"По ту сторону добра и зла" Фридриха Ницше
Я еще застал те времена, когда такие слова как Ницше и «бесноватый» являлись синонимами. И на печатной бумаге, и на ТВ - фраза «бесноватый Ницше» была очень распространена. Так что волей-неволей в голове вставал образ нравственного дегенерата, какого-то болезненного Нострадамуса, невежественного мистика, заросшего безумием человека. И я, естественно, был удивлен обнаружив потом в его лице, во-первых, один из величайших разумов всех времен и народов, во-вторых, одного из величайших просветителей всех времен и народов. И, наконец, в-третьих, безусловного нравственного авторитета.
Один из последовательнейших ненавистников Ницше - Бертран Рассел, ставит его немного-немало вровень с Буддой. И это не случайно. Ницше – Антибудда, поскольку его знаменитая этическая доктрина, которую можно выразить такими словами «Преодолей себя» или даже «Преодолей себя во чтобы то ни стало, даже если для этого придется подтолкнуть ближнего», является в известном смысле зеркальной противоположностью буддисткой этики самоотречения и отрицания воли; через эту связь Ницше также является главным критиком христианства: певец воли, причем злой воли – он насалил слишком многим, - и, естественно, в Советском союзе был запрещен. Вообще Ницше и Достоевский являются логическим завершением всей высокой европейской культуры, ее самыми роскошными, пышными и поздними цветами. На них высокая культура умирает, - и совсем не случайно, что и тот, и другой были теми, кого и у нас, и на Западе принято называть реакционерами, то есть критиками всех, породивших сегодняшний мир «современных идей»: либерализма, социализма, горячо приветствуемого сексологами онанизма и женской эмансипации.
Наряду с «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» является наиболее известной книгой философа и входит по мнению американского истеблишмента в десятку самых вредных книг человечества, наряду с «Капиталом», книжонкой, написанной фюрером и некоторыми другими. Естественно, она стоит особняком, поскольку ко всему прочему является шедевром литературы: мне трудно вообразить человека, который бы умел писать нехудожественную литературу на таком же художественном уровне.
Именно здесь, в этой книге, Ницше самым прозрачным образом объясняет причины своей бесчеловечной этики; именно здесь громче чем где бы то ни было звучит его призыв к перевороту всех ценностей; именно «По ту сторону добра и зла» является, по сути дела ключом от тайной двери в «Так говорил Заратустра» - поэмы, непостижимой без детального рассмотрения прежде всего этой книги.
Как можно видеть из этой книги для Ницше страдание имеет противоположенную оценку, чем для буддистов и вообще подавляющего числа людей. Он видит в страдание обязательное условие для роста индивида; он искренни считает, что страдание миллионов – ничто, в сравнении с жизнью и страданием одного великого человека. В сущности, как и у романтиков, которых сам Ницше не воспринимал, этика имеет эстетическую предоснову: тигр прекрасен сам по себе, что из того, что некоторые овцы пожертвуют жизнью ради его существования?... Не один аристократ не был бы против этого утверждения, в отличие от демократов, что, собственно, показывает сущность и тех и других.
Есть, впрочем, и более важная причина, чем эстетика: Ницше полагал, что человек, пройдя эпоху потребления, измельчает и выродиться окончательно, то есть буквально прекратит собственное существование. Панацеей от этой заразы для Ницше стал Сверхчеловек, понятие, которое по его словам, он подобрал на пыльной улице. В конце времен Сверхчеловек сразиться со Сверхдраконом, которого можно понимать, как выкристаллизовавшуюся в действительность волю «множества множеств». Звучит поэтично. Однако жизнь далека от поэзии. И меня действительно напрягает то, что Ницше, подобно многим гуманитарием, никак не обращал внимания на рост научной техники, который в наше время достиг апогея… Короче говоря, я хочу сказать, что Сверхдракон не то что возможен, а вполне возможно уже здесь, а сверхчеловеком пока что и не пахнет… Возможно, и к лучшему. С другой стороны, не стоит забывать, что у всего на свете есть противоположность: у ночи – день, у жара – холод, и даже Бог, как говорят сведущие в эзотерике люди, нуждается в дьяволе… Что ж, поживем – увидим…
Поскольку автор является скорее врожденным эпикурейцем, чем состоявшемся ницшеанцем, - я, разумеется, не разделяет большинства высказываемых в книге идей. Но поскольку постольку, книга срывает маски с мира вещей, настоятельно рекомендую ее всем гуманитариям к ознакомлению. Но остерегитесь! кто может долго смотреть на солнце – и не обжечь сетчатку глаз, даже если это солнце разума?..
-
Да, я тоже посмотрел "Американский психопат", 2000г. Всё у этих Сверхлюдишек прекрасно, пока котейку в банкомат вставлять не придётся.
1 -
-
"Он видит в страдании". Он католик, а там уродство и мученичество в фаворе.
*Удивительно, Ницше для многих на этом сайте - просто идол, икона и просто маркер принадлежности. И как мало комментов в поддержку божка))
-
-
Каки нафиг католики? Извиняюс, что долго не отвечал, гуглил слово "леваки". В общем мне сегодня в отличии от надкаментами открылась Истина! В затёртой граффити на стене: "Ни соизмерима сила нисовершенства!"(орфография сохранена), то есть "в днище можно снизу постучать", так что под днище и Нишце этого, и автора со словесами загадочными, лудше б скаску соченил, для услады глаз, или приколюху, для настроения.
-
Самадхи, значит. Оооо, просветленнный Севаста. В который раз?))
*Соглашусь про помидоры)) Аграрные вопросы оставим на утро? Это у меня почти ночь, у Вас - светает поди.
* Так то и была приколюха. Прикоснуться к "избранному", впитать в себя всю мудрость западного мышления и остаться среди живых, очистившись от скверны . Или нет
-
"заросшего безумием" ))
надо запомнить. (и использовать как /будто/ своё)
-
У меня есть два любимых автора - Бродский и Ницше. Почему? Почему, может мне это хоть кто-то объяснить.? А-а, у меня ретроатероградная амнезия была + фиксационая... сука... И Бродского мне пришлось заучивать наизусть. А Ниццше я просто полюбил... секс на его устах!