От гипнотического повествования и противного саундрека реально можно свихнуться. И при этом получить удовольствие. Я до сих пор для себя не разобрался, гении ли всякие там Бергманы, Антониони и Тарковские — или это просто эффект чёрного квадрата. Но вот после «Вратаря» лично для меня Вендерс покидает чёрный список шарлатанов.
И вот это ещё. В Австрии 70-х довольно обшарпанные тесные жилища, гостиничные номера без удобств и по вечерам небезопасно бродить по замызганным улицам. Так что врали в перестройку либералы о нереальном уровне жизни в продвинутых странах. Как-нибудь напишу о норвежском фильме про норвежские 90-е — там такая нищета показана, хуже самой задрипанной отечественной глубинки.
Ещё оказалось, что у них за рубежом даже лифты платные. Кидаешь монетку — лифт едет. Кидать надо шиллинг, поэтому и делаем вывод, что история происходит в Австрии. Получается, а Николай Носов-то не врал.
Иногда встречается вариант перевода «Страх вратаря перед пенальти», Думаю, так неправильно. В немецком оригинале однозначно Die Angst des Tormanns beim Elfmeter. Просто в немецком, как и английском, число 11 имеет короткое имя собственное, а у нас по формуле «икс над десятью». И от этого название выходит немного корявым. Ну и что. Все фильмы Вендерса корявые. Но этот вполне себе модно смотреть.
P.S. Оказывается, фильм в 2014-м перекрасили и появилась версия с яркой насыщенной картинкой. Для гурманов и эстетов подправлять унылые цвета Вендерса просто кощунственно, ну а простому бюргеру будет радовать глаз.
P.Р.S.
Блох (главный герой, тут от одной фамилии можно сойти с ума) сидит на трибуне и смотрит матч. Берётся объяснить суть происходящего своему случайному соседу, ведь в игре как раз назначается пенальти.
«Вратарь соображает, в какой угол будут бить, — говорит Блох. — Если он знает того, кто бьёт, он знает и какой угол тот, как правило, выбирает. Но, возможно, и бьющий одиннадцатиметровый рассчитывает на то, что вратарь это сообразил. Поэтому, соображает вратарь дальше, сегодня мяч в порядке исключения может полететь в другой угол. Ну а что, если игрок, выполняющий пенальти, продолжая думать одинаково с вратарём, всё-таки пробьёт как обычно?».
Вратарь отбивает удар. Он справился, и теперь его ждёт восторг окружающих и внутреннее удовлетворение. А вот Блох, кажется, уже никогда не придёт в себя.