cp
Alterlit
Samarin Роман Газета 21.11.22 в 09:55

Заметки на полях, через которые бежал заяц

Фильм La course du lievre a travers les champs, 1972, Франция.

Режиссёр Рене Клеман. Тот самый, что снял в 1960-м «На ярком солнце» с Аленом Делоном, впервые показав широкой публике красавчика и впервые экранизировав роман «Талантливый мистер Рипли».

«Бег зайца по полям» тоже экранизация. По сюжету бывший лётчик после трагической случайности вынужден спасаться от банды цыган.

Спасаться, постоянно меняя дома, города и даже страны. И вот, вроде бы оторвавшись от преследователей — он снова оказывается не в том месте и не в то время. Вдобавок случайно узнаёт то, чего совсем не следовало знать. Теперь его похищают местные мафиози, которым он тоже становится нужен. Герой не может решить, пытаться ли бежать дальше. Потому что его уже обнаружили и поджидают цыгане. Да и предводитель ОПГ проникается к нему симпатией. Не говоря уже о красивой женщине из провинциальной «Чёрной кошки».

Кино я смотрел давно, роман читал ещё давнее. Рецензии на фильм такие замысловатые, что и не разберёшь, плох он или хорош.

А мне — понравилось.

Да хоть Иоанн-Лука Трентиньян.  Внешность обычная, техника игры — минимализм, лицом и жестами не пересаливает. Всё в гомеопатических дозах. И колоссальное обаяние. Как и у остальных персонажей фильма. Даже (или особенно) бандитов.

Ещё одна изюминка. Есть один кадр (не в смысле пассажир, а в смысле цельный кусок киноплёнки) почти на две минуты: за столом ГГ (главный герой) пытается на спор с ГБ (главарём банды) три сигареты поставить одна на одну. Напряжение максимальное. Остальные урки молча смотрят. И так две минуты. Против всех правил. Эту сцену даже во ВГИКе разбирают, как пример игры без слов и даже почти без действий.

Примечания

1. «Рене Клеман — это мой мэтр, это он меня всему научил. Это был величайший постановщик из тех, которых я знал, величайший оператор, величайший кинооператор» (Ален Делон).

2. Насчёт Трентиньяна, которого, конечно, на самом деле зовут Жан-Луи. Считается, что двойные имена вошли во Франции в моду при Людовике XIV. В качестве компонентов двойного имени часто выбирались библейские имена либо имена предков. Больше всего было Жан-Полей (например Бельмондо). Потому что это имена знаменитых апостолов — Иоанна и Павла. Нетрудно угадать, в честь каких апостолов получил имя Трентиньян. Некоторые двойные имена слились в одно (например, Мари-Анн превратилась в Марианну). Но это уже совсем другая история.

3. В оригинальном названии слово champs — это и есть поле. Произносится шонз, как шонз элизе у Джо Дассена. По-человечески писать во французском не принято, там сочетания букв звучат непредсказуемо. От слова champs происходит и Шампань (равнина), и шампанское, и шампиньоны (полевые грибы).

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 12
    8
    46

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • udaff

    У нас по старым французским фильмам специалист — Вячеслав Петров. Я же к ним как-то не очень.

  • ivan74
    Tenkara 21.11 в 13:33

    Пересматриваю, бывает. Он и сейчас шикарен, как и еще один по сценарию Жапризо, тоже с Делоном и еще с Бронсоном, до кучи, - "Прощай, друг!" Там, кстати, есть похожая фишка, только с монетами: одинн из героев на спор опускает манеты в до краев наполненный стакан. Блин, сколько перепито-перекурено под эти киношки в юные годы) 

  • vpetrov

    Хороший фильм интересного режиссёра. Последнее традиционное, для старого французского кино, изображение "богемцев"-преступников (житан-цыган). Неполиткорректное, тэсэзэть. Неделю назад услышал от одного эрудита, что Клеман - предтеча и постамент Новой Волны. При недоверии (моём личном, субъективном, разумеется, и выборочном) к кинематографу французской "новой волны", Рене Клеман для меня стоит ну совсем наособицу. Да и, собственно, где Клеман, а где Новая волна!...Разве что его использование возможностей кинооператоров...  Его фильмы вполне в духе француского предвоенного синемА.

    Если кто захочет узнать, как французы в период между Третьей и Четвёртой Республиками, могуче громили Рейх, то можно рекомендовать замечательную "Войну (Битву) на рельсах" или (ещё забавнее - из-за целого букета замечательных актёров): "Горит ли Париж?"

    Прекрасен фильм (почти нуар) "У стен Малапаги". Одна из лучших послевоенных ролей Жана Габена. И Изы Миранды, пожалуй, тоже. Интересными представляются фильмы "На ярком солнце" ( с Аленом Делоном и Мари Лафоре, а музыку, к слову, написал Нино Рота) и "Хищники" (Снова - Делон, но уже с Джейн Фондой). Мила очень деликатная экранизация книги Эмиля Золя "Западня" - "Жервеза". "Пассажир дождя" великолепен.

  • Samarin
    Роман Газета 21.11 в 17:46

    Вячеслав Петров 

    Спасибо, очень содержательно. "На ярком солнце" меня тоже цепляет - режиссёрская работа мастерская. Единственное, что мне там не очень - Делон )) Да и  в одних трусах фигура у него довольно посредственная

  • vpetrov

    Роман Газета 

    Пожалуйста. Но это Вам - спасибо за обзор. А Делон - вообще вещь в себе. Понятно, что его маненкеном использовали. В основном. Но можно вспомнить "Двое в городе" или "Дорогу школяров". Да и "Красное солнце", "Самурая", "Рокко и его братья", "Красный круг". 

  • Samarin
    Роман Газета 21.11 в 17:47

    И ещё. Вынужден признать, хорошей фотке Клемана с Делоном не нашёл, поэтому последняя фотка - с Висконти. Да и какая разница ))

  • Arhitector
    Arhitektor 22.11 в 11:54

    Меня привлекло название фильма - подразумевает нечто жизненно-фолософское... а под капотом оказывается довольно блеклый европейский фильм. Эх, смотреть точно не буду. У нас тут своих циган и инфоциган хватает.