Samarin Роман Газета 16.11.22 в 10:04

«Страх вратаря перед одиннадцатиметровым», Вим Фендерс, 1971

Художественный фильм «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым»

1971, ФРГ, Вим Вендерс

В википедии значится «спортивной драмой», но это не точно, как и многие оценочные суждения в википедии. Пожалуй, это психологическая драма с элементами триллера.

Фильм того самого Вендерса по книге того самого Хандке, которые создали то самое знаменитое «Нёбо над Берлином» (кажется, драма про стоматологов).

А здесь имеется и cтрах вратаря, и убийство, и история одного сумасшествия.

При кажущейся скучности сюжета, неуклюжести повествования и блёклости картинки — смотреть почему-то интересно. Такое себе анти-Фарго: никаких экшенов, никаких множественных переплетающихся сюжетных линий. И при этом рука не поднимается выключить. И хочется поглядеть, а что же будет дальше. Наверное, в этом и есть высший пилотаж.

О чём, собственно, фильм.

Жил-был такой себе замкнутый парень. Футбольный вратарь. Какие-то обыкновенные комплексы и неврозы накапливал годами. И тут по Гегелю и Гоголю у бедолаги свершается переход количественных изменений в качественные. За один день тихоня слетает с катушек и вдруг становится способен на страшные поступки.

Впрочем, многие уверены, что все футбольные вратари и бас-гитаристы по умолчанию с придурью и от них всего можно ожидать. Потому что что? Потому что с детства все хотят быть нападающими, а в защиту и тем паче на ворота ставят только лузеров. Чуть старше — за бас-гитару, что в коморке за актовым залом. Ничего не умеешь? Держи вот эту хрень с четырьмя струнами и делай пум-пум. Так они и живут, очкарик с басом и толстяк на воротах.

У них очень много времени накопить ненависть.

Все полтора часа каждой футбольной игры эмоции голкипера бушуют, а реализовать их почти некуда. Стой себе между штангами и скрипи зубами. Может поэтому самые яркие вратари находили необычные выходы инстинкту разрушения. Колумбиец Игита отбивал мячи рискованным финтом «удар скорпиона», а практичный немец Шумахер однажды ничтоже сумняшеся переломал Патрика Баттистона.

В фильме молчаливый немецкий или австрийский паренёк переживает те же страсти. И реализует накопленный годами разрушительный потенциал.

И не повезёт тому, кто случайно окажется у него на пути. Даже если это красивая девушка.

Главный герой — кто-то типа повзрослевшего Холдена Колфилда или Симора Гласса. С одним исключением: ни Колфилд, ни Гласс никогда б не задушили кассиршу кинотеатра, даже если б она им очень сильно понравилась.

От гипнотического повествования и противного саундрека реально можно свихнуться. И при этом получить удовольствие. Я до сих пор для себя не разобрался, гении ли всякие там Бергманы, Антониони и Тарковские — или это просто эффект чёрного квадрата. Но вот после «Вратаря» лично для меня Вендерс покидает чёрный список шарлатанов.

И вот это ещё. В Австрии 70-х довольно обшарпанные тесные жилища, гостиничные номера без удобств и по вечерам небезопасно бродить по замызганным улицам. Так что врали в перестройку либералы о нереальном уровне жизни в продвинутых странах. Как-нибудь напишу о норвежском фильме про норвежские 90-е — там такая нищета показана, хуже самой задрипанной отечественной глубинки.

Ещё оказалось, что у них за рубежом даже лифты платные. Кидаешь монетку — лифт едет. Кидать надо шиллинг, поэтому и делаем вывод, что история происходит в Австрии. Получается, а Николай Носов-то не врал.

Иногда встречается вариант перевода «Страх вратаря перед пенальти», Думаю, так неправильно. В немецком оригинале однозначно Die Angst des Tormanns beim Elfmeter. Просто в немецком, как и английском, число 11 имеет короткое имя собственное, а у нас по формуле «икс над десятью». И от этого название выходит немного корявым. Ну и что. Все фильмы Вендерса корявые. Но этот вполне себе модно смотреть.

P.S. Оказывается, фильм в 2014-м перекрасили и появилась версия с яркой насыщенной картинкой. Для гурманов и эстетов подправлять унылые цвета Вендерса просто кощунственно, ну а простому бюргеру будет радовать глаз.

