Что в имени тебе моём?
Наши фамилии – это связь поколений, история предков, заключённая в слове. С именами ещё сложнее – это и надежды родителей, и культура, в которой мы родились, и самоощущение, неотъемлемая часть каждой личности. Но многие люди меняют имя, и причины у всех разные: от вкусовых предпочтений до семейных демонов, от которых хочется убежать. А ведь есть ещё мошенники, шпионы, те, кто просто мечтает о новой жизни…Неудивительно, что литературные персонажи тоже нередко пытаются переписать свою судьбу.
Смена имени может быть важна для развития героя или являться ключевым элементом сюжета (как в «Талантливом мистере Рипли» Патриции Хайсмит), а иногда она даже связана с мотивом убийства. Например, у Агаты Кристи есть история, в которой сыщик раскрывает преступление, когда узнаёт настоящее имя персонажа (название не пишу, чтобы не спойлерить).
Об одном аферисте не могу не упомянуть отдельно, уж очень обаятельный образ создал Леонардо Ди Каприо в ностальгическом фильме Спилберга «Поймай меня, если сможешь». В основе сюжета лежит роман-автобиография Фрэнка Абигнейла, знаменитого фальсификатора, которому удалось обмануть корпорации на миллионы долларов. В течение пяти юношеских лет он прожил жизни как минимум восьми человек, и у большинства из них были очень разные профессии! Пилот, юрист, врач, учитель...Его бы талант да в мирных целях.
Но самое интересное, что часть его автобиографических историй… выдумана! Журналисты устраивали целые расследования и смогли опровергнуть многие утверждения Абигнейла, хотя в то же время некоторые другие его преступления оказались куда сложнее, чем тот заявлял. Любопытно, чувствовал ли он себя другим человеком, примеряя очередную личину, и как сам в них не запутался.
В общем, сегодня вспоминаем истории, сюжет которых вращается вокруг разномастных самозванцев.
Начнём с новинки детективного жанра – «Экспресс на 19:45» Лизы Агнер. Этот роман лучше всего отражает тему: персонажи меняют имена постоянно и с редким азартом, что, впрочем, далеко не всегда им помогает.
Фишка: новый подход к старому сюжету.
Сюжет: в поезде Селена заводит разговор с незнакомой женщиной и как-то незаметно раскрывает той свои самые неприятные секреты. В числе прочего героиня рассказывает о том, что её муж изменяет ей с няней, и даже упоминает робкую мечту: вот бы няня куда-нибудь исчезла. На станции попутчицы расходятся в разные стороны, и, казалось бы, их жизни больше никогда не пересекутся… Вот только Селена начинает получать странные сообщения, а ненавистная няня действительно исчезает.
В «Малавитах» Тонино Бенаквисты персонажи становятся частью программы защиты свидетелей. Тут всё просто: героям дают новые имена, новые документы и новую биографию, чтобы уберечь их от расправы.
Фишка: романы («Малавита» и «Малавита-2») рассказывают о главе мафии и его чудаковатом и очень правильном семействе, что нехарактерно для таких историй.
Сюжет: в маленький французский город прибывают новые жители: писатель Блейк, его родные и собака Малавита. Казалось бы, обычная семья, только вскоре за ними явится мафия, ведь бывших главарей просто так не отпускают.
«Зажмурься покрепче», Джон Вердон
Джон Вердон стал писателем в 68 лет, когда создал Дейва Гурни, детектива убойного отдела в отставке. Ни автор, ни его главный герой имён не меняли, а вот о других участниках событий этого не скажешь.
Фишка: нужно выяснить, кто из персонажей сменил имя – несчастная невеста, её жених или пресловутый садовник.
Сюжет: в день свадьбы невеста в прямом смысле лишается головы. И жертва, и её несостоявшийся муж – из весьма обеспеченных семей, а подозрение падает на садовника-мигранта, который к тому же исчез.
«Здесь покоится Дэниел Тейт», Кристин Террилл
Вот поменяешь имя в надежде на светлое будущее – а там, впереди, тьма тьмущая. Вернуть всё назад? Уже не получится…
Фишка: ещё один неновый сюжет с новым решением.
Сюжет: десятилетний Дэниел Тейт бесследно исчезает, а через некоторое время объявляется снова – уже будучи взрослым юношей. Разумеется, это самозванец, но жизнь парня была настолько печальной, что он не может не ухватиться за шанс начать всё с нуля. Тем более что родственники настоящего Дэниеля богаты, а главное – искренне его любят. Вот только любят ли? Уж слишком легко они ведутся на выдуманную историю о похищении и побеге, и очень похоже, что кто-то из них знает о судьбе пропавшего мальчика. Может, тот и не пропадал?
