бодена или Макиавелли.

Разумеется, неоспоримо влияние на С. крупнейшего поэта-сатирика, дипломата и просветителя Антиоха Кантемира. Но увы, последний рано уехал представительствовать за границу. Сохранив о себе крайне мало сведений.

Но даже имеющиеся предания о писателях Древней Руси, Петровской ли эпохи — акцентированы в основном на духовных, поведенческих аспектах. Не на лирической Музе.

Собственно зачинатель русского мифотворчества, — наиболее удобный для осмеяния как классический образчик придворной клоунады: — несомненно и всенепременно В. Тредиаковский. Антуражный типаж уходящего прошлого. Превратившийся в анахронизм уже при жизни. (Над ним вовсю потешались царские шуты Педрилло-«Петрушка» и Кульковский-«прапорщик».)

Кстати, затронутый Кульковский как-то непреднамеренно стал слушателем нескольких тоскливых песен из «Тилемахиды» Тредиаковского: тот случайно поймал гаера в палатах.  

От скуки силой принудив внимать поэту:

— Который тебе из стихов больше нравится? — спросил Василий Кириллович, окончив декламацию.

— Те, которых ты ещё не читал!! — ответил Кульковский. Вмиг по-заячьи свинтив от профессора элоквенции.

Потом фиглярский колпак Тредиаковского примерил на себя Сумароков.

Став неким синтезом сложившихся в культурном сознании традиционных амплуа. Одномоментно будучи несводим ни к одному их них. Став родоначальником пасквильной заострённости в описаниях реальной жизни. А не драматической про неё выдумки.

«Рыжа тварь!» — именовал Тредиаковский Сумарокова: «Кто рыж, плешив, мигун, заика и картав, не может быти в том никак хороший нрав».

Особенно же перепало Создателю (с большой буквы) системы строжайших морфологических принципов от са́мого мифологизированного персонажа русской истории — Ломоносова.

Перепадало непосредственно за ненормативность. За экстатическое выскальзывание из общепринятого поведенческого строя. За разлад с господствующим мировосприятием. (Чем «страдал» и великий реформатор Ломоносов, — но уж такова несправедливость дворцовых обычаев.)

Два могутных исполина, — Гаргантюа и Пантагрюэль от литературы, — сломавших об колено время. Устремив его в новое историческое русло именно что страстью к преодолению, жаждой свежего ветра, оппозиционной жаждой смены устоев, — невмочь друг друга вынести.

«Самолюбие и гордость Ломоносова доходили до высшей степени, и подчинённые трепетали перед ним. В Академии, где он был главным, самовластие его доходило до грубости… Для того чтобы восстать против такого сильного соперника, надо было Сумарокову иметь много уверенности в себе, силы и независимость суждения» (Н. Булич). — Уверен, сущностью характеров и Ломоносова, и Сумарокова — являлись доброта и неизменное предпочтение правды (сродни бесконечной любви к отечеству: «Будьте славой самодержице, будьте пользою отечеству!»). Которую оба возносили настолько высоко, — насколько неразличима эта любовь с позиций обывательских, низких, подлых. Отсюда смех. Отсюда — поддёвки.

Ломоносов с каким-то болезненным вожделением издевался над «Аколастом»-Сумароковым, над его повадками и внешностью: «Сумароков картавил и сипел, качался и мигал».

Историк русской литературы Н. Булич мнемонически подытожил: «…наружность его не была особенно замечательна, кроме открытого лица его, в котором всякий мускул жил отдельною жизнью. Лицо его вполне выражало ту внутреннюю, вечную жизнь, которая сжигала его. Эту подвижность лица осмеял Тредиаковский».

Сумароков яро хулит щегольство́. Синхронно сам — нестерпимо насмешливый щёголь.

Боролся с пьянством. Сам — записной пьяница.

Сумароков порицал аристократическую моду. Разночинец-консерватор, сам был «модным судьёй»: причём до карикатурных форм. К тому же рыжим. К тому же постоянно и препротивно подмигивал: «Лечу из мысли в мысль, бегу из страсти в страсть», — будто оправдывая непрерывное моргание. [А ведь в народных предрассудках рыжие — обладатели инфернальной силы. А кто по-идиотски моргает — тот лжёт!]

Бранит хвастовство. Обернувшись символом чудовищной фанабе́рии, бахвальства, едва ли не мании величия. От чего разошлась саркастическая рифма: «Сумароков — бич пороков!»

За что и бит Ломоносовым с Тредиаковским. Усиленно создававших нелицеприятный портрет литературного «врага».

Однажды С. клятвенно пообещал Екатерине, дескать, бросит «бахусовскую страсть». И даже крепился пару лет в завязке.

Позднее, в доме вдовы своего брата Ивана Петровича прислонился в задумчивости к окну. На котором стояла раскупоренная бутыль гунгарской водки. Её запах ошеломил его!

С досадой, в порыве неистовства врезал рукой по склянке — вдребезги! До крови поранившись и перепачкав камзол.

Тут же убежал — словно от света и грешного себя: «…был жертвою пылкой чувствительности своей, — обрисовывает С. Глинка: — Наш поэт-пустынник среди тогдашнего московского общества сам объясняет причину, вовлекшую его в бахусово самозабвение. Трагик Шиллер пил для воспламенения духа. Сумароков пил для утоления скорби душевной».

Раз, — в деревне, — Александр Петрович погнался со шпагой за вконец разнузданным камердинером. И в пылу гнева не заметил, как очутился в пруду по пояс. Пришлось выплывать. По округе гремел дикий гогот холопов: превращая «безумство пышное — в смешное».

Часто по-дурацки носился за мухами, которые не давали ему спокойно жить, творить. Гонялся и с саблей, комично пытаясь разрубить надоедливо жужжащий двукрыл пополам.

Бывало, выбегал с воплями на улицу, — собачась с разносчиками-продавцами, кричавшими под окнами. Мешая думать.

Таким — горласто-бешеным, благородно-просвещённым, кичливым и пронзительно целеустремлённым — покинем здесь «отца», ценностного основателя сентиментальной культуры русского театра: Александра Петровича Сумарокова.

*Примечание:

Текст — победитель конкурса журнала «Новый мир»-2017, — организованного к 300-летнему юбилею А.П. Сумарокова. Также к 240-летию со дня смерти.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 4
    3
    70

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.