P.Р.S.

Блох (главный герой, тут от одной фамилии можно сойти с ума) сидит на трибуне и смотрит матч. Берётся объяснить суть происходящего своему случайному соседу, ведь в игре как раз назначается пенальти.

«Вратарь соображает, в какой угол будут бить, — говорит Блох. — Если он знает того, кто бьёт, он знает и какой угол тот, как правило, выбирает. Но, возможно, и бьющий одиннадцатиметровый рассчитывает на то, что вратарь это сообразил. Поэтому, соображает вратарь дальше, сегодня мяч в порядке исключения может полететь в другой угол. Ну а что, если игрок, выполняющий пенальти, продолжая думать одинаково с вратарём, всё-таки пробьёт как обычно?».

Вратарь отбивает удар. Он справился, и теперь его ждёт восторг окружающих и внутреннее удовлетворение. А вот Блох, кажется, уже никогда не придёт в себя.

 
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 22
    10
    226

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • udaff

    Нет, я от просмотра воздержусь. 

  • Samarin

    Извиняюсь за две опечатки: "Эот фильм вполне себе моДно посмотреть" - конечно, имелось в виду слово "можно".

    И в заголовке фамилия режиссёра почему-то звучит как название бас-гитары (фендер джаз-бас). Ночью редактировал, не углядел. А исправлять на сайте - целая проблема. Нужно главреда просить и тд. Проще новую рецензию написать, чем старую переделывать.

  • capp

    Гейское какое-то название у фильма..

  • mayor

    Kэп Роман Газета 

    А я вот помню, что у Тимура в адьютантах Гейка был, и никаких мыслей этот факт не вызывал.

  • capp

    mayor1 

    Ну так в 71-м, если бы я узнал о существовании этого фильма, и у меня бы никаких мыслей не возникло. 

    А теперь мы все уже далеко не торты...

  • mayor

    Kэп 

    Не поверите, но там еще и книга была. И вот прямо так черным по белому.

  • Arhitector

    Я смотрю пошла новая тенденция - вытаскивать на свет ту же киноамериканщину или киноевропейщину, но уже великовозрастную, с хорошим пробегом и знатно подзабыту всеми, или вовсе не известную никому. Об современных холливудах, видимо, подисписались, а кушать запада всё равно хочется. Шта, об российско-советском кинематографе статьи сочинять совсем вне современной повесточки? (задумчивый смайлик)

    Если честно, порой такие фильмы посмотреть можно - не столько ради самого содержания, сколько окунутся в исторический быт иностранщины прошлых лет: старая Европа - где мы её ещё увидим?

  • Samarin

    Arhitektor 

    Зачем сразу мода )) Просто Вендерс считается выдающимся режиссёром, вот и захотелось глянуть что-нибудь. А поглядев - захотелось поделиться впечатлениями. Вот вчера смотрел фильм 2022 "Быстрее пули" - сегодня напиша. Чтоб не вхолостую два часа просмотра прошли.

  • Samarin

    Роман Газета 

    Кстати, и кое-что отечественное будет. Даже новый украинский фильм Сенцова (такой неудавшийся террорист и неудавшийся кинорежиссёр). Новый фильм Сенцова - это просто эталон хуйни. В парижскую палату мер и весов можно поместить.

  • bastet_66

    Не могу судить обо всех вратарях, но я воспитана на образе Владислава Третьяка. Он, конечно, не футболист. Но вот не взялась бы утверждать, что у них копятся комплексы. Это ведь какую голову надо иметь, чтобы не ошибиться и принять мяч/шайбу! Статья отличная. Возможно, фильм снят хорошо. Но вот смотреть на депрессивного вратаря нет желания.

  • horikava_yasukiti

    bastet_66, да этот стереотип распиарен другими игроками (потому как, в большинстве случаев, тщеславные дураки), потому что им невдомёк, как можно не стремиться кривляться перед публикой,  а просто получать удовольствие от игры и понимания того, насколько важную роль выполняешь. Утверждаю это, как футболист-вратарь (бывший).

  • Samarin

    Господин Хорикава Ясукити 

    Я пошутил насчёт вратарей и басистов - они на самом деле одни из самых главных. Особенно вратарь.

  • horikava_yasukiti