«Ход снежной королевы», Валерия Вербинина
Ну вот и до тайных агентов добрались. И особенно приятно, что речь идёт не о банальном Бонде, а об Амалии Корф, секретном агенте императора, на минуточку. Ретро детективы писать очень сложно, знаю на собственном опыте. Поэтому не забываем, что это – не учебник по истории, и с удовольствием следим за развитием событий.
Фишка: в бывшем замке тамплиеров ищем русского преступника, попутно отмахиваясь от призраков.
Сюжет: 1884 год, старинный замок, метель, призраки и кровавые надписи с неприятными угрозами. В принципе, этим уже всё сказано, но добавлю ещё, что хозяев и гостей косит подозрительный мор. Повезло, что среди присутствующих оказывается Амалия, которая поначалу представляется другим именем…
«Ловушка для Золушки», Себастьян Жапризо
Любимая с детства классика жанра. Сразу после публикации этот роман был удостоен французской литературной премии «Grand Prix de Litterature Policiere».
Фишка: до финала неясно, кто же остался в живых: изначальная обладательница имени или самозванка. Причём не знает этого даже героиня.
Сюжет: серьёзно пострадав во время пожара, женщина теряет память и не может понять, является она преступницей или жертвой.
-
Вячеслав Петров 14.11.2022 в 12:21
Порция детективов для отдыха - вещь незаменимая. Особенно Жапризо. А вот переваривание похождений российскоподданного преступника XIX века в тамплиерских декорациях уже обещает изжогу.
-
Ксения Комал 15.11.2022 в 20:58
Я стараюсь, чтобы подборка была максимально широкой. К счастью, вкусы у всех разные) А Жапризо хорош.
1 -
-
prosto_chitatel 14.11.2022 в 13:26
Жапризо, конечно, классика, в остальном понравилось, как вы сегодня объединили книги под темой смены имени, интересно было читать, спасибо
-
Ксения Комал 15.11.2022 в 20:59
Мне нравится делать тематические подборки — искать что-то общее в разном. Благодарю за поддержку)
1 -
prosto_chitatel 16.11.2022 в 12:01
Ксения Комал и это интересно как раз, жду, что вы еще придумаете в этом плане
-
Царевна 14.11.2022 в 16:18
Слежу за Амалией, хотя местами Вершинин пишет немного занудно. Спасибо за Жапризо, может, перечитаю на выходных
-
Ксения Комал 15.11.2022 в 21:08
Про Амалию пишет не Вершинин)) А насчёт затянутости соглашусь: это вообще особенность ретродетективов. Я смотрю, Жапризо все как старого друга воспринимают, приятно.
1 -
Царевна 15.11.2022 в 23:26
Хде? )) Лежит у меня в папочке на В, значит оне)))
* Точно, моя боль не запоминать авторов из-за того, что со школы считала упоминание о прочитанных книгах бахвальством ( автор-назвпние-пара цитат). А так сюжет помнишь, книжки читаешь, но заучкой не выглядишь. Пора взрослеть. Спасибо, что отметили
-
Arhitektor 14.11.2022 в 19:27
Категорически не перевариваю книги-детективы. Объяснить не могу, наверное что-то природное. По типу отвращения к гороху, фасоли и перловке. Может быть потому, что не считаю нужным трать десять человеко-часов на следование авторским детективным измышлизмам, когда всё то же самое могу впитать, при настроении, например за час серии "Коломбо" или "Эркюля Пуаро". По этой причине ни одна из приведённых выше книг не зацепила. Тем не менее за попытку зацепить - спасибо.
-
Ксения Комал 15.11.2022 в 21:10
Так в книгах не только детективная линия, там ещё много другого накручено. При всей моей любви к тому же "Коломбо", степень погружения в историю у таких сериалов всё-таки меньше, их чаще смотрят фоном. А книга именно эмоции даёт, проживание сюжета. Но я тоже не люблю перловку, так что могу Вас понять. Восприятие у всех разное.
-
bastet_66 16.11.2022 в 07:26
Подборка живенькая. Детективы обожаю, но только классику. Жапризо и Вербинину почитаю с удовольствием. Исторические детективы интересуют. Правда, русский след насторожил, но любопытно посмотреть, что из этого получилось. С удовольствием читаю Ваши обзоры. Книг много, глаза разбегаются, не знаешь, за что ухватиться, а тут все по полочкам разложено. Спасибо.